Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Использование самомассажа в работе с детьми ДОУ»

Светлана Глущенко
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Использование самомассажа в работе с детьми ДОУ»

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, внимание, воображение,мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи.

В современных условиях педагоги используют разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (ка местное, так и общее) известно всем. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов по теме: „Использование самомассажа в работе с детьми ДОУ“» размещена в разделах

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Виды развивающего массажа для детей дошкольного возраста.

Предлагаю вам познакомится с упражнениями различных видов массажа, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам рекомендуем использовать стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети могут выполнять упражнения молча по показу педагога, затем тоже проговаривая самостоятельно.

Виды развивающего массажа.

Самомассаж лица.

Разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, на развитие интеллекта и речи, одним из первых врач из Швейцарии Ф. Р. Ауглин. По его мнению положительные результаты достигаются вследствии влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В течении восьми месяцев дети под наблюдением ученых делали массаж. Уже после трех недель специальных и простых упражнений взрослые замечали у 98% детей повышенную активность мозга. Они активне стали работать на занятиях, стали верховодить в своем окружении, у них появились разнесторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан вывод, что регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысит интеллектуальные возможности ребенкана 75%. Комплекс доктора Ауглина был опробован и творчески развит — доктором И. А. Блыскиной из Санкт-Петербурга. Именно ее рекомендации мы предлагаем брать за основу массажных мероприятий для детей дошкольного возраста.

Самомассаж рук.

Руке посвящали стихи, писали оды. Народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб не хватает?», в пословицах: «Все дело в его руках», «От рук отбился», «Глаза боятся, а руки делают». Во всем этом отражается внутренний мир человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (Сухомлинский В. А.).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем и на все внутренние органы человека.

Последнее достижение восточной медицины СУ-джок терапия (СУ-кисть, джок-стопа). СУ-джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи существеющий в настоящее время.

Автор СУ-ДЖОК терапии ПАДЖЕВУ доказал, что на руке находятся биологически активные точки организма. Системы соответствия всех органов на кистях — это дистационное управление, созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Су-джок терапия в сочетании с различными видами массажаочень эффективна в работе с детьми дошкольного возраста.

Важно еще также отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».

Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение.

При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков (как всех вместе так и поочередно) Используются упражнения : катания, палочек, шариков, ребристого карандаша, сжимание резиновых игрушек разной плотности.

Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется выполнять массаж 2-3 раза в день, причем начинать учебную деятельность полезно именнос массажа. Можно использовать его в качестве физкультминутки на занятиях.

Плантарный массаж.

Массаж стоп иначе называется плантарным массажем, или индийским. Стопы ног являются еще одним экраном состояния систем и органов человека. Согласно учению йоги, ноги это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, оснавания черепа. Плантарный массаж также рекомендуется использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Его, можно проводить с детьми после сна после, а также рекомендовать родителям.

Аурикулярный массаж.

Массаж ушных раковин -аурикулярный массаж- показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяют его широко применять на практике. Таккой массаж выполнять можно ежедневно. Воздействуя на известные на сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых контролирует определенный учвсток, в том числе зоны повышения концентрации внимания и памяти.

Упражнения по самомассажу лица.

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки, оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.

Выполнять 1 раз.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь, и восемь.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать круги» на щеках (1 мин).

А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

Так забывчивым Мишуткам память разовьем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь массаж для щечек нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами «рисовать «круги на подбородке, считая до 3о. Делать упражнение по одному разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу.

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки,

Мы погладим плюшевым плутишкам.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь массаж такой нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки нарисуем поскорей

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь массаж такой нужно делать всем!

Массаж носа.

Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка 1

Мы подушечками пальцев в точки попадем:

Так курносому Мишутке носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь массаж для носа нужно делать всем!

Точка 2

Мы подушечками пальцев в точки попадем:

Так курносому Мишутке носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь массаж для носа нужно делать всем!

Точка 3, точка 4.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот по 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой и налево двинь щекой.

Мишка, мишка, рот открой и направо двинь щекой.

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительный вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знаю польза от массажа будет для ребят!

Упражнения по самомассажу рук.

«Греем ручки»- упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой.

Мерзнут ручки- ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь»- энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим-

И огонь себе добудем.

«Стряпаем»- имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и право.

Мы стряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем мы их выпекать.

Растирание пальцев.

«Братцы»-обеими руками одновременно растираем о большие пальцы по очереди (суказательного по мизинец, растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы молодцы,

Просто чудо молодцы!

«Точилка»- сжав одну руку в кулачек, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик, по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи»- активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

«Пила»- ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, другой руки.

Пилим, пилим мы бревно-

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Растирание предплечья.

«Надеваем браслеты»- одной рукой изображаем «надетый на руку браслет» все пальцы плотно прилегают к запястью, круговыми дыижениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо,- выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, подвигаем.

Влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка»- спираливидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной рукой по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва её растянем,

А затем обратно стянем.

«Гуси»- пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!»

«Человечки»- указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки - «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Все быстрее: прыг-да-скок.

Человечки на двух ножках

Побежали по дорожке.

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре,пять-

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названием «козелок».

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим её мы,

Чтоб гладкой была.

И дальше продолжилась наша игра.

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре,пять

Подолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

Техника плантарного массажа.

При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. проводится он в положении сидя. В начале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание, растирать следует подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый пальчик и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь погладить стопу проделать вращательные движения сначала пальцев, затем голеностопного сустава. Выполнение массажа большого пальца требует более длительного времени — до 2 мин. Массаж стоп целесообразно проводить после дневного сна, как часть гимнастики -пробуждения.

СУ-ДЖОК терапия.

Массаж колючими шариками можно проводить с детьми утром после артикуляционной гимнастики. Использование «ежика», позволяет не только проводить массаж рук, но и запомнить название пальчиков.

*Предложите взять «ежик» двумя пальчиками — большим и указательным, затем — большим и средним, большим и безымянным, большим и мезинцем, переложите выполнить это другой рукой.

*Катать «ежик» ладошками разными способами: почасовой стрелке, против часовой стрелки, вперед, назад, катать массируя каждый пальчик.

*Производить массаж каждого пальчика с помощью волшебного колечка, называя каждый пальчик и т. д.

Сопровождать упражнения можно стихотворными текстами:

Есть колючий мячик «ежик»,

Но у него не видно ножек,

Он и без них может гулять,

Его лишь нужно покатать.

Ежик по пальчикам гуляет

И каждый пальчик изучает.

(Перебираем ежик двумя пальчиками и называем).

Возьми колечко золотое,

Оно волшебное, резное.

На каждый пальчик надевай,

Внимание, память развивай.

Это волшебное колечко,

Как-будто доброе сердечко,

Здоровье дарит детям всем,

Кто его часто надевает,

Тот о болезнях забывает.

Публикации по теме:

Cеминар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель. Кто, как не он, понимая.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми» Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Взаимодействие специалистов ДОУ (учитель-логопед - инструктор по.

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного.

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками»Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком в условиях детского.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик», г. Соликамск, Пермский край Семинар-практикум «Профессиональное выгорание».

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Семинар – практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Задачи: •.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение.

Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми» Цель: Повышение педагогической компетентности студентов в вопросах использования искусства «оригами» в воспитании и развитии детей. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Использование самомассажа в работе с детьми ДОУ»
Опубликовано: 23 августа 2016 в 10:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД