Получи документы

Семинар-практикум с воспитателями «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»

Дарья Жиганова
Семинар-практикум с воспитателями «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»

Форма проведения: морское путешествие.

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;

- повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;

Публикация «Семинар-практикум с воспитателями „Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах

- способствовать творческому поиску.

Предварительная работа:

- отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду;

- изготовление раздаточного материала.

Дидактический материал и оборудование: билеты для каждого участника, карточки с заданиями, магнитофон, аудиозапись шума моря, презентация.

Ход семинара – практикума

Воспитатель : Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада Вас видеть. Тема нашей встречи: «Проектная деятельность в детском саду». Метод проектов для меня является ведущим, т. к. главная задача в работе с детьми заключается в том, что имея определенные знания нужно научиться применять их на практике. Только когда ты сделал что-то сам, то понимаешь ценность этого. Знания, полученные опытным путём, надолго остаются в памяти. Продукт, полученный в результате продуктивной деятельности, приносит огромную радость воспитанникам.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Затрагивая эту тему, я предлагаю отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов.

У Вас уже куплены билеты, поэтому прошу занять места в своих «каютах» (педагоги рассаживаются за столы, каждый стол имеет свое название, на нем приготовлены все задания, которые понадобятся для последующей работы).

Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. Мы плавно покачиваемся на волнах. Открываем глаза. Пока мы покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект. Для плодотворной работы, я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков. Возьмите билет № 1 и обсудите задание. Одному из каюты необходимо ответить на заданный вопрос.

1 Задание: Подберите определение, что такое проект?

Проект, это…

1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);

2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);

3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);

4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);

5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество)

Молодцы, быстро справились с заданием.

Воспитатель : Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими интегративными качествами он должен обладать. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В переводе с греческого - проект – это путь исследования.

Было выявлено, что понятие "проект" – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов" в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо ребёнку помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, родители, педагоги ДОУ.

Планирование проектной деятельности должно начинаться с вопросов: "Для чего нужен проект?", "Ради чего он осуществляется?", "Что станет продуктом проектной деятельности?", "В какой форме будет представлен результат проекта?".

Обобщение: Таким образом, в проектной деятельности роль взрослого велика: друг, наставник, наблюдатель, первооткрыватель и т. д. Чтобы осуществить такую работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, педагог должен уметь договариваться, распределять обязанности, развивать личность каждого ребенка, никого не обижая и не ущемляя, уметь слышать и слушать. А это очень сложно. Сейчас Вам предлагаю попробовать выполнить такую работу. Возьмите билет № 2 и выполните задание.

2 Задание: Психогимнастика «Будь внимателен…»

Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого. После минутного приготовления, команды приступают к выполнению задания.

Воспитатель : Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.

3 Задание: Подбери определение.

Исследовательские проекты это. - После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Творческие проекты это. - Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое.

Информационные проекты это. -Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Игровые проекты это --- Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,отдельных уголков и прочее).

Таким образом, мы видим, что проекты классифицируются :

а) по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые,

б) по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой);

в) по продолжительности (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1-3 месяца, долгосрочный – до 1 года,

г) по характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями… (открытый проект). (Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М. 2006 г.)

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действия, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из которых, взаимодействие педагога с детьми носит личностно – ориентированный характер. Откройте билет № 4.

4 Задание: Определи этапы проектной деятельности.

Расположите этапы в правильной последовательности (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны действия, Вам необходимо соотнести этапы с действиями, т. е. посадить божью коровку на цветок.

Старший воспитатель : Таким образом, первый этап разработки проекта – определение проблемы, целеполагание. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель может фиксировать ответы детей на большом листе ватмана. Для этого лучше использовать условные символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает вопрос : «Что мы хотим узнать?».

На втором этапе дети высказывают предположения на вопрос: «Как нам найти ответы на вопросы?» Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение за помощью к родителям, специалистам детского сада, сходить на экскурсию, провести эксперимент и так далее. Педагог помогает детям спланировать свою деятельность в решении поставленных задач, распределить роли.

Третий этап – практический – дети исследуют, творят, ищут. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки. Необходимо, чтобы педагог мог создать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребенка должна быть как-бы незаконченной, незавершенной.

Четвертый этап – презентация проекта. В зависимости от возраста детей, результатом проекта могут быть : итоговые игры – занятия, игры – викторины, мини – музеи, творческие газеты, оформление альбомов, выставок и другое.

5 Задание: Ответь на вопрос.

Вставьте в определение пропущенную фразу:

- Интегрированный метод обучения является для дошкольников.

(информационным; экспериментальным; опытно - исследовательским, инновационным).

- Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают.

(первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач; знания о мире опосредованным путем, через книги, коммуникацию, телевидение, другие источник; знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; способность адаптироваться в новом коллективе).

Таким образом, работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных.

Вот так незаметно мы с Вами оказались у берегов острова проектов. Предлагаю всем размяться и прогуляться по жаркому песку.

Воспитатель (проводит игру «Кто быстрее») : Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Старший воспитатель : А теперь предлагаю ответить на шуточные вопросы.

— Что у Бориса впереди, а у Глеба – сзади? (Буква «Б»).

—Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились).

— Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком).

— Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? (На березе не растут шишки).

– Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).

Воспитатель (благодарит педагогов за предоставление опыта работы по проектной деятельности) : А теперь я предлагаю занять свои места в каютах, настало время возвращаться в детский сад (шум моря).

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

- Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю посмотреть презентацию моей проектной деятельности.

«Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них… но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.

Литература:

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей - М. : Айрис – пресс, 2008 г. ;

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ, М. – 2006 г. ;

3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М. 2010 г.

Публикации по теме:

Проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС  Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать.

Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС» «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО" (Из опыта работы) ФГОС дошкольного образования определяет общение,.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Проектно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС до Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время, думаю, многие уже знают, поэтому не будем сильно углубляться в теорию..

Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Семинар-практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС» Семинар – практикум Тема: «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО» Слушатели: воспитатели ДОУ.

Семинар-практикум воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС» Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» .

Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС  Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность: Огромную роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с воспитателями «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 22:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД