Сценарий НОД по правам ребёнка «Права маленького гражданина»

Юлия Мокрушина
Сценарий НОД по правам ребёнка «Права маленького гражданина»

Цель: создать условия, способствующие формированию основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка; способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы.

2. Активизировать речь детей по теме правового воспитания.

3. Продолжить формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.

4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать в паре, коллективно.

5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим людям.

Методы обучения: репродуктивные: объяснительно-иллюстративный, продуктивные: частично-поисковый; исследовательский; игровой

Средства обучения: ноутбук, модем, карта-план, зашифрованное слово, словарь С. И. Ожегова, рисунок грустного и весёлого колобка, ребус «7Я», сюжетные картинки по сказке «Три поросёнка», бубен, знаки методов исследования, картинки «Где можно учиться», картинки с опасными ситуациями, картинки – символы с правами детей.

Формы организации: индивидуальная, групповая, подгрупповая (парная)

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы.

2. Проведение бесед, круглых столов, обсуждение проблемных ситуаций «Дети и взрослые», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Совершал ли ты поступки, за которые тебе было стыдно?» и др.

3. Разучивание стихов, пословиц о семье, Родине, детях.

4. Рисование на тему «Пусть всегда буду Я!», «Моя семья», «Моя любимая игрушка» и др.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришло видеопослание от детей из другого города. Я предлагаю посмотреть его.

(Воспитатель приглашает детей к ноутбуку и включает видеописьмо) «Привет, друзья! Мы хотим поделиться с вами очень важной новостью. Недавно мы узнали, что все дети, как и взрослые имеют права. Оказывается, как только рождается ребёнок, он сразу же обладает многими правами, а какими именно это вы узнаете сами. Поверьте нам, это будет очень интересно. А что бы вам было легче узнавать о своих правах, мы посылаем вам карту и зашифрованное слово. Двигаясь по карте и выполняя задания, вы узнаете свои права, и разгадаете зашифрованное слово. Желаем вам удачи!»

- Вас заинтересовало это видеопослание? Я думаю, мы обязательно сможем расшифровать слово. Ребята, а что же такое «права»? Где мы можем узнать о значении этого слова? (Ответ детей - в словаре. Находим значение слова «права» в словаре.) - Мы узнали значение слова «права» и уже смогли разгадать первую букву в зашифрованном слове. Эта буква «К».

- Тогда отправляемся в путешествие по карте. И первое задание в карте от Колобка. (На карте рисунок грустного Колобка, снимаем картинку и на обратной стороне читаем информацию: «Мне очень грустно, потому что все дети, когда рождаются, имеют право на имя, а у меня его нет. Все меня зовут просто Колобок, а мне бы хотелось красивого и громкого имени. Помогите мне, пожалуйста). - Действительно, когда рождается ребенок, он имеет право на имя и фамилию. Вас родители тоже назвали красивыми именами. Расскажите, что означают ваши имена. (Дети рассказывают о значении имён) - Как же мы поможем Колобку? (Дети предлагают дать Колобку имя.) - А что обозначает это имя, как узнаем? (Дети предлагают варианты ответов: узнать из книг, в интернете, позвонить специалисту. Выбираем - звонок специалисту, который говорит о значении выбранного нами имени для Колобка. Рисунок грустного Колобка меняется на весёлого). – Ребята, уточните, каким же правом обладают все дети? (Вывешиваем картинку – символ с правом на имя) – Мы помогли Колобку, и смогли отгадать вторую букву в слове-загадке. Это буква «О».

- Итак, отправляемся дальше. Судя по карте, нам необходимо расшифровать ребус «7я».(Расшифровывают ребус). - Обратимся к словарю и узнаем, что обозначает это слово. (В толковом словаре Ожегова слово «семья» - это группа родственников, живущих вместе). - Подумайте, и скажите, каким ещё правом обладают дети. (Ответы детей). - Следующее право детей - это право на семью. Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать. - А кто живет в вашей семье? (Дети отвечают.) - Кем вы приходитесь для мамы, бабушки… - Право на семью – это следующее право всех детей. (Вывешиваем картинку – символ с правом на семью) - И мы открываем третью букву нашего слова, да не одну, а целых две. Это буква «Н».

- Посмотрите, на карте изображены поросята и волк. Из какой сказки эти герои? («Три поросёнка»). - С помощью картинок восстановите сюжет этой сказки. (Дети вспоминают краткое содержание сказки, последовательно выкладывая сюжетные картинки). - Ребята, как вы думаете, какие права поросят мог нарушить волк в этой сказке? (Варианты детей) - Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом. Это следующее право детей. (Вывешиваем картинку-символ с правом) - А у нас открывается следующая буква в зашифрованном слове. Это буква «В».

- Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть. Игра с бубном «Ты катись весёлый бубен». Дети становятся в круг и передают друг, другу бубен, говоря слова: Ты катись весёлый бубен, Быстро, быстро по рукам. У кого остался бубен, Тот сейчас станцует (споёт) нам.

- Ребята, что мы сейчас делали? Мы с вами играли и отдыхали, потому что каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, игру. Я предлагаю схематично на карточках нарисовать вашу любимую игру или то, чем вы любите заниматься в свободное время. (Обсуждаем увлечения детей). - Ребята, приведите примеры: отчего люди могут устать? Отчего вы сами устаёте? - Каждый ребёнок имеет право на отдых и игру. (Вывешиваем картинку – символ с правом на отдых). - А мы с вами открываем следующую букву в нашем слове. Это буква «Е».

- Карта подсказывает нам следующее задание. Из какой сказки эти слова: «О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?» (К. И. Чуковский «Доктор Айболит»)

- Какое право выполняет Доктор Айболит? - Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. - Предлагаю поиграть на вопросы отвечать….

1. Никогда не унываю и улыбка на лице, Потому что принимаю витамины А, В… (С)

2. Йодом ранку смажь, потом забинтуй её … (бинтом).

3. Рыбий жир всего полезней, хоть не вкусный - надо пить. Он спасает от болезней, без болезней – лучше … (жить).

4. Есть у нас такой закон. Если жар всё тело ломит и совсем не до игры, То позвать врача на помощь тоже право … (детворы). – Все дети имеют право на медицинское обслуживание. (Вывешиваем картинку-символ с правом на медицинское обслуживание) - Итак, мы открываем букву «Ц»

- И снова обращаемся к нашей карте. Здесь изображены известные нам знаки. (Знаки методов исследования: «Провести эксперимент», «Узнать по телевизору, по компьютеру», «Спросить у другого», «Подумать самостоятельно», «Узнать из книг»).

-Ребята, что они обозначают? Для чего служат? Они помогают нам найти необходимую информацию из разных источников. - А зачем мы узнаём информацию? (Чтобы быть умными, образованными) - Каждый ребёнок имеет право на получение информации и образование. (Вывешиваем картинку-символ с правом на образование) - Ребята, при помощи картинок, попробуйте выстроить цепочку, где могут учиться люди в зависимости от возраста. (Дети соотносят «Где можно учиться» от детского сада до института) - Это задание помогло открыть нам предпоследнюю букву в слове. Это буква «И».

- На карте конверт. Посмотрим, что внутри. А здесь рисунки с различными ситуациями. Поработайте в парах, и обсудите, как бы вы повели себя в этих ситуациях. (Картинки по предотвращению опасных ситуаций). - Ребята, вы должны научиться правильно вести себя при общении с незнакомыми людьми. Потому что каждый ребёнок имеет право не подвергаться жестокому обращению. Берегите себя. (Вывешиваем картинку-символ с правом не подвергаться жестокому обращению) - А мы открываем последнюю букву в нашем слове, букву «Я».

- Какое интересное слово у нас получилось, прочитаем его: «КОНВЕНЦИЯ». Что оно обозначает, я предлагаю узнать по интернету. (Получают информацию по интернету).

Рефлексия занятия.

- Ребята, как вы думаете, справились ли мы с заданием от детей из другого города? - С какими трудностями вы столкнулись? - Что нового узнали? - Я предлагаю ещё раз вспомнить те права, с которыми мы сегодня познакомились. (Дети называют право по картинкам – символам) - Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.

Литература:

1. Авдеев Н. Н., Князева о. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. «АСТ»,М. ,1998.

2. Давыдова О. И. С. М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребёнка. Творческий центр Сфера. М., 2008.

3. Голицына Н. С., Огнева Л. Д., Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. М., 2006.

4. Соловьёв Е. В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. «Аркти», М., 2004.

Приложения:

Зашифрованное слово:

К О Н В Е Н Ц И Я

Карта- план:

Грустный колобок

Разгадай ребус «7Я» «Три поросёнка»

Из какой сказки эти слова:

«О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?»

Знаки методов исследования

«Опасные ситуации»

Публикации по теме:

Проект «Ребёнок имеет право…»Проект «Ребёнок имеет право…» Проект «Ребенок имеет право…» (работа с родителями) Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект "Ребёнок имеет право. " Этот.

Родительское собрание «Права ребенка — это права взрослого». Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого» Старший дошкольный возраст. Блог Светланы ЛогиновойАнонс Добрый день, уважаемые.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сценарий НОД по правам ребёнка «Права маленького гражданина»
Опубликовано: 23 ноября 2012 в 23:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....