Лучший педагог года

Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Богатыри земли русской»

наталья белякова
Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Богатыри земли русской»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №14»

Сценарий мероприятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

с детьми подготовительной группы

«Богатыри земли русской»

Публикация «Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

Цель занятия: Воспитание творчески развитой личности; приобщение к русскому народному творчеству и обогащение двигательного опыта дошкольников посредством народных игр, забав.

Задачи:

1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

2. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче; 3. Познакомить детей с оружием богатырей, с пословицами, поговорками о смелости, отваге, Родине;

4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, традиций, преданий о русских богатырях;

5. Развивать ловкость, сообразительность, внимание и наблюдательность;

6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Просмотр былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол»,

«Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Продуктивная деятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

Иллюстрации богатырей Древней Руси; изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея – Горыныча;

карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т. д.); костюмы богатырей и гусляра, канаты, камень на распутьи - три дороги, 2 коня-игрушки, камушки – кирпичики, 3 гелевых шара - (головы Змея – Горыныча, 2 корзины с шариками из сухого бассейна, лес, река.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях. Звучит «Утро» Э. Грига.

Воспитатель. Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие. А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней.

Воспитатель :

Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы – татары, часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели.

(Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми.

Кто изображен на картине?

Дети:

Илья Муромец,

Добрыня Никитич,

Алёша Попович.

Воспитатель :

Правильно, а кем они были?

Дети:

Воины, защитники Родины.

Воспитатель :

Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети:

Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель :

Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Воспитатель : Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин.

Воспитатель. Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название? (Ответы детей). Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина-это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.

Воспитатель. Кто слагал и рассказывал былины о богатырях? Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал, рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?

Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.

Воспитатель. Сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах. Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Воспитатель : Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

Дети:

«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,

«Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.

Воспитатель :

Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети:

Илья-Муромец с Соловьем - разбойником, Добрыня Никитич со Змеем Горынычем, Алеша Попович с Тугариным Змеем.

Воспитатель : Почему Илью называли Муромцем?

Дети: Он был родом из города Мурома.

Воспитатель :

Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети:

Да.

Воспитатель :

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?

Перед битвой каждый богатырь должен приготовить своё оружие и доспехи. А знаете ли вы, как выглядели и назывались оружие и одежда богатырей? Вот сейчас и проверим. Вот у меня карточки, на которых изображены и оружие и богатырские доспехи. Первая дружина выбирает карточки с колющим и ударным оружием, а вторая-с доспехами и режущим оружием. Это задание трудное, поэтому на помощь дружинникам могут прийти девицы-разумницы.

- колющее оружие-копьё, рогатина и лук со стрелами;

-ударное оружие-палица и булава;

-режущее - меч и нож.

Доспехи - кольчуга, щит, шлем с бармицей (сеткой из колец).

Воспитатель : Ребята, а для чего богатырю были нужны доспехи? (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, доспехи защищали воинов. Кольчуга прикрывала грудь и спину, а шею закрывала бармица - сетка из металлических колец. Щитом богатырь отражал удары мечом и укрывался от стрел, а шлем оберегал голову богатыря от ударов (хвалит детей).

Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети:

Дорогу.

Воспитатель :

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти.

Дружно встанем – раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо –

Оглядимся величаво.

Под музыкальное сопровождение дети отправляются в путь (различные виды ходьбы, перестроений).

Воспитатель :

Ай вы, девицы-красавицы:

Словом добрым помогайте,

Коли надо – выручайте!

Воспитатель :

В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:

Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь налево

Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо,

Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:

Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.

Воспитатель :

(Задание 1)

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Со ступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти, руки на поясе).

Воспитатель : Ребята, у каждого богатыря есть верный помощник – могучий и выносливый богатырский конь. Сейчас мы с вами проверим, смогут ли наши юные богатыри быстро проскакать на коне.

(эстафета «Проскачи на коне»)

Воспитатель :

(задание 2)

Вот преграда на пути

Её так просто не пройти,

Надо быстро вспоминать,

И пословицы сказать!

(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Храброму смерть не страшна.

Крепка рать воеводою.

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель :

(задание 3)

Вот и речка на пути,

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Воспитатель :

(задание 4)

Здесь преграда, здесь Кащей,

Ест он много-много щей,

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

ОРУ «Богатыри»

Под музыку С. Намина «Богатырская сила»

(задание 5)

Все преграды покорились

Дальше в путь вы все пустились

Но, увы, не тут - то было,

Вихрем всё вдруг закружило!

Змей Горыныч трехголовый,

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевали,

Лук и стрелы доставали.

Конкурс («Самый меткий богатырь»)

Воспитатель : Метко били все по цели и змеюку одолели.

Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик – гусляр (под музыку).

Воспитатель :

Кто ты?

Гусляр:

Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель :

А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

(ребёнок читает стихотворение о богатыре)

Богатырь, силён как вольный ветер,

Могуч как ураган.

Он защищает землю,

От злобных басурман!

Он силой доброю богат

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Воспитатель :

Богатыри из вас получились на славу. Давайте сейчас произнесем клятву богатыря :

Обещаем бороться в бою честном!

Друга в беде не бросать!

Да не посрамим Земли Русской!

(Звучит гусельная музыка)

Гусляр:

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,

Аи седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

Воспитатель : У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. Говорят в народе: «Есть хлеб – будет и песня»

(исполняется русская народная песня «Ах, вы сени!»)

Воспитатель : Богатыри не только воевали, но и умели отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем.

(проводится русская народная игра «Достань сапожок!»)

Воспитатель : Обойди хоть всю планету – лучше русской пляски нету!

(проводится русская хороводная пляска)

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец.

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Воспитатель : Пора нашим девицам свое уменье показать да смотать клубочки (игра «Кто быстрее смотает клубок»)

Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать – заслушаешься, залюбуешься.

Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню без музыкального сопровождения «Крутись веретёнце».

Ай, да песня хороша,

Развернулась впрямь душа.

И клубочки хороши, ровно скатаны.

Ай, да девицы, ай, да красавицы!

Ведущий: А что добры молодцы призадумались? И для вас есть игра-забава! Испокон веку славились богатыри своей силою. Давайте проведем конкурс силачей. Эй, силачи, выходите, удаль свою покажите!

Конкурсы: (перетягивание каната, кто больше отожмётся от пола)

Ведущий: Мы с детьми сделали для вас оберег. В глубокой древности такой оберег служил человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Будьте здоровы!

Ах ты, русская душа,

До чего ж ты хороша!

В хороводе отличились

И весельем зарядились!

А сейчас вы не зевайте,

Мою загадку отгадайте.

(Сверху пар, снизу пар –

Пышет русский - самовар)

Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ своим гостеприимством да угощением! «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Чай горячий на столе,

Пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать

Наше угощение!

Список используемой литературы:

1. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И., Карпухина Н. И., и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205с.

2. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.-320с.

3. Авторы: Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-192с.

4. За Отечество! Рассказы по истории: (Сборник) / О. Тихомиров, С. Алексеев, А. Митяев. - Ростов - на Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2012.-128с., ил. (Серия «Для маленьких друзей»).

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Богатыри — защитники земли Русской» «Богатыри - защитники земли Русской». Сценарий праздника. Цель: Формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Задачи:.

«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы «Богатыри земли русской» Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы Цель: Формирование уважения и чувства гордости к русскому.

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Служебные собаки» в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Служебные собаки» Цель: создание условий для формирования представлений детей о.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAMКонспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAM Тема «Богатыри земли Русской»Цель: - Формировать представление о героических защитниках русской земли. Задачи: - Продолжить знакомство с.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской» Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли. Задачи:.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Сентябрь. Тема «Моя семья» Содержание занятий 1. Разгадывание ребуса «7 Я» 2. Работа над понятием «семья» 3. Обсуждение рассказа В. Драгунского.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 5 января 2022 в 21:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД