Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа»

Анна Муренова
Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа»

Семинар-практикум для воспитателей всех групп

Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа»

Цель: Оказать помощь воспитателям в организации работы над формированием звукового анализа у детей.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средств общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Звуковой анализ может быть простым (элементарным, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец, последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у дошкольников.

Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

1. Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по беззвучной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.

2. Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием большого количества персонажей. Дети считают количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, определяют, какое «место» исчезло и т. д.

Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.

Задания:

1. Цель: учить узнавать звук на фоне слова.

Логопед называет слова, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

2. Цель: развивать фонематический слух.

Оборудование: цветные фишки: красные для обозначения гласных, синие – для обозначения согласных звуков.

Логопед произносит звуки, а дети выкладывают на парте в ряд фишки соответствующего цвета.

3. Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Оборудование: стихотворения, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Логопед читает стихотворение, а дети называют звук, которы й чаще всего слышали.

Примерный речевой материал:

*Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

*Этой щеткой чищу зубы.

Этой щеткой – башмаки.

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

*Расшумелся воробей:

- Вора! Вора! Вора бей!

- Тихо! Тихо! Тихо! Тихо! –

Распушилась воробьиха.

4. Цель: учить определять наличие звука в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

5. Цель: учить определять первый звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный звук.

Примечание: первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением.

6. Цель: учить определять первый звук в слове.

Оборудование: сигнальные карточки красного и синего цвета.

Логопед называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю карточку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

7. Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

Логопед называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа кот, мох, сок, куст, банан.

8. Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: у каждого ребенка на парте карточка – полоска бумаги, разделенная на три равные части.

Фишки определенного цвета (красная, синяя) в зависимости от изучаемого звука.

Логопед называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в первый квадрат, если звук находится в начале слова, во второй, если находится в середине, в третий – если в конце. Например, определить позицию звука [с] в словах: сок, лес, сапоги, миска, вкус, простой, мост.

9. Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.

Оборудование: цветные раздаточные кружки-фишки синего и красного цвета.

Логопед произносит слог (СЛОВО, а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на парте.

Примечание: Слоги сначала берутся закрытые типа: ох, ам, а слова - односложные, из трех звуков (тип слога – закрытый): дом, бык.

10. Цель: учить определять количество звуков в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Выбрать картинки в названии которых:

- три звука,

- четыре звука.

- пять звуков.

11. Цель: учить определять количество звуков в слове и их последовательность.

Оборудование: предметные картинки; звуковые схемы слов.

На доске укрепляются звуковые схемы слов. На столе логопеда лежат предметные картинки. Дети по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее, выполняют анализ слова (называют последовательность и количество звуков) и располагают картинку под нужной схемой.

Игры

Посмотри вокруг

Цель: учить определять наличие звука в слове.

Ход игры: Дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в группе предметы, в названии которых есть заданный звук.

Лото

Цель: учить определять наличие звука в слове.

Оборудование: карточка лото для каждого играющего, разделенная на четыре квадрата, в каждом из них наклеена предметная картинка, фишка.

Ход игры: Только в трех квадратах находятся картинки, в названиях которых присутствует заданный звук. Дети должны найти лишнюю картинку, в названии которой нет изучаемого звука и закрыть ее фишкой.

Можно использовать более сложный вариант игры. Каждому играющему дается альбомный лист, на котором наклеено много предметных картинок. Дети должны найти картинки, в названиях которых есть заданный звук и накрыть его фишкой.

Брось мяч

Цель: Учить определять первый и последний звуки в слове, последова-тельность их в слове.

Оборудование: мяч.

Задания:

1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?

Логопед стоит в центре, играющие – вокруг него. Он бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему;

Речевой материал: лужи – ужи, косы – осы, крот – рот, бочки - очки, клещи- лещи, сурок – урок.

2. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится?

Речевой материал: рост – рос, стол – сто, марка – Марк, бегут – бегу, кружит – кружи, волы – вол, стога – стог, бобр – боб, взяла – взял.

Два берега

Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове.

Оборудование: предметные картинки; изображение лодки или корабля.

Ход игры: На доске мелом изображается река. Посередине реки магнитами укрепляется лодка или корабль, в которых есть прорези для предметных картинок. Логопед рассказывает детям, что на лодке (корабле) плывут слова. Слова, начинающиеся, например, со звука [k], должны причалить к одному берегу, а все остальные к другому. Дети выходят к доске по очереди, достают из прорезей картинки, называют их, определяют наличие звука или первый звук в слове (в зависимости от задания) и укрепляют их магнитами к нужному берегу.

Раскрась картинки

Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: несколько нераскрашенных предметных картинок, изображенных на альбомном листе.

Ход игры: Играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько нераскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук или звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Чей домик?

Цель: учить определять первый звук в слове.

Оборудование: картонные домики красного и синего цвета (в зависимости от задания); предметные картинки.

Ход игры:

1 вариант. На стол выставляется синий или красный домик в зависимости от изучаемого звука, например [л]. Нужно отобрать картинки со словами, названия которых начинаются с этого звука.

2 вариант. На стол выставляются два домика: красный и синий. Дети по очереди выходят к столу, берут предметную картинку, называют ее, опреде-ляют первый звук в слове (гласный или согласный) и кладут ее в соответст-вующий домик.

Соберем цепочку

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры: логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т. д. Например, мост - телефон – носки – игла – аист – топор – рак.

Домино

Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Играть лучше группами по 3-4 человека. Играющим раздаются предметные картинки. Один из детей кладет картинку на стол, называет ее и определяет последний звук в данном слове. Тот из играющих, который находит у себя картинку с таким же начальным звуком, кладет ее следующей, называет ее и последний звук в слове и т. д. Например, слон – насос – сосна – абажур – рак.

Где спрятался звук?

Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: картонный домик с тремя окнами-карманами.

Ход игры. Домик и предметные картинки стоят у логопеда на столе. Дети подходят к столу, берут картинку, называют ее и определяют, где находится изучаемый звук. Если он находится в начале слова, кладут ее в первое окно-кармашек, в середине – во второе, в конце – в третье.

Где звук?

Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: на доске большие демонстрационные полоски бумаги, разделенные на три равные части. Если идет работа с гласным звуком, это три схемы с красными квадратами в первой, средней и последней частях полоски. Если определяется позиция согласного звука, то с синими квадратами. В эту игру можно играть при знакомстве с новыми звуками.

Ход игры. Дети выходят к доске, берут со стола предметную картинку, называют ее, определяют позицию заданного звука и с помощью магнита укрепляют ее под нужной схемой.

Мы на саночках катались, наши санки потерялись

Цель: учить определять количество звуков в слове.

Оборудование: картонные санки с кармашками, укрепленные на доске магнитами. На санках написаны цифры «3». «4», «5». Предметные картинки беспорядочно укреплены на доске магнитами.

Ход игры: логопед говорит детям, что каждая картинка находится в своих саночках. Сколько в названии предмет, нарисованного на картинке, звуков, такая цифра написана и на санках. Но санки поехали с горки и перевернулись. Все картинки выпали из них и перемешались. Нужно найти каждой картинке ее санки. Дети по очереди выходят к доске, берут картинку, произносят название, определяют количество звуков в слове и кладут картинку в нужный кармашек.

Речевой материал: кот, рак, оса, лук, муха, лиса, шарф, крот, белка, замок,

кукла, жираф, книга, груша.

Расставь фишки

Цель: учить определять количество звуков в слове, их последовательность.

Оборудование: каждый играющий получает альбомный лист, разделенный на прямоугольники, в начале каждой строки картинка (см. таблицу); набор цветных кружков-фишек.

Ход игры. Каждому звуку соответствует клетка, в которую играющие кладут нужный кружок-фишку (синюю, красную или зеленую). Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Варианты подбора картинок: шары, коза, рыба-пила; кран, шарф, мост, слон; лимон, полка, крыло, тыква; бык, бусы, утка, мишка.

Загадки

Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа.

Публикации по теме:

Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов Игра «Пройди по буквам» Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение.

Дидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятияДидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятия Развитие звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия закладывается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Поэтому важно.

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа»
Опубликовано: 20 июня 2018 в 11:32
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Осенние топотушки в гостях у Петрушки»
"Осенние топотушки в гостях у Петрушки" Действующие лица: Ведущая, Петрушка, Мишка. ( под музыку дети входят в зал и встают около стульчиков) Вед. : Как...
Конспект ОД в средней группе «Волшебница вода. Опыты с водой»
Конспект ОД в средней группе «Волшебница вода» ( Опыты с водой) Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды ( вкус, цвет, запах, текучесть)...
Конспект занятия «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись»
Программное содержание: • Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; • Учить выделять элементы узора Хохломы ( листок, ягодка, травка) и видеть красоту; •...
Фотоотчет о проекте «Огород на окне»
Вызвать у ребят желание самим вырастить растения на окошке. И начали подготовку к работе на огороде. Рассмотрели семена, обратили внимание, что не все...
Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в общеразвивающей группе среднего...