МААМ-картинки

НОД по развитию познавательных способностей посредством пальчиковых игр в подготовительной группе «Путешествие в Играндию»

Наталья Тимофеева
НОД по развитию познавательных способностей посредством пальчиковых игр в подготовительной группе «Путешествие в Играндию»

Цель. Развитие познавательных способностей посредством пальчиковых игр

Задачи по образовательным областям

«Познание»

Закрепить знания о геометрических фигурах и их элементах.

Закрепить умение выкладывать квадрат и треугольник из счетных палочек, преобразовывать фигуры.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

Закрепить знания о временных преставлениях (дни недели, времена года).

Развивать логическое мышление, воображение и память.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Художественное творчество»

Публикация «НОД по развитию познавательных способностей посредством пальчиковых игр в подготовительной группе „Путешествие в Играндию“» размещена в разделах

Развивать графические навыки.

Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

«Физическая культура»

Развивать мелкую моторику, точность движений с различными предметами и без них.

Совершенствовать двигательные навыки детей.

«Социализация»

Продолжать воспитывать привычки культурного поведения и общения, доброжелательность.

Развивать активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника.

Развивать положительную самооценку, уверенность в себе.

«Коммуникация»

Стимулировать активную речь детей, свободное общение со взрослым и сверстниками.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствовать умение отгадывать загадки.

«Здоровье»

Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья.

Продолжать учить следить за осанкой.

«Безопасность»

Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к играм с мелкими предметами.

«Музыка»

Создать положительный эмоциональный фон для воображения.

Виды деятельности

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественного произведения, музыкально-художественная.

Материалы и оборудование

Су-Джок массажеры, счетные палочки, календарь природы, мяч, листы белой бумаги с квадратами, цветные карандаши, бархатная бумага, шерстяные нитки, фасоль, горох, изображения геометрических фигур, тетради в клетку, игра «Танграм», CD «Музыка для релаксации», компьютер, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа

Разучивание пальчиковой гимнастики, игры с «Су-Джок» шариками, игры со счетными палочками, работа с календарем природы, упражнения в штриховке, игры с природным и бросовым материалом (горох, фасоль, каштаны, косточки, пуговицы и т. д., знакомство с техникой ниткографии, игра «Танграм», «На что похоже»

Ход занятия

Дети свободно располагаются на ковре.

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенное путешествие, в одну очень интересную страну -ИГРАНДИЮ. Хотите ли вы отправиться в путешествие?

Ответы детей

Воспитатель. А как вы думаете, чем любят заниматься больше всего жители этой страны? (Ответы детей). Верно, конечно же, играть. Только открою вам секрет, что игры у них особенные…для пальчиков (стук в дверь, появляется мультгерой)

Мики-Маус: Здравствуйте, ребята! Я случайно узнал, что вы отправляетесь в страну ИГРАНДИЮ, а я как раз там живу, и знаю много разных игр, только боюсь, что вам с ними не справиться, потому что вы еще маленькие и многое не знаете и не умеете.

Воспитатель. Дорогой Мики-Маус, а знаешь ли ты, что наши ребята скоро пойдут в школу. А ведь в школу идут не маленькие дети и они уже многое умеют и знают. Не правда ли, ребята?

Ответы детей

Мики-Маус. Хорошо, ребята, если вы обещаете справиться со всеми испытаниями, тогда пора отправляться в путь.

Воспитатель. Ну что же, ребята, перед нами стоит непростая задача. Мы должны доказать Мики, что очень многое умеем и, чтобы у нас все получилось, давайте перед началом путешествия разогреем наши пальчики. Нам помогут в этом волшебные шарики.

(Дети выполняют массаж специальными шариками «Су-Джок», по ходу выполнения массажа воспитатель интересуется для чего это необходимо)

Пальчиковая гимнастика «Не плачь куколка моя…»

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы, далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени)

Воспитатель. Теперь мы с вами готовы к любым испытаниям. И пока мы разогревали свои пальчики, Мики-Маус приготовил нам первую игру, она называется «Геометрические фигуры».

Дети перемещаются за столы, где у каждого ребенка находится набор со счетными палочками

Мики-Маус. Ребята, а вы знаете что можно делать со счетными палочками?

Ответы детей (Дети рассказывают что из палочек можно выкладывать геометрические фигуры, рисовать, выкладывать имена и другие слова, использовать как предметы заместители и т. д.)

Воспитатель напоминает детям о правильной осанке за столами и ее влиянии на здоровье ребенка.

Далее следует задание:

• девочкам выложить из счетных палочек – треугольник и рассказать все, что о нем знают (у треугольника есть три угла, три вершины, три стороны);

• мальчикам выложить из счетных палочек квадрат и рассказать все, что о нем знают (у квадрата есть четыре стороны, четыре угла, четыре вершины);

Сколько счетных палочек понадобилось девочкам, мальчикам?

• выложите квадрат и треугольник, используя только 6 палочек;

• выложите квадрат и треугольник, используя только 5 палочек.

(На экране образцы геометрических фигур из счетных палочек – Слайд1)

Мики-Маус. С первым испытанием вы справились, а теперь я приглашаю вас попробовать свои силы в следующей игре.

Дети перемещаются к календарю природы

Воспитатель. Ребята, что нам может рассказать календарь природы (число, день недели, месяц)Вы уже догадались, что Мики здесь оказался неслучайно? Он предлагает нам следующую игру: «А что потом?»

Закрепляем названия дней недели (с мячом)

Мики-Маус. Порадовали вы меня своими знаниями, но вот следующее мое задание из страны Играндии будет намного сложней.

Игра «Когда это бывает» - ориентировка на листе бумаги, штриховка.

Дети проходят к своим местам

Перед вами лист белой бумаги, на котором в каждом уголке нарисованы квадраты, отгадайте загадку и правильно выполните задание.

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

• заштрихуйте синим цветом и вертикальными линиями квадрат в правом нижнем углу.

(На экране правильно выполненное задание – Слайд 2)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

• заштрихуйте желтым цветом и горизонтальными линиями квадрат в правом верхнем углу

(На экране правильно выполненное задание – Слайд 3)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей пчела, первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

• заштрихуйте зеленым цветом и волнистыми линиями квадрат в левом нижнем углу

(На экране правильно выполненное задание –Слайд 4)

Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотая пшеница,

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом)

• заштрихуйте красным цветом и косыми линиями квадрат в левом верхнем углу

(На экране правильно выполненное задание – Слайд 5)

Мики-Маус. Я вижу, ребята, что карандашами вы рисовать умеете, а вот в моей стране Играндии рисуют не только карандашами.

Воспитатель. Дорогой Мики-Маус, а наши ребята тоже умеют рисовать не только карандашами, не правда ли, ребята?

Ответы детей (можно рисовать и писать красками, мелками, пластилином, горохом,фасолью, пуговицами и даже нитками)

Мики-Маус. Нитками? Удивили. Тогда я загадаю вам загадки, а вы нарисуйте их нитками.

Игра «Нарисуй отгадку» - ниткография. Дети выкладывают отгадки на листе бархатной бумаги шерстяными нитками.

Летит – молчит,

Лежит – молчит.

Когда умрет – тогда заревет. (снег)

(Слайд 6 –рисунок снежинки - схема)

Крупно, дробно зачастил

И всю землю промочил. (дождь)

(Слайд 7 – рисунок капли - схема)

Кто на себе свой дом таскает? (улитка)

(Слайд 8 – рисунок улитки – схема)

Без ног, без рук, а бежит (река)

(Слайд 9 – рисунок реки – схема)

Мики-Маус. Здорово у вас получается, но что-то мы засиделись, пора нам подвигаться.

Физкультминутка «Дни недели»

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, («Умываемся».)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал,

(Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите ка, что это Мики-Маус принес нам?

Воспитатель приглашает детей к заранее приготовленному столу, где стоят тарелочки с горохом и фасолью

Ответы детей (фасоль, горох)

Мики-Маус. Вы же, ребята, хвастались, что умеете рисовать и писать горохом и фасолью, вот я и решил проверить так ли это? Это и будет следующим вашим испытанием.

Игра «Выложи имя» Дети выкладывают свои имена или начальную букву имени.

Перед выполнением задания воспитатель напоминает детям правила игры с мелкими предметами, а затем дети приступают к заданию.

(Слайд 10 – алфавит для образца)

Далее Мики-Маус подводит детей к мольбертам, на которых изображены геометрические фигуры (по одной на каждом мольберте).

Мики-Маус. А сейчас я хочу, чтобы вы превратились в волшебников и превратили каждый свою фигуру в какой-то знакомый вам предмет.

Звучит спокойная музыка, дети дорисовывают геометрические фигуры до знакомых предметов. Игра «Преврати фигуры в предметы».

(Слайд 11 – образцы предметов из геометрических фигур)

Мики-Маус. В школе вам придется работать в тетрадях, поэтому я хочу проверить готовы ли вы к таково рода заданиям? Я предлагаю вам игру «Числовые прямоугольники».

Дети проходят на свои рабочие места. Числовой прямоугольник лежит перед каждым ребенком на столе, Мики-Маус называет действия: начинаем путешествие с числа 5, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх. Кто остановился на числе 5 поднимите руку. Дети, поднявшие руку, правильно справились с заданием.

(Слайд 12 – на экране последовательная схема со стелками)

Мики-Маус. И с путешествием по клеточкам вы справились, тогда последнее испытание. Вы разделитесь на 2 команды и за очень короткий промежуток времени вы должны сложить фигуру по образцу. Выигрывает та команда, которая быстрей и в точности повторит образец.

Игра «Танграм».

Конверты с деталями и образец задания заранее приготовлены на 2 столах.

(Слайд 13 – образцы задания)

Воспитатель. Ну, что же, давайте подведем итоги. Как вы считаете, справились ли вы со всеми испытаниями, подготовленными для вас Мики-Маусом? Давайте вспомним чем мы занимались во время путешествия по Играндии и оценим наши результаты: возьмите синий квадратик и положите на то задание, которое было для вас сложным; а красный квадратик на задание, которое было для вас интересным.

А теперь пришло время прощаться с нашим гостем. Давайте поблагодарим его за интересное путешествие по стране Играндии и попросим бывать у нас почаще, чтобы знакомить нас с новыми интересными играми.

Дети благодарят гостя и прощаются до новых встреч.

Список литературы

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

4. Журнал «Дошкольная педагогика», №4(89) /апрель/ 2013

5. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М. : ТЦ Сфера, 2009.

6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.

7. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009

8. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков : метод. Пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007

Публикации по теме:

Играем со счётными палочкамиИграем со счётными палочками В непосредственно образовательной деятельности математикой мы часто используем счётные палочки. (Вторая младшая группа). С помощью счетных.

Математические игры для развития логического мышления, зрительной памяти, воображения, вниманияМатематические игры для развития логического мышления, зрительной памяти, воображения, внимания Задачи: Закрепление знаний детей по развитию элементарных математических представлений в кружковой работе используются дидактические игры.

Автор публикации:
НОД по развитию познавательных способностей посредством пальчиковых игр в подготовительной группе «Путешествие в Играндию»
Опубликовано: 29 августа 2013 в 21:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД