Лучший педагог года

Сценарий посиделок «Коми-пермяцкие святки»

Вера Гордеева
Сценарий посиделок «Коми-пермяцкие святки»

Сценарий посиделок «Коми-пермяцкие святки»

Цель: Приобщение детей к истокам коми-пермяцкой национальной культуре, языку.

Задачи:

- познакомить с понятием и содержанием Святки (Чветте);

- познакомить с обрядом колядования;

- приобщать детей к коми-пермяцким народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;

- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Предварительная работа

Публикация «Сценарий посиделок „Коми-пермяцкие святки“» размещена в разделах

- Ознакомление детей с праздниками Рождество, Святки, коми-пермяцкими народными играми, песнями, танцами.

- Разучивание считалок, потешек, закличек;

- Изготовление атрибутов к народным играм;

Воспитатель в группе: Ребята, вы любите зиму?

Да, зима – это не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками время. Недавно мы встречали Новый год, водили хороводы, веселились, получали подарки от Деда Мороза. В ночь с 6-го на 7-е января мы отмечаем праздник Рождество Христово. Это один из самых главных и любимых христианских праздников. Между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января, даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление) наступают Святками. По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких дарить подарки - Святки – от слова «святой» - безгрешный человек, который заботится (особенно в эти дни) о бедных, больных.

В старые времена был у коми-пермяков обычай в святки - маскироваться, переодеваться, делать маски из бересты, и ходить из дома в дом. Петь песни и плясать, воспевать хозяев. За это хозяева их угощают сладостями.

А вы хотите вспомнить это обычай? И тоже стать МАСКАРАМИ?

- Дети переодеваются в приготовленные костюмы, перевернутые полушубки, маски из бересты, изготовленные заранее и отправляются в зал.

В зале оформлена коми-пермяцкая изба с предметами быта и обихода, также печь.

Ребенок1 : К зяйка, осьт ворота.

Ме маскаррез вай та.

А кыдз он осьт – ыб с пыкам.

Гортсит он петав сэсся.

Ребенок 2:- Бур рыт, бур отирл

Лэдзян, к зяйка, маскаррез с?

Хозяйка. Да лэдзя, лэдзя, пыр.

Тетушка Олена (встречает гостей)

- Ось, ось ворота,

Пыр кинл охота!

И кинл неохота, тожо пыр.

Мий тіян с корим орсны, да гаж тчыны,

1,2,3, 6 - пондам орссьыны опять!

Ыб cокыс дзурт

Кинк миян орд пыр.

Кин сетчин?

Дети 1 старшей группы:

тупи-тапи кайыштим,

гили-голи пырыштим

Й ктiм топ тім,

сьылім гор тім.

Бур лун! Тетушка Алена!

Дети 1 старшей группы:

Бур лун, челядь. Пыр, пыр, ме как раз ш машыд м да пуны, отсалат меным.

Дети 1 старшей группы: Отсалам,

( На столе лежат приготовленные: вода, картофель, морковь, соль, мясо, творог, и еще другие продукты, дети выбирают и называют на коми-пермяцком языке то, что необходимо для варки супа).

Тетушка Олена:

Сюйыштам ш ма шыд пуны горас, а тий пуксь, шоччись.

(Слышен за дверью шум, входят Ряженные, дети подготовительной группы, в масках, костюмах)

Дети подготовительной группы

Р ктам г нитам,

Тетка орд мунам

Ч скыта г ститам,

Кружка й в юам.

Бур лун! Тетушка Олена!

Тетушка Олена:

Бур лун, зонкаэз,

Бур лун нывкаэз!

Пукс лабичвас.

Тетушка Олена:

Ыб сокыс б ра дзурт,

Кинк бэра локт.

Кин ж сетчин?

(входят дети 2 старшей группы)

Пыр челядь, мий тіян с видчисям,

Кытш тий бас ка пасьтась мась.

Ноко мыччась.

(Дети говорят и называют коми-пермяцкие наряды : дубас, чышьян, запон, й рн с, кушак, нинк м, покр м).

Воспитатель: Но-ко Олена, висьтась, тэ міян с корин, а эн висьтав мый эст н талун празднуйтам?

Тетушка Олена:

Сейчас непростэй сь вуннез, а ддь н гажа сь - Чветте - быд нныс эрс ны орс ны, й кт ны, гадайтны.

Коми-пермяккез ддь н гаж да шуд отир, кытш м орсаннез только эз орс, и миі тиянкэт талун тоже пондам орсны да гажэтчыны.

Перевод: Сейчас непростые дни, а очень веселые – Святки. Все собираются поиграть, поплясать, погадать.

Коми-пермяцкий народ очень веселый да ловкий был, в какие игры только не играли, и мы с вами сегодня тоже будем играть и веселиться и гадать.

Играли в долгие зимние вечера в разнообразные игры, игрушек было мало, и в основном игрушками являлись предметы быта.

Орсан «Д раов й к ича» (Холщовая сумка)

вот сума моя пуста,

с виду вроде бы пуста,

ну-ка, Саша, подойди,

в сумку руку запусти!

(Дети по порядку опускают руку и вытаскивают разные предметы быта. В сумке – кушак, лапоть, скалка, ложка. Какой предмет попался, с ним и играют)

Дети играют в игры.

Кушак

ме г глян сай т ветл та,

киам ем кушак, видз т,

а кин с сiй н павк та,

тэ чожжажыка кот рт

Орсан «Г рд воня нинк м»

(На лапте шерстяной шнур (для подвязывания к ноге). Дети встают в круг. Водящий по кругу крутит лапоть на шнуре, задача играющих – подскакивать, чтобы их на задел лапоть. Кого задели – садится.)

Орсан «Быгр тчаннэз н вермась м»

(Игра парная. Дети делятся на 2 команды. С каждой команды выходят по 1 человеку. Садятся на пол друг против друга, по команде начинают перетягивать скалку. Кто перетянул – та команда и выиграла.)

Орсан «Пань»

(Дети предлагают свои варианты игры (перенести шарик, перенести воду и т. д.)

А еще коми-пермяки любили играть в подвижные игры:

подвижная игра (Оша Миша)

Выбирается ведущий – Оша-Миша (медведь). Дети начинают читать дразнилку:

«Оша Миша

Кузь вертень,

Сюли-пали

Торта м!»

Как дети услышат последние слова, разбегаются, медведь ловит детей.

Хороводная игра с песней "Чик-чок"

Дразнилки, нетулики, небылички.

Тетушка Олена:

Вот и пусис ш ма шыд, пуксям да панясьам.

(Дети садятся и едят).

Тетушка Олена: Но мый челядь, ческыта сеит?

Дети: Ческыта, ческыта!

Тетушка Олена: Ну, сэк й ктыштам?

Танцуют коми-пермяцкий народный танец «Тупи -Тап».

Тетушка Олена: А нi мий сьылам частушкаэз, а тiй орс музыкальн й инструменттэз н.

Дети берут народные инструменты (Трещетка, пу – барабан, рубель, шур-шар)

Взрослые исполняют коми-пермяцкие частушки.

Хозяйка: Локт кашниккез н ворожитам, мый миян с видзчись Виль годын.

Идите горшками погадаем, что нас ждет в Новом году?

На столе лежат горшочки, в них - разные предметы.

Что вам попадет, то и в этом году вас ждет.

Ленточка – кузь туй тэнат лоас. (Длинная дорога).

Кизь – пондан овны шуд торын ыджыт семьяын. Пуговка (Будешь жить дружно в большой семье).

Чунькытш –тэ ж ник сай мунан. Колечко (Замуж выйдешь)

Нянь – богат лоан. Хлеб - (Богатым будешь)

Акань – тiян семьяын эта год кага шогмас. Кукла – (В вашей семье – пополнение).

Картошка – тэ здоров, кыдз хрен, лоан, шогавны он понды. Картошка (Здоровым будешь)

Конфетка – оланыт эттш м ж ч скыт лоас – (Жизнь сладкой будет)

Тетушка Олена угощает всех конфетами, дает угощение с собой.

Маскара (Дети) : Тура-ра, тура-ра,

Овны тiянл бура.

Виа блиннез сейны,

Сур да брага юны.

Публикации по теме:

«Святки» Сценарий зимнего развлечения для детей 4–6 лет«Святки» Сценарий зимнего развлечения для детей 4–6 лет Цель - приобщать детей к истокам народной культуры. Задачи - воспитывать интерес к народным традициям, русскому фольклору. Развитие творчества.

Сценарий праздника «Зимние святки» (старшая группа) (В зале стоят два домика, печка. Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на приготовленные места, звучит музыка в около домика появляются.

Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2 класса «В гостях у бабушки Дуни» МАОУ Танайковская ОШ Сценарий открытого занятия в группе продлённого дня Тема: Посиделки «В гостях у бабушки Дуни» Разработала Яшина.

Рождественские посиделки. Сценарий праздника для старших классов «Святки вы, святки, святые вечера» Рождественские посиделки - сценарий для старших классов «Святки, вы святки, святые вечера» 1-й ведущий Ах, сколько гостей! Здравствуйте,.

Сценарий праздника для дошкольников «Ой, ребята, нынче Святки! Не пропеть ли нам Колядки?» Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи: - познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;.

Сценарий праздника «Нынче святки, запевай колядки» Подготовили и провели музыкальные руководители: Вдовиченко И. В., Ерохина Л. И., инструктор по физическому воспитанию Катунина Г. А., воспитатель.

Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки»Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки» Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки»Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи: - познакомить.

Сценарий развлечения в старшей группе «Колядки на Зимние Святки»Сценарий развлечения в старшей группе «Колядки на Зимние Святки» Развлечение в старшей группе «Колядки на Зимние Святки» Цель: Расширять представления о традициях и обычаях русского народа, познакомить.

Сценарий развлечения «Зимние святки» Сценарий развлечения «Зимние святки» Старшая группа Цель. Приобщение детей к русской обрядовой культуре. Предварительная работа. Разучить.

Сценарий досуга «Святки» в старшей группеСценарий досуга «Святки» в старшей группе Ведущий. Дети, недавно мы с вами в детском саду и дома отмечали замечательной любимый праздник, какой? (ответы детей). А какой ещё праздник.

Автор публикации:
Сценарий посиделок «Коми-пермяцкие святки»
Опубликовано: 21 января 2022 в 10:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД