Лучший педагог года

Семинар для воспитателей «Нетрадиционные виды рисования»

надежда тавед
Семинар для воспитателей «Нетрадиционные виды рисования»

Сколько лет существуют на свете королева Кисточка и Король карандаш, сколько зим помогают и взрослым и детям выражать свои чувства. Наверно, не знает никто их возможностей, зато мы знаем, что руки нам не зря даны!

Раньше мы умели рисовать только кисточками. Тогда мы еще не знали, что рисовать можно и руками, и ногами, и даже носом…

Публикация «Семинар для воспитателей „Нетрадиционные виды рисования“» размещена в разделах

Нетрадиционные способы изображения. …Сколько их? Считать их бесполезно. Новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются.

В чем суть эстетики? В гармоничном сочетании цвета и линий. Сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений (реализм, кубизм, абстракционизм, символизм) каждое по-своему прекрасно, ибо в каждом есть линии и цвет, в каждом они гармонично сочетаются, каждое имеет своих ценителей. Мы все разные. Это ни для кого не секрет. Этим и интересны мы друг для друга. Дети не исключение.

Взрослые могут описать то, что чувствуют, могут свои ощущения выразить словами. А малыш? Он не умеет ни читать, ни писать, у него нет необходимого словарного запаса. Что ему делать? Как выразить свои эмоции, свои чувства, как «отпустить» свои наполненные восторгом или безысходностью души? Остаются только линии и цвет. Это единственное средство самовыражения ребенка, если, конечно, не считать крика и жестикуляции, т. е. крайних мер в попытке заявить о себе и своем Я. Но уже в детстве проявляется способность или неспособность детей к тому или иному виду деятельности. Существует такое утверждение: в любом человеке можно развить талант, только надо постараться. Возможно это так! Но проблема в другом: одному надо только чуть-чуть помочь, а кого-то приходится учить долго и нудно. Нужно ли это? Ведь если на самом деле можно в каждом – по нашему желанию - развить те или иные способности, то мы штамповали бы одинаково талантливых людей. А где же личность? Где индивидуальность? Именно поэтому задача взрослых – помочь ребенку найти себя в этом мире, помочь ему развить свои природные способности, а не навязывать свои представления о его будущем.

Личностно - ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических мероприятиях детского сада. Педагог должен предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять. А чтобы помочь ребенку найти себя, мы обязаны предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому мы знакомим детей с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Существует множество способов рисования, которые не требуют от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку, но с их помощью дети могут создать интересные, оригинальные работы. Это рисование ладошкой и пальчиками, кляксография, «волшебный рисунок», пейзажная монотипия, цветной граттаж, отпечатки, техника разбрызгивания, коллаж, рисование с помощью соли, свечей, смятой бумагой и много других способов, с которыми педагоги нашего детского сада знакомят детей на занятиях по изодеятельности.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, использовать для рисования клей, свечи, мелки и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать предмет руками (ладонью, кулаком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, веревок, трубочек, с помощью природного материала (листьев деревьев) и пр.

Нетрадиционные методы рисования способствуют развитию творческого воображения, формированию связной речи, устранению речевых недостатков, развитию мелкой моторики рук, что очень важно в речевых группах. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интересы.

Использование нетрадиционных способов рисования помогает знакомить детей с цветом, свойствами красок. У ребенка развивается художественный вкус, воображение, фантазия и трудолюбие.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Весьма эффективен способ набрызга.

Для этого акварель разводится до нужного оттенка, если необходимо - разных цветов, и небольшой кисточкой или щеточкой (проводя по ворсу пальцем, линейкой) краска разбрызгивается по листу. Подготовленный таким образом фон смотрится выразительно при создании сюжетов сказочных, фантастических. При рисовании таким способом можно использовать трафареты. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев. Нужно сделать так, чтобы весь фон был покрыт крапинками. После того, как дети снимут трафарет можно дорисовать детали на «незапятнанной» части рисунка.

Старшие по возрасту, дети без труда овладевают рисованием по сырому листу бумаги. На немного растекшейся акварели получаются удивительно пушистые животные, туманное утро, дождливое утро…

Изобразительный эффект дает соединение разных материалов и техник. Выразительный рисунок получается не только тогда, когда изображение полностью закрашивается красками или карандашами. Контур можно заполнить штрихами и линиями разного цвета.

Кляксография

Кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой.

Для рисования этим способом понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше или листа). Лист бумаги сгибается пополам и разворачивается снова. На одной половине листа ставится несколько жирных клякс, мазков или завитков. Лист сгибается пополам и плотно прижимается ладонью. После того, как лист развернете, вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с детьми, на что это похоже? Можно подрисовать фломастером какие-то детали.

Небольшое пятно (каплю) выливаем на бумагу. Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Капельки разбегаются, нужно дорисовать недостающие детали.

Опускаем нитку в краску, кладем на лист произвольно, при этом сухой конец нити остается лежать за листом. Сверху кладем другой лист, прижимаем его и, придерживая рукой, вытягиваем нитку за конец. Недостающие детали также дорисовываем.

Отпечатки

Для рисования этим способом вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка, коробочки от духов, овальная щетка. Можно использовать оттиски из картофеля, пробок, поролона и т. д. Гуашь разводится на палитре.

Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть какие отпечатки остаются от разных предметов. Бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски, и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге. Можно изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушку – колеса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и т. д.

Что такое коллаж?

Коллаж – это произведение искусства, в котором обрезки газет, кусочки бумаги, салфеток, и другие объекты и материалы приклеены на двухмерную поверхность.

Эта техника будто создана для того, чтобы будить воображение. Создание коллажей – творчество, новизна, уход от обыденности. А это так необходимо в работе с детьми.

Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.

Создание коллажей с детьми – лучший способ выяснить, где именно остались пробелы в рисовании, и восполнить их. В работе дети передают не только формы предметов, но и соотносят их по величине, решая композиционные задачи, закрепляют умения смешивать краски, использовать оттенки цветов.

Иногда детям что-то не нравится в своей работе. Чтобы подтолкнуть их к творческому решению, можно добавить, например, в рисунок фактуру, заменить тот предмет, из-за которого возникла проблема, наконец, начать заново.

Одно из необходимых условий проявления и развития детского творчества – создание эмоционально положительной атмосферы. Это предполагает:

-организацию взрослым интересного, содержательного, богатого яркими впечатлениями время провождения детей;

-создание непринужденной и эстетически благоприятной обстановки, отсутствие заорганизованности;

-свободу выбора детьми темы, изобразительных материалов, цветового и композиционного решения.

Увлечение коллажем приносит радость не только детям, но и их родителям, которые охотно поддерживают интерес детей, становятся помощниками.

Мы уверены, что полученное от процесса творчества удовольствие, умение видеть красоту, наши воспитанники пронесут через всю свою жизнь.

Так зачем нужны нетрадиционные изобразительные технологии? Чтобы разнообразить изодеятельность вообще и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Что же они дают детям? Возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. д.

Какова их эстетическая ценность? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Пусть каждый ребенок выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашами, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Попробуйте поиграть с цветом и линией так же, как дети, и вы сможете создать свою технологию и обогатить запас нетрадиционных изобразительных технологий, которые помогут детям понять мир красок и линий.

Публикации по теме:

Сценарий праздника, посвященный 8 марта для детей старшей группы «Заколдованные принцессы» Действие происходит на королевском балу, где главный герой-король выбирает самую лучшую принцессу и должен присвоить звание "Мисс золушка".

Сценарий шашечного турнираСценарий шашечного турнира Звучит музыка, выходят 2 глашатая. 1 глашатай:(Разворачивая свиток)Внимание! Внимание! Сегодня на главной площади нашего любимого Королевства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Нетрадиционные виды рисования»
Опубликовано: 26 марта 2014 в 17:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД