Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Даньшина
Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 1 Белоглинского района»

Сценарий осеннего

фольклорного праздника

«Здравствуй, батюшка Покров»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели:

Даньшина С. Е., Гощук Т. И. ,

Чистякова Н. В.

Краснодарский край, с. Белая Глина

2013 г.

Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня.

Задачи: познакомить с народными традициями, пословицами и поверьями на Покров, способствовать формированию уважительного отношения к традициям родной культуры, любви к Родине; стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, ее культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, способствовать развитию внимания, памяти, мышления, двигательной активности через игру и музыкально-ритмические движения.

Вид: совместная деятельность (развлечение) познавательной направленности с элементами фольклора.

Оборудование:

Оформление зала: украсить половину зала осенними листочками (бум., вторую половину – снежинками (бум, на центральной стене повесить плакат «Здравствуй, Батюшка- Покров

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Леший.

Ход ПРАЗДНИКА:

Зал празднично украшен.

Звучит р. н. мел. «Светит месяц». Вед 1 вместе с детьми, одетыми в русские народные костюмы, входят в зал с веселой пляской. Садятся на стулья. Музыкальный руководитель (Вед 2) встречает гостей.

Вед 1: Здравствуйте, ребятушки, гости!

Пожалуйте к нам, милости просим!

Будьте как дома, не стесняйтесь,

Радуйтесь празднику забавляйтесь!

- А праздник у нас сегодня на пороге (обращается к детям)Покров День. Самый большой праздник осени на Руси, когда должен быть убран весь урожай. Говорили на селе: “На Покров последний сбор плодов”.

Вед 2: Посмотрите, ребята, как украшен наш зал – с этой стороны осенний листья, а с другой – снежок. Это неспроста. В народе говорят: «На Покров с утра осень, после обеда - зима».

Вед 1: Да что говорить, хотите не только послушать, но и посмотреть, что за праздник такой – Покров? (Да)

Тогда посидим рядком, да поговорим ладком.

Праздник нынче к нам пришел, батюшка- Покров!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Звучит фоном спокойная р. н. м. (по выбору муз. рук.)

1 СЛАЙД: С Покрова начинаются первые заморозки. В народе говорят: «Покров – первое зазимье». Называли праздник так оттого, что «На Покров земля покрывается — где листком, где снежком», «На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима».

2 СЛАЙД: С полей и огородов убирали весь урожай, готовили землю к зимовке.

3 СЛАЙД: И в доме наводили порядок. В народе говорят «Чини избу до Покрова, а то не будет тепла». Чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили (утепляли, забивали щели) да приговаривали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!». С появлением первых заморозков впервые затапливали печи, мыли полы и стены, просили: "Покров, натопи избу без дров!"

4 СЛАЙД: Как пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Девушки собирались по вечерам прясть, вышивать, вязать, а кавалеры рядом с ними сидели, на них поглядывали да веселили их. А девицы-красавицы тайком просили: "Покров- батюшка, одари землю снежком, а меня женишком".

5 СЛАЙД: Считалось, что если весело Покров проведешь - дружка найдешь. Поэтому на Покров начинали играть свадьбы. Вот уж были звонкими да веселыми последние покровские хороводы! А давайте и мы с вами повеселимся да песню хороводную заведем.

Вед 1: Поднимайся, народ,

Собирайся, народ,

На Покров в последний раз

Заведем мы хоровод.

• РУС. НАР. ХОРОВОД «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА».

Дети садятся по кругу на пол

Вед 2: А еще в октябре начинались покровские ярмарки. Присядьте на коврик, отдохните, а я вам расскажу про ярмарку покровскую.

Была я нынче на ярмарке,

Покровской, осенней!

Уж на ярмарке веселье!

Там и пляшут и поют

И товары продают.

Не товар, я загляденье,

Нужно для того уменье!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

Я по ярмарке ходила,

Угадайте, что купила?

• ЗАГАДКИ

Слушайте дальше.

1. Возьмешь ее – ешь кашу понемножку.

Но это не простая, а расписная (ложка).

Это – хохломская ложка (показывает). Мастера этого дела красили деревянную посуду черной краской, а потом расписывали ее разными узорами – цветами, ягодами, листочками. И еще украшали такую роспись золотой краской.

Слушайте дальше.

2. Любит есть морковку,

Убегает ловко.

Смотрит, где лисица,

Сам себя боится.

Кто это? (Зайчик). Это игрушка-забава. Умелые мастера делали ее из дерева и со специальным механизмом, поэтому игрушечные детали двигались, стучали, поворачивались, что очень нравилось маленьким детям.

И последняя загадка.

3. Известен повсюду,

Красавицам нравится,

Город Павловский-Посад

Издавна им славится.

Что это, ребята? (достает платок, дети отвечают: «Платок!»).

Это - павлопосадский платок, посмотрите, какой красивый расписной.

Вед 1: Давайте с этими подарками поиграем? (Вед 1 проводит игры, Вед 2 следит за музыкальным сопровождением).

• ИГРА С ПЛАТОЧКАМИ «НАЙДИ ПАРУ».

Дети (8-10 чел.) становятся в круг, берут платочки за два конца, в расправленном виде показывают их друг другу и произносят слова: «Раз, два, три, платочек покажи!». Платочки должны быть разными - 4-5 видов, по два каждого вида. Затем дети прячут за спину платки и под музыку свободно «гуляют» по залу. По остановке музыки дети должны сориентироваться – расправится платочек перед собой и найти свою пару. Тот, кто последний находит свою пару, танцуют с платочками «Барыню», остальные хлопают в ладоши. (Игра проводится по 1 разу с каждой группой детей)

Вед 1: А теперь давайте поиграем с зайчиком. Становитесь все в круг. Посчитаемся, кто будет зайкой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк!

• ИГРА «ЗАЙКА В ОГОРОДЕ»

Дети стоят по кругу, зайчик скачет внутри круга в противоположном хороводу направлении.

Есть у нас огород

Там капуста растет.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Серый зайка прискакал

И капусту увидал,

Хочет он ее сорвать

И с капустой убежать.

Раз, два, три! Капустка беги! Идут по кругу, взявшись за руки

Останавливаются, поднимают руки вверх

Разводят руки в стороны

Зайка останавливается возле ребенка – это «капуста», «хватает» капусту руками, «капуста» пугается, прижимает ладоши к щекам и качает головой.

Выходят за круг, становятся спиной друг к другу.

Бегут по кругу в противоположных направлениях. Кто быстрее прибежит на место, тот становится в круг, а кто опоздал, тот -зайчик.

Вед 1: Понравилось вам играть?

Устали ваши ручки-ножки.

Отдохните вы немножко.

Вед 1: Оказывается, ребята, на Покров хозяйки пекли особые тонкие блины - блинцы. Первый блин разламывали на четыре части, которые раскладывали в четырех углах избы -"запекали углы" - и просили домового, чтобы он не пускал в избу холод. Давайте и мы песенку споем про блины, чтобы наш домовой холод в детский садик не пускал. А если возьмем ложки хохломские с покровской ярмарки – будет еще веселее.

Проходи, народ честной! С нами песню дружно пой!

• РУС. НАР. ПЕСНЯ «БЛИНЫ»

Вед 1: А еще на Покров люди устраивали последний сбор грибов и спешили скорее домой, потому что, по поверьям, в этот день в лесу находиться допоздна было опасно – люди говорили, что перед уходом на зимнюю спячку там Леший хулиганит.

Раздаются настораживающие звуки, появляется Леший

Домовой: Кто шумит, мне спать не дает!

Вед 1: А сам-то, кто будешь такой?

Как звать тебя, гость дорогой?

Вед 1: Я – Леший, хозяин лесов. Чего так расшумелись?

Вед 1: Леший не сердись, просто мы сегодня Покров отмечаем.

Леший: Ах, вот оно что. Тогда напоследок перед зимней спячкой мне хочется с вами поиграть.

• ИГРА «ЛОВИШКА». Леший с закрытыми глазами ловит детей.

Леший: Какие молодцы. Ой, заигрался я с вами. Пора мне в лес. Ведь на Покров каждый приличный леший должен веток наломать, повыть малость да и провалиться под землю до весны. (Воет) У-у-у-у!

Вед 1: Постой Леший, всех детей распугаешь. Лучше давай мы тебе песню споем, про пироги.

Леший: Хорошо, хорошо! Я пироги о-о-о-чень люблю! (Поглаживает живот)

• ПЕСНЯ «ПИРОГИ».

Леший: Здорово у вас было, порадовали пирогами. Примите же и от меня гостинец – шишки да грибочки из моего лесочка, да не простые – печеные. Ну а мне пора!

Прощается, уходит, подвывая песенку про пироги.

Вед 1: Вот и подошел к концу наш праздник.

Желаю всем добра,

Золота и серебра.

Пышных пирогов,

А вам – печенье!

Примите угощенье!

Вед 2: Угощайтесь, ребята, гостинцами, да радуйтесь Покрову- батюшке!

Под веселую р. н. м. воспитатели с угощениями уводят детей в группы.

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
Автор публикации:
Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 18:28
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....