Папки-передвижки

Семинар для педагогов ДОУ «Функциональная грамотность дошкольников»

Ломакина Евгения
Семинар для педагогов ДОУ «Функциональная грамотность дошкольников»

Семинар для педагогов ДОУ «Функциональная грамотность дошкольников».

Притча «Тайная церемония»

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Функциональная грамотность дошкольников“» размещена в разделах

Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.

В соответствии с ФГОС ДО работа педагога должна строится таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научиться адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

Функционально грамотная личность

— это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

Добывать знания

Применять знания и умения

Оценивать знания и умения.

Осуществлять саморазвитие

Термин «функциональная грамотность»

Был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО

В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель - повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.

Функциональная грамотность на уровне дошкольного образования

Читательская грамотность

способность понимать и использовать письменные тексты, схемы, условные знаки,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни со взрослыми и сверстниками

Естественнонаучная грамотность

способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и для принятия соответствующих решений в соответствии с биологическим возрастом ребенка.

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Глобальные компетенции или Социально-коммуникативная

грамотность

Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Финансовая грамотность

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у дошкольников.

Креативное мышление

- способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и / или нового знания, и / или эффективного выражения воображения.

Педагогические технологии

Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

Технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

Технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

Информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Что нужно поменять педагогам?

• Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

• Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

• В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

• Знакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

• Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

Как это сделать?

• Изучать практики поддержки детской инициативы. Подготовка с детьми различных плакатов.

• Планировать и проводить образовательные мероприятия в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

• К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов. /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

• В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

• Познакомиться с опытом организации среды в других образовательных организациях/ Не бояться пробовать.

Математическая грамотность

В условиях ДОУ мы используем

- дидактические и строительные игры;

- проблемные ситуации;

- логические задачи;

- графические диктанты;

- конструирование и моделирование;

- знакомим детей с геометрическими фигурами, составом числа, количественным и порядковым счетом, пространственными представлениями, временными отрезками, величиной и т. д.

Естественно-научная грамотность

в условиях ДОУ мы используем:

Оформление предметно-развивающей среды в группах:

- Мини-лаборатория (природные, бросовые и другие материалы);

- игры-эксперименты;

- картотека опытов и дидактических игр:

- Приборы-помощники (весы, магниты, лупы, песочные часы, микроскопы, глобус и т. д.);

- наблюдения и беседы.

Социально-коммуникативная грамотность

в условиях ДОУ мы используем:

- сюжетно-ролевые игры (дочки – матери, школа, магазин и прочие);

- режиссерские игры:

- театрализованную деятельность;

- беседы:

- игры-путешествия;

- квест-игры.

Социально-коммуникативная грамотность

в условиях ДОУ мы используем:

- сюжетно-ролевые игры (дочки – матери, школа, магазин и прочие);

- режиссерские игры:

- театрализованную деятельность;

- беседы:

- игры-путешествия;

- квест-игры.

Читательская грамотность

в условиях ДОУ мы используем:

- словесные игры;

- художественное слово;

- упражнения на развитие речевой активности;

- рассказы по картинкам;

- ежедневное чтение произведений разных жанров: сказок, стихов, рассказов, былин;

- малые фольклорные формы (частушки, считалки, мирилки, прибаутки);

- знакомим с произведениями разных жанров, беседуем и обсуждаем иллюстрации к прочитанному.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Иоганн Генрих Песталоцци

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет) Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ «Функциональная грамотность дошкольников»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 08:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД