Семинар-практикум «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Марина Редькина
Семинар-практикум «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.

Предварительная подготовка:

1. Оформление наглядно-информационного стенда «Ребенок и его права».

2. Выставка детских рисунков на тему «Наши права». Выпуск памяток для родителей и педагогов по данной тематике.

Ход семинара:

Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".

О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию.

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был, первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей…

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Фор –де – Франс –Нью –Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест –Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи.

Подростки представляли пять континентов, главным образом, южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью – Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г.

И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её именуют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.

Вспомним основные законы, в которых говорится о правах ребенка.

Выделяют четыре уровня законов:

Международные:

• 1923 г. – Женевская декларация прав ребенка

• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.)

• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)

• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.

• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Нормативные документы федерального уровня:

• Конституция РФ

• Гражданский кодекс

• Уголовный кодекс РФ

• Семейный кодекс РФ

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

• Закон РФ «Об образовании»

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.

С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.

Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.

Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Республиканского уровня:

• Конституция РС (Я)

• Закон «О правах ребенка»

Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:

• Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

Все мы знаем международные и федеральные законы, коротко осветим закон РС (Я) «О правах ребенка».

Принят закон г. Якутск 1 июля 1994 года З N 23-I Председатель Палаты Представителей А. ИЛЛАРИОНОВ, внесены изменения от 17 октября 2002г.

Настоящий закон регулирует правоотношения, возникающие в сфере защиты жизни, воспитания и развития ребенка в особых условиях Крайнего Севера, Арктики и Республики Саха (Якутия) на основе принципов:

- приоритетности прав ребенка;

- создания благоприятной среды обитания;

- полного исключения дискриминации детей по национальности, языку и цвету кожи;

- гуманности, терпимости, сохранения индивидуальной личности ребенка;

- свободы слова, мысли, совести, религии и личного мнения;

- равных прав и обязанностей родителей за жизнь и воспитание детей;

- ограждения детей от любых форм эксплуатации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Состоит из 5 статей. В этой главе говорится, на какую законодательную базу основывается данный закон, какие права ребенка регламентирует, оговаривается возраст ребенка. Что относится к компетенции высших органов государственной власти и местных органов самоуправления. На какой основе обеспечивается реализация прав ребенка.

Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Состоит из 18 статей. Описаны права и обязанности ребенка. Местные органы государственной власти и самоуправления должны принимать меры по охране жизни и здоровья детей, лица виновные в нарушении несут ответственность. С 10 лет ребенок может быть заслушан в ходе любого разбирательства (судебного, административного). С 16 лет имеет право участвовать в митингах и массовых мероприятиях.

Для детей с недостатками умственного или физического развития должны быть созданы все условия для их полноценного развития и обучения.

Глава III. ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Состоит из 12 статей. Говорится о правах и обязанностях ребенка в семье, при разводе родителей. Оговариваются права ребенка, если он остался на попечении государства.

В этой главе говорится так же о льготах многодетным семьям и семьям, в которых есть дети-инвалиды. Органы государственной власти должны контролировать и защищать интересы детей в пределах своих полномочиях.

Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА

2 статьи, в которых какие гарантии обеспечивают органы власти РС (Я). Обязывают родителей, руководителей и трудовые коллективы детских учреждений создавать условия для развития, воспитания, обучения и т. д. ребенка.

Глава V. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

1 статья, в которой говорится об ответственности за нарушение закона.

Вспомним правовые даты в календаре:

• 21 век - Век ребёнка

• 1 июня - Международный день защиты детей

• 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии

• 4 ноября - День народного единства

• 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

• 10 декабря День прав человека

• 12 декабря – День Конституции РФ.

Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т. д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.

Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т. д.

Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т. д.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и. т. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня на семинаре-практикуме мы постараемся закрепить наши знания и опыт практической работы.

Для этого нам необходимо разделиться на две команды.

Игра «Чудесный мешочек».

(В мешочке лежат предметы разные по цвету.)

Педагоги делятся на команды в соответствии с выбранным цветом.

Выполнение педагогами практических заданий.

Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

• У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели (ст. 2) В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.

• Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам (ст. 9) В соответствии со статьёй 9, ребёнок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.

Игра «счастливый случай».

Предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной цифрой.

• Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права

1. таких различий нет (ст. 2)

2. национальная принадлежность

3. состояние здоровья

• Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

1. педагоги

2. родители (ст. 18)

3. члены правительства

• На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

1. на благотворительные организации

2. на иностранных спонсоров

3. на государство (ст. 20)

• Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

1. не указана в официальных изданиях

2. может мешать образованию и вредить здоровью (ст. 32)

3. не соответствуют интересам и склонностям ребенка.

• Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:

1. да, если они получены с согласия родителей

2. да, если они получены не в результате правонарушения

3. нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.

• Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?

1. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

2. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

3. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

• В нашем городе есть служба по правам ребенка, назовите фамилию главного специалиста

1. Самохина Светлана Вячеславовна

2. Самохина Оксана Владимировна

3. Самохина Оксана Вячеславовна

• Назовите номер телефона доверия в нашем городе

1. 3-16-23

2. 3-19-23

3. 3-23-19

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.

Викторина «Права литературных героев».

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («3 поросёнка», «Заюшкина избушка»)

3. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка – путешественница»)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. Литературные герои, из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

7. Какое преступление совершили Гуси – лебеди, украв братца? (Похищение детей)

8. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»? (Право на бесплатное образование)

Кроссворд.

Вопросы

По горизонтали

1. Обладание навыками поведения, отвечающими принятым общественным требованиям.

2. Международный договор по специальному вопросу.

По вертикали

1. Постановление Государственной власти или правило, которое признается обязательным.

2. Охрана, спасение от чего–то неприятного, опасного.

3. Мальчик или девочка в раннем возрасте.

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родителе не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую фору плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, воспитателями и. т. д.

Основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

2. Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное насилие)- периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

• Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

• Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

• Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

• Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

• Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

• Однократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребёнка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

• Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

• Отсутствия должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:

Назовите эти факторы:

• Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов и мачех;

• Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией, или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

• Безработица, постоянные финансовые трудности;

• Супружеские конфликты;

• Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

• Нежеланный ребёнок;

• Умственные и физические недостатки ребёнка;

• Трудный ребёнок.

Игра «Волшебный сундучок».

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Игрушечный утёнок и утка

- О чём напоминает эта игрушка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Таблетки

- О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)

Паспорт

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство)

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

Подведение итогов семинара.

Награждение команд медалями «Академики по правам ребенка», «Умники по правам ребенка».

А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:

В жизни можно по–разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ: ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ

Физическое насилие

Внешний вид ребенка и характер травм:

• Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

• Задержка физического развития (отставание в весе и росте);

• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка…

В возрасте 1,5 – 3 года:

• Боязнь взрослых;

• Редкие проявления радости, плаксивость;

• Реакция испуга на плач других детей;

• Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;

В возрасте 3 – 6 лет:

• Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

• Пассивная реакция на боль;

• Болезненное отношение к замечаниям, критике;

• Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

• Негативизм, агрессивность;

• Жестокое обращение к животным;

• Лживость, воровство;

• Склонность к поджогам.

Поведение родителей или попечителей:

• Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

• Несвоевременное обращение за медицинской помощью;

• Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

• Обвинение в травмах самого ребенка;

• Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

• Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

• Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящиеся к здоровью ребенка;

• Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)

Психическое насилие

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

• Задержка физического и умственного развития;

• Нервный тик;

• Энурез;

• Печальный вид;

• Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребенка:

• Беспокойство или тревожность;

• Нарушение сна;

• Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• Агрессивность;

• Склонность к уединению;

• Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

• Угрозы или попытки самоубийства;

• Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

• Плохая успеваемость;

• Нарушение аппетита.

Поведение взрослых:

• Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

• Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

• Постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

• Негативная характеристика ребенка;

• Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

• Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

• Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка:

• Утомленный, сонный вид, опухшие веки;

• Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

• Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

• Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

• Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улутчшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

• Мастурбация;

• Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

• Многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

• Повторные случайные травмы или отравления;

• Постоянный голод и (или) жажда;

• Кража пищи;

• Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

• Требование ласки и внимания;

• Подавленное настроение, апатия;

• Агрессивность и импульсивность;

• Деликатное (антиобщественное)поведение, вплоть до вандализма;

• Неумение общаться с людьми, дружить;

• Неразборчивое дружелюбие;

• Регрессивное поведение;

• Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

• Низкая самооценка.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Права детей в символах.Права детей в символах. Из опыта работы. Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Семинар-практикум «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 января 2013 в 16:11
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...