Семинар-практикум для педагогов «Воспитателю о личностном общении»

Семинар практикум № 2 "Воспитателю о личностном общении"

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия) .

2. Информационная часть: Проблема психологического здоровья на современном этапе; Создание психологического комфорта в д/с, его роль в развитии личности ребенка. Или «Как вы реагируете на поступки детей? »; Знаете ли вы, какой ребенок с вами? Литературные типы детей; Исследование профессионального сознания педагога – прием Е. В. Боровой и В. М. Слуцкого. (Петровский В. А. Личностная позиция воспитателя) ; Какими дети видят вас? Влияние и последствия этого влияния на детей… Эффект ореола.

3. Практический инструментарий: диагностические методики для педагогов по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе д/с; приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов; естественные способы регуляции организма и саморегуляция ; психологические речевые настройки; смысловая ситуация (метафоры) .

4. После - тест (саморефлексия) .Ценность приобретенного опыта.

5. Рефлексия занятия «Свободный отчет»

Пре – тест, после – тест (саморефлексия) .Ценность приобретенного опыта.

1. 4 квадранта здоровья Элизабет Кюблер – Росс;

2. Объективные причины и последствия психологического дискомфорта для ребенка в группе детского сада;

3. Литературные типы детей;

4. Ребенок, в котором я вижу личность;

5. Эффект ореола (положительный, отрицательный) ;

6. Условия эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.

Смысловая ситуация (метафоры).

В бессилии гнев очень сильный. Ведь в сердце, слабом от любви, нельзя предполагать спокойствие и твердость. Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы. Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятное ища и отстраняя неприятное. Поэтому, что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся. Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения. Терпение – добродетель бессильного и украшение сильного.

Последствия психологического дискомфорта для ребенка:Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ; Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиции избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Объективные причины психологического дискомфорта в группах детского сада:

большая наполняемость групп; длительное отсутствие напарника; неблагоприятная семейная обстановка.

Литературные типы детей.

Только в книгах любят Томов Сойеров. А в жизни их не любят – не в д/с, ни в школе. /Из признаний плачущей мамы/.

Том Сойер – хорошо известный вам тип. Подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребенок (не обязательно мальчик). Свои рискованные замыслы он обязательно стремиться осуществить. Часто руководствуется только своими далеко не полными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к переживаниям таинственного и страшного. Ценит эти переживания, может быть, и не осознавая этого. К Тому примыкают, составляя как бы одну компанию, Карлсон и Буратино, каждый еще и со своими особенностями.

Карлсон – всегда готовый позабавиться и полакомиться. И Буратино– более прост, по сравнению с Карлсоном и Томом, но чрезмерно любопытен. Как и Карлсон–всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает (в отличие от Тома). Хочет поскорее иметь все сразу.

Золушка – ребенок, стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру или дали поиграть (хотя бы ненадолго) привлекательной игрушкой, которая принадлежит другими детям. Обычно не плачет, не жалуется на виду у других. Детей этого типа чаще всего ожидает вечно зависимое, подчиненное положение. Им поручаются самые «непрестижные» работы в группе, но для воспитателя такие дети удобны и никогда не мешают.

Мальчик–с–пальчик – это обычно маленький ростом ребенок, меньше всех в группе, но очень сообразительный, придумывающий интересные игры, новые забавы, является лидером в группе. Любим детьми и взрослыми, никогда не нарушает порядок в группе, хотя Мальчику–с–пальчику или Дюймовочке многое прощается.

Мямлик – стеснительный, замкнутый ребенок. Его как правило не выбирают для выступлений на праздниках. Обычно подразумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный сценарий. Ему (ей) всегда не хватает флажка, бубна и т. п., места на скамейке, когда все остальные уже расселись.

Маленький Мук – ребенок, которого дети группы, часто замаскировано от взрослых, выбирают жертвой. Они издеваются, насмехаются над его одеждой, прической, лицом, его словами и поступками. Это несчастный, забитый (бывает, в прямом смысле) ребенок, всеми отвергаемый, незамечаемый взрослыми. Если не начинается открытая травля, то педагоги, чаще всего, не догадываются о страданиях Маленького Мука.

Мальвина – красивый, хорошо и модно одетый ребенок, выделяемый всегда взрослыми. Чтобы быть замеченным, не похожим на всех, такой ребенок действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой, но и в любой другой цвет. Зная о своем превосходстве над другими детьми, обычно поддерживаемом взрослыми, отличается надзирательностью. В поручениях и наставлениях подражает взрослым. В группе очень часто – правая рука воспитателя. На праздниках – постоянное солирование. Повадки начинающей «звезды».

Щербатый – Гроза Арбата – драчливый ребенок, которого побаиваются все дети. Не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настаивать на своем. Проявляет упрямство. Служит для всех детей группы отрицательным примером.

Царевна–Несмеяна (или Ревушка–Коровушка) – плаксивый ребенок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки, свой плач адресует либо конкретному человеку, либо целой группе. Своим плачем и «капризами» может довести взрослого до «белого каления».

Какие же дети для воспитателя предпочтительнее? Воспользовавшись приемом, разработанным нашими коллегами

Е. В. Боровой и В. М. Слуцким для исследования профессионального сознания воспитателей, определили, что для большинства воспитателей «ребенок, такой как все» - это то же самое, что «идеальный ребенок»; а «ребенок, который отличается от других» - это «ребенок, который меня раздражает».

Ориентация на «среднего» ребенка, на некий обезличенный стандарт, определяет собой реальное отношение к детям, какие бы гуманистические идеи не декларировал воспитатель в ответ на вопрос о ценностях воспитания…

Какими дети видят вас?

Эксперимент. Разделите группу на две подгруппы. Вас (воспитателя) неожиданно «вызывают» к заведующему д/с. Вы должны на время покинуть группу и предлагаете кому – то из детей остаться за себя, фактически принять на себя роль воспитателя. Во второй подгруппе ваш напарник делает то же самое.

Цель: посмотреть, как ведут себя дети, которые станут на время «вами».

Уходя, вы говорите ребенку: «Ты остаешься за меня! » Т. О. представляется возможность увидеть конкретного воспитателя в «зеркале» детского восприятия, в поведении самих детей, сравнить результаты, относящиеся к двум разным воспитателям, работающим с одной и той же группой дошкольников.

Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятии его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке «эффект ореола» может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол») .

Практический инструментарий.

Цветовая диагностика «Домики». (Практические семинары для педагогов. / авт. – сост. С. В. Терпигорьева)

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к ДОУ. Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в ДОУ.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это – девочка Катя (мальчик Коля). Катя ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в д/с?

Что Катя будет делать в д/с?

Что Кате больше всего нравится в д/с?

Что Кате не нравится в д/с?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Детей сажают по одному за стол. Вопросы можно подобрать самим.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в д/с.

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. …. , когда ты играешь.

4. Четвертый кружок…. , когда ты уходишь домой.

5. Пятый кружок, когда ты ложишься спать.

Тест проводится до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный – возбуждение, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленое – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить на это внимание. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов. (психологический душ – комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала) .

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней… .».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! »

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна! »

8. Руки на талии, выполняя наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох «И все у меня получается».

Похожие записи:

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Семинар «Уроки безопасности»


Версия для печати
Семинар-практикум для педагогов «Воспитателю о личностном общении»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 13:05
+3
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов