Семинар-практикум для руководителей ДОУ по созданию единой информационной среды

Елена Бочарова
Семинар-практикум для руководителей ДОУ по созданию единой информационной среды

Семинар-практикум для руководителей "Создание единой информационной среды - одно из главных условий совершенствования системы управления ДОУ"

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Несмотря на значительные потенциальные возможности ИТ в системе

дошкольного образования, эти технологии еще не нашли должного

применения во многих дошкольных учреждениях. Одной из причин ограниченного использования ИТ является недостаточная разработанность методических условий их использования и отсутствие соответствующих методик.

К настоящему времени в нашем МБДОУ сложились два ключевых

направления, которые характеризуют процесс информатизации детского сада: педагогическое и организационное.

Организационное направление связано с модернизацией управления

дошкольным образованием посредством информационно -

коммуникационных технологий. При этом наличие компьютера становится необходимым условием нормального функционирования учреждения. Тат как машина выполняет рутинную, трудоемкую обработку и хранение больших массивов информации об организации воспитания и обучения, медицинском обслуживании, финансово-хозяйственной деятельности, методическом сопровождении, кадровой политике, делопроизводстве. Одновременно человеку предоставляется возможность творческого подхода к принятию оперативных (стратегических) решений в части регулирования интеллектуальных, финансовых, материальных и других ресурсов.

Педагогическое направление предполагает внедрение информационно–коммуникационных технологий в образовательное пространство дошкольного учреждения. Актуальным становится и вопрос об использовании информационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с целью совершенствования способов и средств детской деятельности, обеспечения всестороннего развития личности ребёнка - дошкольника и подготовки его к полноценной жизни в информационном обществе.

Эффективность компьютеризации ДОУ зависит как от качества

применяемых программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в управленческом и образовательном процессе.

Для внедрения информационно- коммуникативных технологий в

образовательный процесс детского сада № 38 проведена следующая работа:

1. Изучена литература по теме.

2. Оборудовано место, обеспечивающееся доступность педагогов к оргтехнике.

3. Создана база данных на бумажных носителях.

4. Создана информационная база сотрудников.

5. Создана информационная база о родителях.

6. Создана информационная база о детях.

7. Систематизированы критерии по видам детской деятельности.

8. Использованы возможности компьютерной техники в организации и проведении активных форм работы с кадрами.

9. Организованы занятия по обучению начальному уровню компьютерной грамотности педагогов детского сада.

10. Повышение квалификации кадров, формирование информационной культуры коллектива.

11. Проведены консультации по подготовке мультимедийных

презентаций.

12. Систематизирована предметно-развивающая среда в учреждении (группы, холлы, родительские уголки, методическая база учреждения

постоянно пополняется и обновляется с использованием оргтехники.

13. Используются информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми.

15. Используются информационные технологии в работе с

родителями.

16. Участие педагогов в конкурсах с использованием информационных

технологий.

17. Оценка и обобщение опыта работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс.

18. Оформление отчётной документации, издание материалов, буклетов, журнала ДОУ.

Более того, информатизация управления способствует формированию единой информационно-образовательной среды и обеспечивает вхождение в современное информационное общество. Рассмотрим подробнее опыт внедрения информационных технологий в деятельность ДОУ на примере нашего дошкольного учреждения.

Внедрение информационных технологий в работу не только всех дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и МБДОУ № 38 необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения сотрудников организации, имеющих дело с принятием решений, и может быть полезно на любом уровне управления.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ — наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, мы пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой, что 36% педагогов испытывают затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности, а 32% - не умеют пользоваться ИКТ в принципе.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

- желанием педагогов и их неумением организовать методическую деятельность на базе информационных технологий;

- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИТ в их практической деятельности.

Данные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами — повышение качества образования через активное внедрение в деятельность ДОУ информационных технологий.

Основными задачами для нас стали:

- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

- расширение использования ИТ в работе с родителями;

- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

- создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных, организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

- диагностирования: анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы;

- индивидуального собеседования;

- изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

- систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ – компетентности:

- экономия времени при разработке дидактических материалов;

- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

- переход на новый уровень педагогического мастерства.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней ИКТ - компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе (Диаграмма 1).

Группа 1 (уровень работы на компьютере — нулевой, мотивация — отсутствует) 24 % — если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИТ.

Группа 2 (уровень работы на компьютере — базовый, мотивация — низкая) 8 % — технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Например, необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке, поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере — нулевой, мотивация — высокая) 36 % — информационно-коммуникативные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере — базовый, мотивация — высокая) 32 % — существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ - компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Диаграмма 1

Выявление групп педагогов, характеризующихся по разным уровням принятия информационных технологий

Рассмотрим результаты анкеты по определению степени использования

информационных технологий и результаты диагностической карты

«Использование информационных технологий в работе»

(Приложение 1,2).

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИКТ – компетентности педагогов. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИКТ - компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку.

В практике работы зам. зав. по ВиМР ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ - компетентности педагогов:

- недели педагогического мастерства;

- мастер-классы;

- педагогические мастерские и наставничество;

- обучающие семинары;

- работа в паре;

- тематические семинары.

Представление передового опыта — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Так, 22.12. 2011 года в ДОУ прошел педагогический совет по теме: «От разнообразия форм к качеству образования. Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей». Один из вопросов – Презентация педагогического опыта «Один день из жизни группы: организация повседневной работы с детьми». Данную презентацию подготовила и продемонстрировала воспитатель высшей квалификационной категории Литвинова Галина Борисовна.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма мало продуктивны в "автономном режиме". Поэтому нужно постоянное взаимодействие "обучающихся" педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания "обучающимся" педагогам и отслеживают их выполнение. Данные семинары проводят следующие педагоги:

воспитатель - Шлеенкова Гульнара Камильевна-(педагог прошел полный курс обучения по специальности оператор ЭВМ, владеет специализированными программами Photo Shop, Word Excel, Power Point и обучает педагогов, как работать с данными программами;

воспитатель – Литвинова Галина Борисовна владеет специализированными программами Photo Shop, Word Excel, Power Point, Picture Manader, STDU Viewer, Publisher и обучает педагогов подготавливать дидактический материал, создавать презентации, портфолио дошкольников и педагогов, обрабатывать фотографии, вести базу данных по дошкольной группе, автоматизации работы по анализу педагогической деятельности, создавать газеты и буклеты для родителей;

учитель-логопед – Дубяга Ирина Алексеевна, с целью разнообразить обучающий процесс, повысить эффективность коррекционной работе по развитию фонематических представлений детей дошкольного возраста обучает педагогов использовать так называемые бланковые методики. Данный вид работы может применяться на индивидуальных занятиях с дошкольниками и в качестве домашних заданий, которые вкладываются в кармашек тетради, либо в форме листов размером А-4, находящихся в файлах. Ребенок выполняет различные задания:

• на определение наличия заданного звука в словах;

• на дифференциацию звука по твердости – мягкости;

• глухости – звонкости (подгот. гр.);

• по нахождению места в слове;

• на определение количества слогов в слове;

• на формирование навыка анализа предложения и т. д.

Выполняет задания фломастером, рисуя кружочки, полоски и др. прямо на файле, не боясь испортить работу, допустить ошибку, ведь ее в любой момент можно исправить, легко стерев неправильный вариант.

Бланковые методики позволяют учителю-логопеду экономить время подготовки к занятиям, разнообразить коррекционный процесс. У детей данный вид работы вызывает большой интерес, выполнение заданий происходит живо, с увлечением. С целью обмена опытом, знакомства с наработками других педагогов использует логопедические сайты, например, логоняня, логобург.

зам. зав. по ВиМР – Бочарова Елена Николаевна (обучает педагогов работать в сети Интернет, с целью подбора дидактического и музыкального материала к занятиям и развлечениям).

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИТ, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся зам. зав. по ВиМР или поручаются педагогам группы 4. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций (Microsoft Power Point)», «Сеть Интернет», «Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office», «Создание фотоальбомов».

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИКТ - компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются конкурсы педагогов:

- «Компьютерный плакат»;

- «Компьютерная презентация «Моя группа»;

- «Электронные методические материалы и презентации для занятий»;

- «Информационные буклеты для родителей».

Мы выделили следующие критерии развития информационно-коммуникативных способностей педагогов:

- умеет создавать текстовые и графические документы;

- знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;

- умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

- умеет использовать информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;

- знает способы представления педагогической информации с помощью ИТ.

Важно отметить, что ИТ могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения ИТ используется на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

- «Визитная карточка МБДОУ» — для начинающих руководителей заведующих, зам. зав. по ВиМР дошкольных образовательных учреждений города; воспитателей дошкольных учреждений;

- «Внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» — для начинающих руководителей заведующих, зам. зав. по ВиМР дошкольных образовательных учреждений города;

- «Портфолио» - для воспитателей МБДОУ;

- «Один день из жизни группы» - для воспитателей МБДОУ;

- «ПМПк» - зам. зав. по ВиМР дошкольных образовательных учреждений города; воспитателей дошкольных учреждений;

- «ТРИЗ» - для воспитателей МБДОУ.

Разработанная система повышения ключевой ИКТ - компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно — педагоги:

- 62,6% умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);

- 41,6% умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

- 54% активно используют информационные технологии в деятельности ДОУ;

- 37,5% владеют навыками поиска информации в сети Интернете с целью повышения самообразования, ознакомления с периодикой, новинками педагогической литературы пользуется электронной библиотекой;

- 17% владеют программой навыками создания мультимедийных презентаций;

- 54,1% умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;

- 54% умеют подбирать дидактический материал для изготовления картотек и дидактических игр;

- 54% умеют подбирать иллюстративный материал к занятиям;

- умеют подбирать материал для оформления логопедических и психологических стендов;

- 37,5% владеют способами и методами применения ИТ в работе с родителями.

На данный момент в ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Создана система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.

Создана мультимедиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 20 занятий с использованием информационных технологий, а именно «Комплексные занятия в ДОУ», «Шишкин лес», «Остров дружбы», «Работа с родителями», «Музыкальные зарисовки» (музыкальное сопровождение к утренникам и развлечениям).

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в сети Интернет, имеется электронный адрес ДОУ.

Сайт МБДОУ № 38 размещенный в Интернете по адресу: mdou38@cobra-net.ru носит информационный характер и предлагает статистику, списки, справочники и другую информацию для всех посетителей сайта.

На сайте созданы следующие страницы: «Главная», «Мероприятия», «Программы ДОУ», «Каталог статей», «Фотоальбомы», «Наши достижения», «Безопасность детей в семье и детском саду», «Методическая копилка», «Работа с социумом», «Работа с родителями», «Консультации специалистов», «Психологическая служба», «Логопедическая служба», «Обратная связь».

Перечисленные разделы не предполагают обязательной стопроцентной полноты охвата информации, сайт наполняется постепенно, по мере готовности материалов, а также после специальной подготовки материалов к размещению на сайте.

Мы выделили следующие критерии отбора материалов:

- достоверность - авторство материалов, ссылка на источник;

- оперативность - упоминание события в «новостях» должно происходить в течение 2-3 дней, подробное описание в «основном разделе» должно появиться в течение 10-15 дней;

- доступность - публицистический стиль изложения, уместное использование профессиональной терминологии;

- объективность - отсутствие однобокости, полифония взглядов.

Каков же итог нашей работы? Самое главное, что мы сделали,- это разработали содержание организации дистанционной формы сотрудничества семьи и образовательного учреждения. На наш сайт выходят все больше и больше людей, и это в основном родители воспитанников, посещающих или только готовящихся посещать наше дошкольное учреждение. А дальнейшее развитие сайта связано с появлением новых оригинальных идей, с расширением круга посетителей (т. е. с успешным продвижением, с возможным участием в различных образовательных проектах.

В МБДОУ № 38 широко применяются телекоммуникации – использование электронной почты, использование мультимедийных технологий. Сегодня электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды сообщений. По электронной почте можно пересылать различную документацию, общаться с родителями и коллегами. Это довольно простой и достаточно дешевый способ, позволяющий оперативно взаимодействовать с людьми. Причем научиться пользоваться почтой очень несложно. Опыт показал, что, для того чтобы обучить даже начинающего пользователя приемам отправки и получения почтовых сообщений, достаточно от одного до двух часов. Тем более, что современные операционные системы и программы весьма дружелюбны к пользователю, а сложных психологических барьеров при работе на компьютере, имевших место, скажем, лет 5 назад, уже практически не возникает. Существует большое количество почтовых серверов, предоставляющих бесплатные почтовые ящики, например Яндекс (http://www.yandex.ru/). Удобно заводить несколько адресов для разных целей: рабочий адрес, адрес для друзей, для регистрации на сайтах и т. п. Это позволяет разделять потоки информации, обеспечивает удобство в работе, структурирование почты и защиту от спама — нежелательной корреспонденции рекламного характера.

Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта. Позволило на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, информационная среда МБДОУ № 38 включает:

- методическое обеспечение;

- базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP;

- аппаратный комплекс - компьютеры, локальную сеть с доступом в Интернет. В ДОУ используются следующие программы: Microsoft Office 2003 (Microsoft Word - текстовый процессор, Microsoft Excel-электронные таблицы, Microsoft Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Abode Photoshop CS2 - графический растровый редактор; Internet Explorer – веб-браузер) (Приложение № 2).

Информационная среда доступна для всех участников образовательного процесса и представлена в документах, презентациях и сайтом в Интернете.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

.

Приложение № 1

Анкета для определения степени использования

информационных технологий

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Должность проанкетировано 24 педагога.

2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли: 1- 4% прошел полный курс обучения по специальности оператор ЭВМ, 23 – 96% - курсы не проходили.

3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):

a. при подготовке к занятию – 54,1%;

b. на занятии – 8,3%;

c. для самообразования – 79,1%;

d. другое (укажите) – 8,3% (для оформления групп, обмен опытом).

4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):

a. текстовый редактор – 62,6%;

b. электронные таблицы – 41,6%;

c. мультимедийные диски – 16,6%;

d. специализированные программы – 12,5%;

e. Интернет – 83,3%;

f. другое (укажите).

5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

a. ежедневно – 37,5%;

b. 1 раз в неделю – 20,8%;

c. 1-2 раза в месяц – 4%;

d. 1-2 раза в квартал – 20,8%;

e. другое (укажите).

6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

24 педагога – 100%.

7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? 58,3% считают, что созданы; 4% - не созданы; 29,1% - не достаточно созданы.

8. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий? 2 – 8,3 % используют в своей работе программы Photo Shop, Word Excel, Power Point; 8 – 34% - владеют в совершенстве; 16 – 66% - пользуются частично, не в совершенстве.

9. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? недостаточно знаний и опыта, не знание и не владение специализированными программами, недостаточный темп при работе на клавиатуре, нехватка теоретических терминов.

10. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете? фото- и видеокамера, компьютер и другие.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 2

Диагностическая карта

«Использование информационных технологий в работе»

В диагностике приняло участие 24 педагога

Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми Создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы Разработка занятия для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий Использование сети Интернет для самообразования Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес) Наличие опыта в области использования ИКТ по следующим вопросам Готовность организовать обучение педагогов ДОУ (указать тему)

- 46% 83% 66% 50% 37,5% 62,5% 79,2% 66% 79,2%

+54% 17% 34% 50% 62,5% 37,5% 20,8% 34% 20,8%

Поставьте значок «+» в столбцах, содержащих положительный ответ.

Приложение № 3

Список оборудования административного блока и медиатеки

МБДОУ № 38

№ Оборудование Кабинет зам. зав. по ВиМР

(медиатека) Кабинет делопроизводителя

Кабинет музыкального руководителя

1. Мультимедийный компьютер

1 1

2. Принтер лазерный с запасным тонером

1 1

3. Сетевой фильтр-удлинитель

1 1

4. Мультимедийный проектор

5. Сканер

1

6. Экран на штативе

7. Модем внешний

1 1

8. Доска маркерная

Доска маркерная (в каждой возрастной группе)

1 1 1

13

9. Телевизор (видеодвойка) с диагональю 34см., телевизор 57см.

2

1 – в старшей группе общеразвивающей направленности полного дня № 2

10. Фотокамера цифровая

1

11.

Музыкальный центр

Магнитофон (моноблок, бом-бокс)

Магнитофон (в каждой возрастной группе) 2

5

13

Приложение № 2

Анкета для определения степени использования

информационных технологий

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

2. Должность ___

3. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли ___

4. Используете ли вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):

• при подготовке к занятию;

• на занятии;

• для самообразования;

• другое (укажите).

5. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):

• текстовый редактор;

• электронные таблицы;

• мультимедийные диски;

• специализированные программы;

• Интернет;

• другое (укажите).

6. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

• ежедневно;

• 1 раз в неделю;

• 1-2 раза в месяц;

• 1-2 раза в четверть;

• другое (укажите).

7. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

___

8. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? ___

9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий? ___

___

10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? ___

___

11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете? ___

___

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 3

Диагностическая карта педагога по темам семинаров

Ф. И. О.

педагога I II III IV V

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 1 2 1 2

Условные обозначения:

– испытываю затруднения;

– получается хорошо;

– могу поделиться опытом.

Темы семинаров:

I. Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

1. Знакомство с PowerPoint.

2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.

3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.

4. Создание управляющих кнопок.

5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

II. Microsoft Word

1. Шрифт, размер.

2. Создание и редактирование текстового документа.

3. Набор и редактирование текстового документа.

4. Абзацные отступы и интервалы.

5. Создание и форматирование таблиц.

6. Вставка рисунка.

7. Нумерация страниц. Печать готового документа.

III. Microsoft Publisher

1. Подготовка открытки.

2. Подготовка буклета и печать.

IV. Интернет

1. Поиск в сети Интернет.

2. Электронная почта.

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий

1. Конспект занятия по развитию речи с использованием компьютера.

2. Конспект занятия по математике с использованием мультимедийного оборудования.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
Автор публикации:
Семинар-практикум для руководителей ДОУ по созданию единой информационной среды
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 19:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...