МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей»

Наталья Муляр
Семинар-практикум для педагогов «Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание – это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей“» размещена в разделах

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ.

В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач:

• Создание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

• Формирование представлений о предметах.

Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).

• Знакомство с сенсорными эталонами.

Развитие мелкой моторики руки.

• Формирование и активизация словаря ребенка.

Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).

Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.

Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

На первом этапе обучения происходит овладение моторными навыками (для этого нужны тренажеры с малым количеством деталей, постепенно количество деталей увеличивается).

На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества деталей, с последующим их увеличением.

На третьем этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый).

Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего (среднего) возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.

Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо еще развита речь, и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам. Мелкие пособия раздаются детям 2 — 3 года, более крупные (с большим количеством деталей) для детей 3 — 4 года.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Эти развивающие тренажеры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход педагога, его желание сделать занятие более увлекательным, интересным и познавательным.

В настоящее время широко распространены деревянные доски-лабиринты. Малышу предстоит по дорожкам на игровом поле двигать различные элементы ( в зависимости от тематики лабиринта: сказки, транспорт, животные, отводя в стороны другие фигурки, что позволит развивать логическое и пространственное мышление ребенка.

Старшим ребятам интересны будут игры-ходилки с кубиками и фишками. Важной особенностью ходилок является возможность выбора игры на интересующую тематику: от путешествий в дальние страны до математических расчетов, что позволит развивать эрудицию ребенка.

Одной из разновидностей ходилок являются наборы многоразовых наклеек, включающие игровое поле и определенное количество наклеек (машинки, звери, растения). Ребенок может придумывать свои сюжеты и в произвольном порядке наклеивать выбранные изображения на игровое поле, оживляя город, зоопарк или лес. Такие игры развивают воображение, речь, внимательность и аккуратность.

Но для развития навыков счета больше подойдет такой тренажер, как счетные палочки, или палочки Кюизенера. Счетные палочки различной длины в зависимости от цвета позволяют развивать представление о числах при выполнении разнообразных игр-заданий с ними, сформировать у ребенка различные математические понятия.

Среди современных развивающих игрушек можно выделить следующие:

зрительно-тактильные тренажеры (мобили, развивающие коврики, игрушки-мякиши, игрушки из серии «чудесный мешочек» (мешочки с разнообразными мелкими деревянными предметами, шнуровки, пластилин и тесто, игрушки для невоздушных сред: для ванной, для песочницы и т. д.);

слуховые тренажеры (погремушки, свистульки и дудочки, музыкальные инструменты, шарманки);

сенсомоторные тренажеры (пирамиды, стучалочки, игрушки-попрыгунчики, вкладыши, абаки, лабиринты, мозаики, конструкторы элементарные из крупных блоков, машинки, самолетики, мячи и кольцебросы, игрушки-каталки и игрушечные коляски);

образные игрушки (мягкие игрушки, перчаточные куклы, пальчиковый театр, куклы, солдатики, машинки, инструменты, Lego-конструкторы с готовыми персонажами и kinder-сюрпризы);

когнитивно-логические тренажеры (кубики, коврики-пазлы, детское домино, логические абаки, геометрические вкладыши, пазлы, настольные игры, кубики и змейки Рубика, головоломки с шариками, всевозможные конструкторы); наборы для творчества.

Мы хотим вам представить тренажёры, которые мы изготовили в нашей группе (просмотр презентации). Эти тренажёры просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат. Основное отличие этих тренажёров в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Они могут быть включены в игровую и сюжетную деятельность.

Так как у нас в детском саду будет проводиться конкурс математических уголков, я предлагаю вам изготовить развивающие тренажёры по математике. Они помогут вам сделать вашу работу более эффективной и украсят учебную зону в группе.

Желаю всем творческих успеха!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Что рассказать родителям об умственном развитии детей дошкольного возраста» От того, какое влияние оказывают на детей родители, во многом зависит умственное развитие ребенка. Это влияние осуществляется в повседневном.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». План проведения: 1.

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста» Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического.

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Использование самомассажа в работе с детьми ДОУ» .

Семинар-практикум для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка» Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я бы хотела провести с вами семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.

Семинар практикум для родителей. Роль дыхательной и пальчиковой гимнастики в развитии творческих способностей детей Цель : Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков.

Семинар-практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей»
Опубликовано: 12 января 2017 в 16:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД