Папки-передвижки

Семинар-практикум «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»

Силяева Ирина
Семинар-практикум «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

Задачи:

1. Знакомство с понятием «эмоциональное и профессиональное выгорание», симптомами его проявления, причинами возникновения.

2. Познакомить педагогов с приемами, техниками саморегуляции и антистрессовой защиты.

3. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

Публикация «Семинар-практикум „Профилактика профессионального и эмоционального выгорания“» размещена в разделах

4. Укрепление позитивного отношения к своей работе.

Время проведения: 1 час.

Участники: педагоги ДОУ

Условия для реализации: музыкальный зал, столы и стулья

Материалы и оборудование:

* магнитофон и запись спокойной музыки,

* листы бумаги, ручки,

* мультимедиа проектор, ноутбук

* фланелеграф, магниты, бумажные цветочки,

* урна,

* конфеты

* памятка для педагогов

Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада вас всех видеть на семинаре - практикуме «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов». Давайте мы начнем наш семинар с приветствия, подарим друг другу приятные комплименты и добрую улыбку.

1. Упражнения «Комплименты»

Психолог: Я предлагаю вам встать в пары

(педагоги встают по парам, образуют два круга)

Психолог: По моему сигналу (звук колокольчика, вы будете двигаться противоходом, в правую сторону, меняясь в парах, здороваться и говорить друг другу комплименты.

Упражнение 2. «Ассоциации» (стоя в одной кругу)

Психолог: А сейчас я попрошу вас встать в один большой круг. Вы сейчас будете передавать это сердечко друг другу и говорить, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа» (ответы педагогов.)

Психолог: Я очень рада, что слово работа не вызывает ни у кого отрицательных, конфликтных ассоциаций. (из ваших ответов я поняла, что есть проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, о которых мы сегодня поговорим)

Психолог: Я предлагаю вам сесть за столы

(садятся за столы)

Психолог: Система дошкольного образования перешла на новый этап, свидетельством тому является появление принципиально нового документа - ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ФГОС - это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам

бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Профессиональная деятельность педагога предполагает большую насыщенность эмоциями, ежедневное тесное общение с детьми, их родителями, администрацией и специалистами детского сада. Как следствие – педагог расходует огромное количество энергетических ресурсов.

И в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них возникает Синдром эмоционального выгорания. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Какие же симптомы эмоционального выгорания. Это

- плохое настроение, эмоциональное опустошение, подавленность, усталость

- ощущение физической слабости

- снижение интереса к происходящим событиям

- раздражительность

Психолог: Эмоциональное выгорание тесно связано с профессиональным выгоранием. Что же такое профессиональное выгорание?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков — всех, чья деятельность невозможна без общения. Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей. Оно сопровождается также эмоциональным истощением и снижением работоспособности.

Психолог: С чего начинается профессиональное выгорание? Какие стадии?

Стадии профессионального выгорания

Психолог: Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные приемы регуляции организма, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

Способы физиологической саморегуляции: различные движения типа потягивания, расслабления мышц; посещение бассейна, тренажерного зала, занятие йогой и т. д

Психолог: Я вам приготовила несколько упражнений, техник, чтобы вы научились снимать напряжение и поднимать себе настроение, управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Упражнение "Гора с плеч" (стоя)

Встаньте, широко расставив ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Повторите 5-6 раз, и вам сразу станет легче.

Упражнение «Лимон»

Цель: Научиться управлять состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Психолог: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены). Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Расческа»

Психолог: В течение рабочего дня, мимическая мускулатура так напрягается, что голова становится тяжелой и начинает болеть. Один из способов избежать стресса –

расчесывание волос в течение 10–15 минут. Эта процедура помогает «разогнать» кровь и расслабить мышцы головы.

Способы эмоциональной саморегуляции : смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

Способы эмоциональной саморегуляции : «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так, занятия любимым делом, хобби.

Психолог: Я хочу, чтобы вы рассказали нам о своем хобби.

(Я очень люблю играть в конкурсы)

Еще одни способ эмоциональной саморегуляции, это - Использование «тайм аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы, отпуск)

Психолог: Я могу предложить вам вот такие способы против выгорания. (15 способов против выгорания)

Упражнение «Стратегии самопомощи»

Психолог: А сейчас подумайте и запишите ответы на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?».

Я предлагаю вам написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие (пишут)

Психолог: А сейчас я предлагаю вам проранжировать их по степени удовольствия.

(Проранжировать - Распределить данные по порядку, беря за основу степень важности или возрастания (убывания)

1) поиграть со своими детьми

2) почитать любимую книжку

3) поработать в саду

4) встретиться с подружками

5) посмотреть телевизор

6) испечь вкусный торт

Психолог: Вот эти виды повседневной деятельности и есть ваши ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Конечно главные ресурсы человека - это близкие люди (семья); работа; интересы, увлечения, хобби; друзья.

Практическая часть

Психолог: В домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, массаж, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Я вам приготовила несколько упражнений, техник, чтобы вы научились снимать напряжение и поднимать себе настроение, управлять своим психоэмоциональным состоянием дома.

1. Упражнение «Лестница»

Устройте пробежку вверх и вниз – это упражнение усилит приток кислорода к каемчатым частям мозга, ответственным за управление эмоциональным стрессом.

2. Упражнение «Душ»

Справиться с эмоциональным негативом, смыт конфликты и стрессы помогает 15-минутный душ. Встаньте под теплые струи воды, чтобы они массировали голову и плечи. Вскоре вы почувствуете, как вода уносит с собой все ненужное.

3. Упражнение «Перестановка».

Восточные практики учат: «Хотите избавиться от печали, передвиньте предметы в доме». Считается, что это освобождает пространство для энергии, которая сможет беспрепятственно скользить в правильном направлении. Этот метод помогает мозгу переключиться, отвлечься от проблем и отдохнуть.

4. Уборка

Раскладывание вещей по местам помогает упорядочить мысли, сосредоточиться.

5. Упражнение “Похвалилки”

Хвалите себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов хвалите себя, говоря: «Я МОЛОДЕЦ!», «Я УМНИЦА!», «У меня все ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».

Психолог: Давайте и мы похвалим себя, погладим себя по затылку рукой и скажем волшебные слова «Я молодец», «Я умничка», «Все у меня хорошо», «Я люблю себя»

6. Подарки. Покупайте и дарите себе подарочки и милые безделушки.

7. «Антистрессовые» продукты.

Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты, мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника

Су-Джок терапия.

Экспресс - прием для снятия эмоционального напряжения : Су - Джок - массаж кистей рук и стоп специальными шариками и эластичными кольцами. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.

Массаж Су – Джок шарами

Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке) Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью) Будем с шариком играть, (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем, (катаем шарик вертикально) Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки) Сильней на шарик нажимаем. В руку правую возьмём, В кулачок его сожмём. В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки.

«Дорожка» Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу. Здоровья пальчику желаю, Гибким быть его учу.

Упражнение «Ведро мусора»

Психолог: Давайте мы с вами поразмышляем, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: Мы не представляем себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. У каждого из нас случались неприятные ситуации или разговоры с родителями, коллегами, начальством.

Я предлагаю всем освободиться от негативных чувств и эмоций, выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства:

- «я обижаюсь на…»,

- «я сержусь на…» и тому подобное».

Психолог: А сейчас вы будете рвать свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывать их в ведро (рвут и выкидывают в ведро)

Психолог: Вот вы избавились от негативных чувств и эмоций и сейчас мы будем создавать себе хорошее настроение.

Упражнение «Мои позитивные качества»

Психолог: Я сейчас вам раздам эти бумажные цветочки. Вы должны написать на нем свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере пять) как профессионала и просто человека (пишут)

Психолог: Сейчас каждый будет выходить к этому мольберту, зачитывать свои самые лучшие качества, написанные на цветке и прикреплять цветок на доску.

Психолог: Какой красивый у нас получился коллаж – коллаж ваших самых лучших позитивных качеств.

Притча «Бабочка»

Психолог: А сейчас я хочу рассказать вам небольшую притчу:

«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между ладоней и подумал: " Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так всё случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец сказал: "Все в твоих руках. "

Психолог: Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни. Вы сами - сценаристы своего жизненного пути. Вы можете помочь себе в развитии, а можете направить свои силы на разрушение своего физического и психического здоровья. ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ.

Психолог: Мне хотелось бы пожелать вам перемен к лучшему: в здоровье, семье, профессиональной деятельности. Я вам желаю, чтобы Вы всегда с радостью шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения с членами коллектива!

И хочу, чтобы, слово работа ассоциировалась у вас только с радостными, счастливыми и позитивными моментами. Вы замечательные! Каждый, из вас прекрасен сам по себе, но самое главное вы прекрасны, когда вы вместе.

Психолог: Для поднятия настроения я вам приготовила небольшой сюрприз. Я предлагаю вам достать из волшебной коробочки по одной конфетке с приятными пожеланиями (конфеты)

Обратная связь

Психолог: А сейчас я предлагаю вам заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления и мнения о семинаре.

* Что вам понравилось? Что было интересно?

* Что не понравилось? Что не вызвало интереса?

* Ваши пожелания

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

___

___

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

___

___

Ваши пожелания

___

___

(Участникам семинара заполняют бланки обратной связи)

Психолог: На этом наш семинар подошел к концу. Я хочу вам раздать памятки с упражнениями для управления своим эмоциональным состоянием и советами о том, как избавиться от любого стресса.

Я благодарю вас за участие в семинаре. До свидание.

Публикации по теме:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для воспитателей. Цели: 1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание";.

Практическая работа «Профилактика и снижение эмоционального выгорания» Актуальность. Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные,.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов,.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»
Опубликовано: 23 августа 2019 в 19:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД