Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ»

Елена Южакова
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ»

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха. Напомню, что партнерское общение учитывает состояние, интересы, отношение собеседника. Во время общения происходит не только передача слов от человека к человеку, но и проявление эмоций, манеры поведения, культуры речи. Мы сегодня рассмотрим общение между педагогами ДОУ и родителями воспитанников. Поиск путей для налаживания, построения взаимоотношений с семьей должны работники ДОУ, педагоги, так как именно они получили специальное профессиональное образование и являются примером подражания не только для воспитанников, но и их родителей.

Что же нужно для этого сделать в первую очередь? Для начала педагог должен преодолеть личностные барьеры (это характерно особенно начинающему педагогу, если они имеются.

(Смотрите презентацию "Общение педагогов с родителями в ДОУ")

Закрепим теоретическую часть нашего тренинга практическими упражнениями.

Упражнение «Дождь в джунглях» на расслабление мышц, снятия напряжения.

Упражнение «Слалом»

Цель упражнения: помощь педагогам в решении жизненно важных вопросов, с использованием различных стилей общения.

Процедура выполнения. Ситуация:

«Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.»

Возможные примеры препятствий:

-методист: «В 10 часов обязательно нужно сдать «План по самообразованию»;

-мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;

-воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом» и т. д.

Задача воспитателя — решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (5 мин, используя стили:

— авторитарный;

- демократический.

Анализ упражнения

1. Используя какой стиль, Вам было проще разрешить все ситуации?

2. Этот стиль общения характерен для Вас?

3. Возникают ли в процессе общения с родителями ситуации, в которых Вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?

Упражнение. «Мимика и жесты»

Цель упражнения: формирование умения осознанного использования мимики и жестов в общении.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается передать какое-либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Варианты игры:

— только при помощи рук показать родителям, как ребенок выполнил задание на занятие по ИЗО ;

— при помощи мимики (без жестов) показать непослушного ребенка на занятии;

— при помощи мимики, жестов и позы покзать как ребенок вредничал на занятии по ИЗО.

Анализ упражнения

1. Часто ли Вы используете мимику и жесты в общении с родителями?

2. Оказывают ли влияние Ваши мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?

3. Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?

Релаксация. Упражнение на напряжение и расслабление мышц рук "Игра с песком"

Инструкция. Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, по степенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками). Примечание. Повторить игру с песком 2–3 раза

Упражнение «Желаю Вам.»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения: сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей («особенного» ребенка) своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнения

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Упражнение "Выбери фразу"

Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей»

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Раздаточный материал

Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела…" – "Вы хотите…";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";

"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";

"Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";

"Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".

Памятка "Известная фраза"

Инструкция. Педагогам раздается памятка, содержащая известные цитаты, отображающие правила общения и поведения с "трудным" родителем.

Памятка для педагога

«Основополагающие правила общения»

-Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.

-Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

-С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!

-Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.

-Уверенность в своих знаниях придает силу.

-Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

-Чем больше "балласта", тем труднее становится общение.

- Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, ни когда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.

Психолог: вот и подошло наше занятие к концу. Мне бы хотелось вам подарить буклеты «Общение педагога с родителями в ДОУ». А так же мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем тренинги общения. А для этого я бы хотела попросить вас заполнить данную таблицу.

Раздаточный материал

Уважаемый педагог!

Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.

Критерии оценки Количество баллов

1 2 3 4 5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания ___

Спасибо!

Публикации по теме:

План методической недели .

План работы с родителями (2-й год обучения) Наступает новый учебный год, новые воспитанники, родители. Встает вопрос "С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ»
Опубликовано: 28 октября 2013 в 18:22
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...