Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)

Семинар – практикум для педагогов и родителей : «Современный родитель – компетентный родитель(занятие 2)

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

Педагог – психолог МАДОУ ЦРР –д\с № 131

г. Калининград

Структура семинара :

1. Пре - тест (саморефлексия).

2. Информационная часть:

• Сущность и назначение компетентностного подхода в образовании;

• Ориентиры и требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи;

• Основные аспекты педагогической культуры семьи;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов и родителей „Современный родитель — компетентный родитель!“ (занятие 2)» размещена в разделах

• Общие направления и основные формы в работе с родителями.

3. Практическая часть:

• Карта оценки профессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников;

• Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е. П. Урунтаевой и В. М. Ивановой).

4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Пре – тест (после – тест) :

Базовые понятия: компетенция и компетентность;

Образовательная компетенция; ключевые компетенции;

Основные аспекты педагогической культуры;Общие направления работы с родителями : традиционное, просветительское, интерактивное, развитие государственно – общественного управления;

Интерактивные методы: метод «дельфи», метод тестовых ситуаций, тренинги, акции, мастер – классы, тематические и индивидуальные консультации, экспозиции.

Ключевые слова и выражения.

(постановка проблемы)

Проблемам родительской культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество книг и статей (Е. П. Арнаутова, В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина, О. Л. Зверева. Т. В. Кротова, Н. Н. Королева, О. Н. Савинова и др.)

Очевидно, что семья не способна самостоятельно решить свои проблемы, а на уровне государства, в системе образования не создано механизмов формирования субъектности семьи на индивидуальном и социальном уровнях. Такой субъектности, которая позволила бы семье самостоятельно или с помощью социальных институтов и структур решать свои проблемы в основных сферах жизнедеятельности.

Основной акцент, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей, формирование их воспитательной культуры с соответствующими традициями, принципами, нормами и правилами. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления ДОУ.

Внутри компетентностного подходавыделяют два базовых понятия:

Компетенция – «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов»;

Компетентность - «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А. В. Хуторской).

Это способность действовать в ситуации неопределенности.

Образовательная компетенция – «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков и опыта деятельности ребенка по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. (А. В. Хуторской).

Главной задачей образовательного учреждения становится формирование универсальных умений и способностей – ключевых компетенций : социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной.

Алгоритм управляющей программы сопровождения и обеспечения развития субъектов образования предусматривает следующие этапы:

Неосознанная некомпетентность – «Я не знаю, что я не знаю» : высокий уровень удовлетворенности деятельностью, иллюзия компетентности (отсутствие вопросов, рефлексии, боязнь критики); при обнаружении некомпетентности – стремление скрыть недостатки, защита;

Осознанная некомпетентность – «Я знаю, что я не знаю» : опредмечивание трудности, ситуация напряженности, кризиса, формирование проблем, анализ причин затруднений, потребность в дополнительной информации и действиях по решению проблем;

Неосознанная компетентность – «Я не знаю, что я знаю» : затруднения в осмыслении целостного опыта, рефлексии результатов в прогнозе развития;

Осознанная компетентность – «Я знаю, что я знаю» : целостное и системное представление достигнутого уровня сформированности профессиональной компетентности.

Традиционные и новационные требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Преемственность воспитания и единство требований В ДОУ и семье;

2. Сформированное родительское сообщество – как коллектив родителей, объединенный общей целью, принципами и ценностями совместной деятельности;

3. Гуманизация детско – родительских отношений в триаде «мать – ребенок – отец»;

4. Стиль воспитания в семье, его адекватность современным требованиям и преемственность с воспитательными системами социума (ДОУ);

5. Определенные от ношения между супругами, определяющие детско – родительские и детско –взрослые отношения.

Основные аспекты педагогической культуры семьи :

- культура эмоций и чувств;

- культура общения и межличностных отношений;

- культура речи родителей;

- культура нравственного сознания и поведения;

- культура детской игры и детского труда;

- культура здоровья и личной безопасности детей.

Общие направления работы с родителями :

• традиционные (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т. д.);

• просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклетов; стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);

• интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, семинары – практикумы);

• развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета);

К малоиспользуемым вДОУ интерактивным методам работы с родителями можно отнести :

метод «дельфи» - метод мозгового штурма, быстрого поиска решений;

метод тестовых (проблемных) ситуаций;

тренинги для родителей;

акции – комплекс мероприятий, действий, помогающих родителям лучше понять возникшую проблему;

мастер – классы – передача действующей технологии, способа взаимодействия, опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

тематические и индивидуальные консультации по запросам с привлечением увлеченных специалистов, выработка практических рекомендаций по решению проблемы;

интерактивные экспозиции.

Практическая часть: карта оценки прфессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников ; недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е,П,Арнаутовой и В. М. Ивановой) см. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду; Майер А. А. Новая информационная политика в работе с семьей: перспективы развития.

После – тест (саморефлексия).

Публикации по теме:

Cеминар-практикум для педагогов Игра — вещь серьезная! Развиваем математическое мышление2 Cеминар – практикум для педагогов «Игра – «вещь» серьезная!» (развиваем математическое мышление). Автор: Варкентин Светлана Валентиновна.

Перспективный план работы клуба «Я компетентный родитель» Перспективный план работы клуба «Я компетентный родитель» Ходько Наталья Юрьевна Педагог-психолог, высшая квалификационная категория МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 11:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД