Лучший педагог года

Семинар-практикум «Эмоциональное выгорание-что это?»

ирина осипова
Семинар-практикум «Эмоциональное выгорание-что это?»

ЦЕЛЬ: знакомство участников семинара с теоретическими основами понятия «эмоциональльное выгорание» Освоение приемов саморегуляции в профессиональной деятельности в целях профелактики синдрома эмоционального выгорания.

1. Участникам предлагается написать свое имя

«Как бы Вам хотелось, чтобы Вас называли в течение занятия»

2. Упражнение «Прикосновение в кругу»

Цель: выразить свое отношение каждому участнику при помощи прикосновений.

Публикация «Семинар-практикум „Эмоциональное выгорание-что это?“» размещена в разделах

Инструкция: каждый участник занятия по кругу отдает свое прикосновение каждому участнику, выражая тем самым свое отношение к нему.

После упражнения происходит обмен впечатлениями в виде ответов на вопросы:

• понравились / не понравились прикосновение?

• какие были прикосновения по отношению к Вам (мягкие, доброжелательные, тяжелые, энергичные, нежные и пр.?

• приятнее было Вам отдавать свои прикосновения или получать их?

3 Мини-лекция

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психологического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических растройств, психосоматических заболеваний. Каждая професия так или иначе влияет на здоровье человека. Воспитывать детей- дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства при общении с детьми и родителями, - все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как сл6едствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Под эмоциональным выгоранием В. В. Бойко понимает «выроботанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Среди причин, влияющих на возникновение синдрома у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Поскольку педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить кратко- и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышаетдолгосрочную мотивацию. Педагогу-психологу необходимо формировать у воспитателей способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, т. е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и прияиным. Следует избегать ненужной конкуренции: слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу.

4 Тест «Как определить, есть ли у вас СЭВ?»

Нарисуйте снежинку и на каждом ее луче напишите сферы своих жизненных интересов: работа, семья, друзья, смобственное здоровье и т. д. отметьте по лучам снежинки степень удовлетворения от своих обозначенных сфер, принимая за ноль центр снежинки. Соедините полученные точки. Если «колесо» получилось округленное или чуть-чуть неровное, вы-гармоничная личность. Если гнутое, орбратите внимание, на каком участке оно»провалилось». Возможно, с этой сферой интересов надо серьезно поработпть, чтобы предотвратить синдром эмоционального выгорания.

5 Практические упражнения

«Баланс реальный и желанный»

Предлогается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутсенние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятсяработа (профессинальная жизнь, работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, развлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаятся? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

«Я - дома, я - на работе»

Разделить лист пополам. Составить два списка определений, характеристик (как можно больше) «Я-дома», «Я-на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выявит имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

• похожие черты;

• противоположные черты;

• одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях;

• отсутствие общих черт;

• какой список было состовлять легче, какой получился объемнее;

• каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.

«Карикатура»

Нарисовать карикатуру на себя «Я на работе». В юмористической форме изобразить собстве6нные черты, которые мы стараемся в себе развивать и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.).

6 Релаксационные упражнения

«Пресс»

Цель: нейтрализациыя и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повцышенной тревожности.

Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести пресса. Упрожнение можно повторить несколько раз.

«Внутренний луч»

Цель: снятие напряжения, расслабление.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленнно и последовательно движется сверху вниз и медленно, пеостепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в облости затылка, ослабляется складка на лбу, «охлождаются» глаза, ослабляются зажимы в уголкакх губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, своей профессией, окружающими людьми.

«Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Вытяните ноги, свесте руки. Посторайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает логтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливофизически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 мин, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избовляясь от своей усталости.

«Пословицы»

Цель: снятие внутреннегог напряжения, избавление от депрессивного состояния.

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы», «Сказки» и т. п. полистайте книгу, читайте фразы пословиц и афаризмов в течение 25-30 мин, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Воэможно, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

7 Анализ занятия

• Как каждый из вас относился к выполнению заданий?

• Какие чувства вы при этом испытывали?

• Может какое-то задание не хотелось выполнять, или вы чувствовали дискомфорт при его выполнении?

• Какие упражнения вы взяли для себя, чтобы использовать их при работе с детьми и коллективом, родителями

8 Упражнение «Прощание»

Все встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят «До свидания».

По окончании семинара все участники получают памятки, содержащие упражнения по саморегуляции.

Используемая литература

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других. М. ,1996

2. Герасисова Е. Н. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ//ВоспитательДОУ. 2008.№10

3. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).-СПб. ,2005

Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

Заседания клуба «Знание» для воспитателей и психологов ДОУ Заседание 1 Дата:___ Место проведения: МКДОУ№8 «Матрешка» Руководитель клуба:Дерипасова И. В. Круглый стол Тема: «Инклюзивное образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Эмоциональное выгорание-что это?»
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 21:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД