Лучший педагог года

Профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста

Татьяна Павлова
Профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста

Большое влияние на нормальное формирование зрения в детском возрасте оказывают характер, длительность условия зрительной нагрузки, поэтому не следует забывать о профилактике зрительных расстройств у детей дошкольного возраста.

Как и любой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и регулярного выполнения в течении длительного времени.

Публикация «Профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить зрительную гимнастику в игровой форме, сопровождать стихами, музыкой, но можно проявив фантазию, использовать собственное сопровождение или совместить с проведением физкультминутки.

Таким образом, используя предложенные приемы, пособия и задания педагог на занятиях решит и очень важную задачу-профилактику зрительных расстройств у детей.

Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связаны со зрительным напряжением, на 10-11 минуте в течении 2-3 минут.

1. на 14-17 минуте- физкульминутка для снятия мышечного напряжения в течении трех минут;

2. в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтении, рассказыванию, то на 11-13 мин. проводится физкульминутка для мышечного расслабления, а на 17-18 мин. занятия упражнения для глаз.

Условия проведения зрительной гимнастики :

- фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

-длительность проведения зрительной гимнастики 2-3 мин. в младшей и средней группах. Упражнения следует проводить дважды в день;

-выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видов занятия.

Общие правила проведения зрительной гимнастики :

-всегда снимать очки;

-сидеть (стоять) прямо, не напрягаясь расслабить плечи и опустить их;

-следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

-сосредоточить внимание на глазах;

-после выполнения упражнений хорошо потянуться от души зевнуть и часто поморгать.

Варианты зрительных гимнастик :

1. Со стихами;

2. Со зрительными стимулами (предметами);

3. С сигнальными метками и схемами (потолочными и настенными);

4. С индивидуальными офтальмотренажерами;

5. Электронные зрительные гимнастики;

6. Пальминг.

1. Со стихами:

Друг другу повернитесь

И широко улыбнитесь!

Теперь немного поморгайте,

Поочередно каждым глазом помигайте.

Опять немного поморгайте,

Глаза закройте,

Просто отдыхайте

А вот теперь глаза

Зажмурьте крепко вы.

Откройте широко,

Где очутились мы?

2. Со зрительными стимулами (предметами) :

На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие. Обращаем внимание детей на соблюдение следующих правил: работают только глаза, голова не подвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх- вниз, вправо, влево, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановки.

3. Упражнения с сигнальными метками и схемами (потолочными и настенными) :

В различных участках комнаты на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание зрительные сигнальные метки им могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудаленных участках комнаты.

Потолочные овтальмотренажеры- это траектории, по которым дети «бегают» глазами, при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.

Настенные овтальмотренажеры могут быть сюжетные, графические, модульные, представлены в виде схем и размещающихся на стене, напротив лица.

На схемах изображаем как е либо цветные фигуры: восьмерку, спираль, овал, ромб и т. д.

Толщина линий- примерно 1см. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломанные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные.

Плакаты размещаются на уровне глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «ходить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу».

4. Индивидуальные овтальмотренажеры «держалки» :

Поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигает по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Бумажные овтальмотренажеры: «Пирамидка» найти глазами две одинаковые пирамидки, сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, желтых, всего колец.

«Тарелки с разноцветными кружочками» : найти две одинаковые тарелки.

5. Электронная физкультминутка:

Это комплекс зрительных гимнастик с помощью программы Powr Pont. Система упражнений, представленные в виде мультимедийных презентаций. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазами. Ее цель- сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Вызывает приятные эмоции.

6. Пальминг: не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. Проводим сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца правой и левой руки на переносице. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, и глаза находились в кромешной тьме. Можно представить себе приятную картину.

Игры способствующие развитию зрения:

«Прищепки» оформить игрушку в форме ежа, где прищепка это иголки.

«Пуговицы» различные по размеру и форме пуговицы, складываем из них башенки.

«Сравниваем картинки» т. е. ищем различия.

«Раскрась вторую половинку» предлагаем дорисовать и раскрасть вторую половинку рисунка.

«Где чей домик?» ребенок определяет не проводя пальцем по линиям у кого какой домик.

«Корректор» дается текст из журналов большим шрифтом, вычеркнуть каждую букву «о» и т. д.

«Дрессированная муха» наша дрессированная муха умеет выполнять команды. Посмотрим? Глазками передвигаем муху от одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз…

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Мультимедийная презентация «Гимнастика для глаз» Данная презентация представляет собой электронную физкультминутку для глаз. Цель: профилактика зрительных расстройств, укрепление глазодвигательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2013 в 10:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД