Папки-передвижки

Сценарий казачьего праздника «Ай, да казачка»

Ожегова Ирина Владимировна
Сценарий казачьего праздника «Ай, да казачка»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста национального самосознания и высоких духовных качеств, причастности к родному народу, к его истории и культуре.

Задачи:

— сохранение и развитие культурных традиций Амурской области, с. Константиновка:

— привлечение внимания дошкольников к вопросам сохранения духовно-нравственного и культурного наследия родного края, бережного отношения к обычаям и традициям народов Дальнего востока;

— воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения;

— популяризация уникального образа казачки, сформировавшийся в казачьей среде.

Словарная работа:

Публикация «Сценарий казачьего праздника „Ай, да казачка“» размещена в разделах

Петух — кочет

Ласточка — касатка

Стрекоза — зинчик

Дом — курень

Бабушка — бабаня

Кукла — кундюбочка

Вареники — варенички

Площадь — майдан

Туфли — чеботы, чувяки

Горшочек —чугунок

Кусок хлеба — коврига

Дорога — шлях

Щенок — кутенок

Кувшин — крынка

Предварительная работа: разучивание песен, разучивание стихотворений амурских поэтов.

Ход конкурса:

Песня ___

Под музыку выходят ведущие казак и казачка

Казак: Как у нас на амуре зорьки ясные,

Казачка: Как у нас на Амуре ветры — ястребы.

Казак: Как у нас на Амуре люди сильные

Казачка: Как у нас на Амуре дали синие.

Вместе: А казачки то у нас — все красивые!

Казачка: Именно юным казачкам, их красоте и посвящается наш конкурс

Все: «Ай, да казачка!»

Казак: Наши участницы: (выходят девочки)

Казак : Девчата наши все как на подбор:

Кундюбочки, доброличные.

Казачка : Зинчики, лазорики, гулюшки Длиннокосые да звонкоголосые.

Казачка: Изюмные да великатные!

Казак : А как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?

Казачка: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания.

Сейчас я вам о них расскажу:

1. «Смотрины» — участницы представляют свою визитную карточку (рассказ, стихотворение о себе, своих увлечениях, семье)

2. «Коса — девичья краса» -участницы демонстрируют свою девичью причёску, соревнуются между собой «Кто быстрее заплетет косу».

3. «Посидим рядком, да трошки погутарим» -участницы конкурса называют по-казачьи, что изображено на карточке.

4. «Ковыльная родимая сторонка» — участницы декламируют стихотворение Амурского поэта.

5. «Казачья сноровка» — этот конкурс состоит из нескольких этапов:

«Определи на ощупь» (участницы на ощупь определяют, какая крупа находится в блюдце — фасоль, горох, рис, пшено, гречку).

«Свари борщ» (необходимо из предлагаемых овощей и фруктов выбрать те, что пригодятся для приготовления борща)

6. «Ай, да казачка, ай, да стать» — участницы в этом конкурсе идут за водой к колодцу (проходка участниц с коромыслом).

Казак: Пусть праздник наш будет весёлым и добрым,

Не будет упрёков и горьких обид,

Казачка: Не надо нам кубков и титулов громких,

Пусть дружба святая на нём победит.

Пусть будет под силу любая задача.

Да здравствует конкурс

Все: «Ай, да казачка!»

Казак: Оценивать выступления конкурсанток будет жюри.

Казачка: Позвольте мне их представить

Прошу конкурсанток подойти к столику жюри для жеребьёвки. (Девочки выбирают цветок подсолнуха, на котором указан номер, под которым они будут выступать, и прикалывают его к платью)

Жеребьёвка

1. «Смотрины».

Я объявляю наш первый конкурс «Смотрины». Чтобы мы узнали ближе наших конкурсанток, а они друг друга, казачки расскажут нам о себе и своих интересах.

(Девочки по очереди, согласно своему номеру, выходят и представляют свою визитную карточку (рассказ, стихотворение о себе, своих увлечениях, семье)

2. «Коса — девичья краса».

Казачка: Вот мы и познакомились с нашими казачками. Издавна украшением и гордостью казачки являлась коса. И наши казачки сейчас продемонстрируют свою причёску. Мы начинаем наш второй конкурс "Коса — девичья краса«.(Под музыку девочки демонстрируют свои прически)

Казачка: Вот мы и убедились в том, что коса — вовсе не скучная и примитивная прическа. Чтобы искусно заплести длинные волосы в косу требуется большое мастерство. И сейчас наши мастерицы покажут нам, как они умеют плести из ленточек косу.

(Девочки плетут из ленточек косы, а ведущая читает информацию зрителям)

Информация:Косы издревле имеют глубокий смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за практичности. С помощью кос показывали семейный и социальный статус, чем длиннее и крепче заплеталась коса, тем лучше считалась девушка. Если у девушки была заплетена одна коса, это говорило о том, что девушка не замужем, если в косу вплетали ленту, то это означало, что девушка готова к замужеству. Лента, вплетенная наполовину длины косы, говорит о том, что у девушки есть жених, и она скоро выходит замуж. Две косы, обернутые вокруг головы и убранные под кику — носили только замужние женщины. Косы служили охранным амулетом в битвах. В старину верили, что волосы, заплетенные в косу, служат оберегом это один из самых древних и известных методов защиты против сил зла. Эта традиция была у всех народностей и во все времена.)

Танец ___

3.«Посидим рядком, да трошки погутарим».

Казачка: Давайте-ка, сядем, казачки в тесный курагод. Посидим, погутарим с вами. Хочу испытать вас, как вы знаете казачий говор:

(Участницы конкурса называют по-казачьи, что изображено на карточке, которую показывает ведущая)

Петух — кочет

Ласточка — касатка

Стрекоза — зинчик

Дом — курень

Бабушка — бабаня

Кукла — кундюбочка

Вареники — варенички

Площадь — майдан

Туфли — чеботы, чувяки

Горшочек —чугунок

Кусок хлеба — коврига

Дорога — шлях

Щенок — кутенок

Кувшин — крынка

4. «Ковыльная родимая сторонка»

Казак: Послушайте, казачата, отрывок из стихотворения Виктора Николаевича Лескова, потомка казачьего рода.

Аз есть казак. Христа воитель и государев человек,

Он к делу ратному привычен. Границ хранитель и борец.

За дело праведное встанет, коль присягал, так знает честь,

Россия родина казачья, других отчизн во век не несть.

Албазино – то ли это… городище крепость вольница острог,

С албазинского сиденья Русский начался Восток…

В албазинском поселенье закрепились казаки…

На века, на поколенья, во славу матушки Руи.

Многие самобытные поэты посвящают строки Амурской земле и любови к родному краю. И сейчас мы послушаем выразительное чтение нашей землячке, жительнице села Константиновка Нины Сергеевны Колесниковой в исполнении мастеров сценического искусства, наших казачек!

Деревенька моя, Константиновка славная.

Навеки корнями просла я в тебя.

Под кроной твоей я сама народилась

И деткам моим ты - родная земля.

Я люблю тебя светлой и чистой любовью,

Все дороги, деревья, поляны, дома.

Выхожу на крыльцо и, любуясь тобою,

Благодарно шепчу: «Как ты мне дорога!»

Ты когда- то была неприметной и тихой,

Потом стала на диво глазам хорошеть.

В ширину разрослась, с высотой подружилась,

Чистота и уют - просто любо смотреть.

Ах, деревня моя, Константиновка милая!

Все с тобойдовелось: молодой быть, стареть…

И приходит в тебе моя жизнь кропотливая,

И с тобой во Вселенную суждено улететь.

(Н. С. Колесникова)

Иду по улице родной, любуясь красотой,

На каждой крышей снег, сверкает белизной,

Дома стоят по сторонам, а меж домов – дорога.

Как путь из века ввек… Ты отдохни немного.

Десятки лет прошло на улице родной,

И нет дороже и милей - нигде и ни одной.

О, улица моя! Амурской наречённая,

Тебя любить навек я обречённая.

(Н. С. Колесникова)

Ещё с времён Албазина,

Манчжур атаки отражая,

Моя родная сторона

Была исконно русским краем.

Хребтом России стал Урал,

А на окраине державы,

И Невельской наш флаг поднял

Над приамурьем с полным правом.

Земля моих предков старинная, тебе мой привет и поклон,

Ты песнею стала былинною с тех давних и славных времен.

Ты ясно солнышко, моя сторонушка.

На радость родине ты процветай.

Земля амурская, родная русская,

Дальневосточный мой. Любимый край.

Игорь Игнатенко «Амурские сёла»

Ехал с гостем я столичным по сторонке по родной,

И названьям сёл привычным удивлялся путник мой:

- Где ж экзотика Востока,

Где амурский колорит?

- То Полтавка, то Тамбовка,

То Ивановка дымит…

Автор: Миланич Людмила

Солнце Дальнего Востока

Я в крови своей ношу,

От рожденья, от истока

Здешним воздухом дышу.

И, хотя не против странствий,

Но собою быть могу

Лишь средь этого пространства,

Лишь на этом берегу.

5. «Казачья сноровка».

Казак: В самую пору испытать наших казачек, да поразузнать, что они за хозяюшки: умелые ли, сноровистые ли. Милые казачки, вам нужно на ощупь определить, что за крупа насыпана в тарелки.

(Девочки определяют на ощупь крупу)

Казачка: А сейчас следующее задание, как вы видите на столе корзинки с номерами, вам необходимо взять корзинку с вашим номером. Пойти на базар и там из предлагаемых овощей и фруктов выбрать те, что вам пригодятся для приготовления борща. Корзинки с овощами потом вы относите на стол жюри.

(Девочки выбирают нужные овощи — муляжи)

5. «Ай да казачка, ай да стать».

А казачка величава, выступает будто пава. Наши участницы сейчас должны будут пройтись перед всеми присутствующими да не просто, аза водой к колодцу.

Звучит музыка. Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам, берут и идут к «колодцу». Набирают воду. Ведра вешают на коромысло, идут по залу, делая круг.

Казачка: Настало время подведения итогов. Пока мы ждем результатов нашего уважаемого жюри, поведайте-ка мне, казачата:

«Кто же главный у казаков?» (атаман)

-а как зовут помощника? — (есаул)

-а где выбирают атамана? — (на кругу)

-а что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? — (Любо)

-как называют жилище казаков? (курень)

Очень любит сено есть,

И достоинств нам не счесть.

Очень уж добра, быстра,

И хозяину нужна.

Есть копыта, хвост и уши,

Про нее скорей послушай.

Жеребенка нам родит,

Отгадай же в этот миг. (Лошадь)

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подкова)

С ручейка берёт начало,

Что бы это означало?

Глубока и широка,

Средь полей течёт. (Река)

Ползёт наоборот, задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (Рак)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Не казак, а с усами, на четырех ногах, а не конь. Не белка, а на дерево взбирается, на мышей охотится, но не сова. (Кот)

Встает на заре, поет на дворе,

На голове гребешок, кто же это? (Петух)

Заворчал живой замок, лег у двери поперёк

Две медали на груди — лучше в дом не заходи! (Собака.)

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

В огороде стоит, ничего не говорит,

Сам не берет и воронам не дает. (Пугало.)

Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)

Казачка: Слово предоставляется жюри.

Награждение участниц.

Финальная песня___

Казачка: Конкурс «Ай, да казачка!» окончен, пора и честь знать.

Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех!

За огонь соревнованья, обеспечивший успех!

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора Реализация регионального компонента в образовательной деятельности старшей группы №1 «Сказка» общеразвивающей направленности на 2015 –.

Инновационные методы приобщения к культуре народов Кубани. Выступление на «Фестивале детского казачьего творчества»Инновационные методы приобщения к культуре народов Кубани. Выступление на «Фестивале детского казачьего творчества» Автор статьи: Маркусова Елена Эдгаровна музыкальный руководитель МДОБУ № 15 «Дружба» г. Новокубанск, Краснодарский край. Каждый год в начале.

Конспект НОД в старшей группе «Казачка гордая моя»Конспект НОД в старшей группе «Казачка гордая моя» Цель: приобщение детей к культуре и быту казачества. Задачи: Образовательные – закреплять представление детей о роли матери в казачьей.

Конспект по речевому развитию в форме игровых ситуаций с детьми средней группы «Казачка Марьяна в гостях у ребят» Речевое развитие – одно из главных направлений в образовательном процессе. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.

Макет казачьего подворья для кубанского уголкаМакет казачьего подворья для кубанского уголка Для оформления уголка я сделала настольный макет одного из вариантов казачьего подворья. Для этого я взяла пенопласт размером примерно.

Сценарий казачьего праздника на Дону «Славься, славься, донщина моя!»Сценарий казачьего праздника на Дону «Славься, славься, донщина моя!» Сценарий праздника «Славься, славься, донщина моя!» Муз. рук. : Уважаемые гости и родители, мы пригласили Вас на праздник посвященный 80-ию.

Сценарий новогоднего праздника для второй младшей группы «В ожидании праздника» Сценарий новогоднего праздника для второй младшей группы «В ожидании праздника» Цель: создание радостного, праздничного настроения, положительных.

Сценарий праздника «23+8» Если случилось так и у вас во время праздников был карантин, то после его окончания можно провести и такой вариант. Сценарий праздника «23+8»,.

Сценарий праздника «Масленица» Сценарий праздника «Масленица» на улице в детском на улице Действующие лица: Ведущие, Баба Яга, Зима, Весна. (Слова под фонограмму трек.

Сценарий свадебного казачьего обряда для детей старшего дошкольного возрастаСценарий свадебного казачьего обряда для детей старшего дошкольного возраста Казачьи свадебные обычаи для детей старшего дошкольного возраста Звучит 1 куплет «Дон ты вольный», далее под песню «Белорыбица» (анс.

Автор публикации:
Сценарий казачьего праздника «Ай, да казачка»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 09:06
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД