Сценарий НОД по правам ребёнка «Права маленького гражданина»

Юлия Мокрушина
Сценарий НОД по правам ребёнка «Права маленького гражданина»

Цель: создать условия, способствующие формированию основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка; способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы.

2. Активизировать речь детей по теме правового воспитания.

3. Продолжить формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.

4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать в паре, коллективно.

5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим людям.

Методы обучения: репродуктивные: объяснительно-иллюстративный, продуктивные: частично-поисковый; исследовательский; игровой

Средства обучения: ноутбук, модем, карта-план, зашифрованное слово, словарь С. И. Ожегова, рисунок грустного и весёлого колобка, ребус «7Я», сюжетные картинки по сказке «Три поросёнка», бубен, знаки методов исследования, картинки «Где можно учиться», картинки с опасными ситуациями, картинки – символы с правами детей.

Формы организации: индивидуальная, групповая, подгрупповая (парная)

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы.

2. Проведение бесед, круглых столов, обсуждение проблемных ситуаций «Дети и взрослые», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Совершал ли ты поступки, за которые тебе было стыдно?» и др.

3. Разучивание стихов, пословиц о семье, Родине, детях.

4. Рисование на тему «Пусть всегда буду Я!», «Моя семья», «Моя любимая игрушка» и др.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришло видеопослание от детей из другого города. Я предлагаю посмотреть его.

(Воспитатель приглашает детей к ноутбуку и включает видеописьмо) «Привет, друзья! Мы хотим поделиться с вами очень важной новостью. Недавно мы узнали, что все дети, как и взрослые имеют права. Оказывается, как только рождается ребёнок, он сразу же обладает многими правами, а какими именно это вы узнаете сами. Поверьте нам, это будет очень интересно. А что бы вам было легче узнавать о своих правах, мы посылаем вам карту и зашифрованное слово. Двигаясь по карте и выполняя задания, вы узнаете свои права, и разгадаете зашифрованное слово. Желаем вам удачи!»

- Вас заинтересовало это видеопослание? Я думаю, мы обязательно сможем расшифровать слово. Ребята, а что же такое «права»? Где мы можем узнать о значении этого слова? (Ответ детей - в словаре. Находим значение слова «права» в словаре.) - Мы узнали значение слова «права» и уже смогли разгадать первую букву в зашифрованном слове. Эта буква «К».

- Тогда отправляемся в путешествие по карте. И первое задание в карте от Колобка. (На карте рисунок грустного Колобка, снимаем картинку и на обратной стороне читаем информацию: «Мне очень грустно, потому что все дети, когда рождаются, имеют право на имя, а у меня его нет. Все меня зовут просто Колобок, а мне бы хотелось красивого и громкого имени. Помогите мне, пожалуйста). - Действительно, когда рождается ребенок, он имеет право на имя и фамилию. Вас родители тоже назвали красивыми именами. Расскажите, что означают ваши имена. (Дети рассказывают о значении имён) - Как же мы поможем Колобку? (Дети предлагают дать Колобку имя.) - А что обозначает это имя, как узнаем? (Дети предлагают варианты ответов: узнать из книг, в интернете, позвонить специалисту. Выбираем - звонок специалисту, который говорит о значении выбранного нами имени для Колобка. Рисунок грустного Колобка меняется на весёлого). – Ребята, уточните, каким же правом обладают все дети? (Вывешиваем картинку – символ с правом на имя) – Мы помогли Колобку, и смогли отгадать вторую букву в слове-загадке. Это буква «О».

- Итак, отправляемся дальше. Судя по карте, нам необходимо расшифровать ребус «7я».(Расшифровывают ребус). - Обратимся к словарю и узнаем, что обозначает это слово. (В толковом словаре Ожегова слово «семья» - это группа родственников, живущих вместе). - Подумайте, и скажите, каким ещё правом обладают дети. (Ответы детей). - Следующее право детей - это право на семью. Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать. - А кто живет в вашей семье? (Дети отвечают.) - Кем вы приходитесь для мамы, бабушки… - Право на семью – это следующее право всех детей. (Вывешиваем картинку – символ с правом на семью) - И мы открываем третью букву нашего слова, да не одну, а целых две. Это буква «Н».

- Посмотрите, на карте изображены поросята и волк. Из какой сказки эти герои? («Три поросёнка»). - С помощью картинок восстановите сюжет этой сказки. (Дети вспоминают краткое содержание сказки, последовательно выкладывая сюжетные картинки). - Ребята, как вы думаете, какие права поросят мог нарушить волк в этой сказке? (Варианты детей) - Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом. Это следующее право детей. (Вывешиваем картинку-символ с правом) - А у нас открывается следующая буква в зашифрованном слове. Это буква «В».

- Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть. Игра с бубном «Ты катись весёлый бубен». Дети становятся в круг и передают друг, другу бубен, говоря слова: Ты катись весёлый бубен, Быстро, быстро по рукам. У кого остался бубен, Тот сейчас станцует (споёт) нам.

- Ребята, что мы сейчас делали? Мы с вами играли и отдыхали, потому что каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, игру. Я предлагаю схематично на карточках нарисовать вашу любимую игру или то, чем вы любите заниматься в свободное время. (Обсуждаем увлечения детей). - Ребята, приведите примеры: отчего люди могут устать? Отчего вы сами устаёте? - Каждый ребёнок имеет право на отдых и игру. (Вывешиваем картинку – символ с правом на отдых). - А мы с вами открываем следующую букву в нашем слове. Это буква «Е».

- Карта подсказывает нам следующее задание. Из какой сказки эти слова: «О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?» (К. И. Чуковский «Доктор Айболит»)

- Какое право выполняет Доктор Айболит? - Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. - Предлагаю поиграть на вопросы отвечать….

1. Никогда не унываю и улыбка на лице, Потому что принимаю витамины А, В… (С)

2. Йодом ранку смажь, потом забинтуй её … (бинтом).

3. Рыбий жир всего полезней, хоть не вкусный - надо пить. Он спасает от болезней, без болезней – лучше … (жить).

4. Есть у нас такой закон. Если жар всё тело ломит и совсем не до игры, То позвать врача на помощь тоже право … (детворы). – Все дети имеют право на медицинское обслуживание. (Вывешиваем картинку-символ с правом на медицинское обслуживание) - Итак, мы открываем букву «Ц»

- И снова обращаемся к нашей карте. Здесь изображены известные нам знаки. (Знаки методов исследования: «Провести эксперимент», «Узнать по телевизору, по компьютеру», «Спросить у другого», «Подумать самостоятельно», «Узнать из книг»).

-Ребята, что они обозначают? Для чего служат? Они помогают нам найти необходимую информацию из разных источников. - А зачем мы узнаём информацию? (Чтобы быть умными, образованными) - Каждый ребёнок имеет право на получение информации и образование. (Вывешиваем картинку-символ с правом на образование) - Ребята, при помощи картинок, попробуйте выстроить цепочку, где могут учиться люди в зависимости от возраста. (Дети соотносят «Где можно учиться» от детского сада до института) - Это задание помогло открыть нам предпоследнюю букву в слове. Это буква «И».

- На карте конверт. Посмотрим, что внутри. А здесь рисунки с различными ситуациями. Поработайте в парах, и обсудите, как бы вы повели себя в этих ситуациях. (Картинки по предотвращению опасных ситуаций). - Ребята, вы должны научиться правильно вести себя при общении с незнакомыми людьми. Потому что каждый ребёнок имеет право не подвергаться жестокому обращению. Берегите себя. (Вывешиваем картинку-символ с правом не подвергаться жестокому обращению) - А мы открываем последнюю букву в нашем слове, букву «Я».

- Какое интересное слово у нас получилось, прочитаем его: «КОНВЕНЦИЯ». Что оно обозначает, я предлагаю узнать по интернету. (Получают информацию по интернету).

Рефлексия занятия.

- Ребята, как вы думаете, справились ли мы с заданием от детей из другого города? - С какими трудностями вы столкнулись? - Что нового узнали? - Я предлагаю ещё раз вспомнить те права, с которыми мы сегодня познакомились. (Дети называют право по картинкам – символам) - Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.

Литература:

1. Авдеев Н. Н., Князева о. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. «АСТ»,М. ,1998.

2. Давыдова О. И. С. М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребёнка. Творческий центр Сфера. М., 2008.

3. Голицына Н. С., Огнева Л. Д., Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. М., 2006.

4. Соловьёв Е. В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. «Аркти», М., 2004.

Приложения:

Зашифрованное слово:

К О Н В Е Н Ц И Я

Карта- план:

Грустный колобок

Разгадай ребус «7Я» «Три поросёнка»

Из какой сказки эти слова:

«О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?»

Знаки методов исследования

«Опасные ситуации»

Публикации по теме:

Проект «Ребёнок имеет право…»Проект «Ребёнок имеет право…» Проект «Ребенок имеет право…» (работа с родителями) Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект "Ребёнок имеет право. " Этот.

Родительское собрание «Права ребенка — это права взрослого». Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого» Старший дошкольный возраст. Блог Светланы ЛогиновойАнонс Добрый день, уважаемые.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сценарий НОД по правам ребёнка «Права маленького гражданина»
Опубликовано: 23 ноября 2012 в 23:12
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя», посвященный Дню Матери, старший дошкольный...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя! » , посвященный Дню Матери, для детей старшего дошкольного возраста , в соответствии с ФГОС ДО» Цели:...