Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»

Светлана Гончарук
Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»

Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ:

«Толерантность в повседневной жизни»

педагог-психолог Барашина А. В. ,

педагог-психолог Гончарук С. Ю.

Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков толерантного поведения.

Задачи:

познакомить с понятием “толерантность”; продемонстрировать важность данного качества в повседневной жизни;

показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;

помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности.

Целевая аудитория: педагоги города, работающие с детьми с ОВЗ (воспитатели комбинированных групп, групп общеразвивающей направленности работающих в системе инклюзивного образования).

Необходимое оборудование: бейджи, ручки, стулья по числу участников, 2-3 переносных лёгких стола, изображения различной обуви по числу участников, стакан с водой, соль, перец (красный и черный);плакат со словом «толерантность», написанным вертикально (2 шт., проектор (на экране: 1 – тема встречи; 2 – структура синквейна, 3 - незаконченные предложения для рефлексии, аудиозапись релаксации, мягкое сердце – игрушка.

Длительность: 1 час.

Дата и время: 16.11.2017 в 13.15.

Ход проведения:

Этап 1. Вводное слово (приветствие, мотивация).

Уважаемые педагоги! Сегодня мы рады приветствовать Вас на тренинге толерантности. Мы не случайно решили назвать его толерантность в повседневной жизни – ведь мы каждый день сталкиваемся с разными людьми, разными мнениями, эмоциями, состояниями. В этом зале собрались особые педагоги – педагоги, работающие с детьми с ОВЗ. Это создаёт ежедневную дополнительную эмоциональную нагрузку. Сегодня мы с Вами постараемся, не только познакомится с понятием толерантности, но и создать позитивный ресурс для доброго общения с окружающими.

Прежде, чем мы начнём, коротко сформулируем правила группы (приложение 1).

Итак начинаем знакомиться! (ведущий предлагает написать на бейдже то имя, которым бы участнику хотелось называться в процессе тренингового занятия).

Этап 2. Разминка.

1) Упражнение «Обмен местами».

1. Группа усаживается в круг, ведущий — в центре.

2. Ведущий спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Мо-жешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается.

3. Участник поднимается со своего места, идет навстречу ведущему. Приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Иван Наймер, мне нравится твоя улыбка».

4. Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.

2) Упражнение «Карусель».

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Этап 3. Основная часть.

1) Игра «Ассоциации».

Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки (например: т-терпеливый и т. д.).

Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.

2) Беседа о понятии «толерантность».

Вот вы и дали определения понятию толерантность, но если быть точнее «толерантность» - это способность человека, сообщества, государства уважать мнение других, пусть и радикально отличающееся от своего. Терпимость-это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»,- говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. Поэтому 16 ноября отмечается Международный день толерантности.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность –«готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в персидском- «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке слово «толерантность» также имеет несколько значений. В. Даль в своем словаре «Толковый словарь живого великорусского языка» уделяет этому понятию целую колонку и трактует слово «терпимый» как терпящий из милосердия или снисхождения.

3) Игра «Походи в моих ботинках».

Участникам раздаются листы бумаги с изображением различной обуви – на обороте предлагается выполнить следующее: «Возьмите лист бумаги и коротко опишите свой обычный день. Напишите, что происходит, когда вы идете на работу, как вы проводите время после, когда вы дома. Еще опишите что-нибудь, что делает вашу жизнь особенно прекрасной, и то, что осложняет ее».

Участники оставляют «свои ботинки» на местах и по хлопку начинают движение по кругу, по сигналу останавливаются и «примеряют чужие ботинки» - читают.

«- Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок. Выньте листок и прочтите, что другой написал о своей жизни. Теперь снова наденьте свои собственные ботинки и садитесь в круг.

Каждый из нас идет по жизни каким-то своим особенным путем, и часто мы только тогда можем понять, как живет другой, когда "попадаем в его ботинки", то есть, когда представляем себя на его месте».

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе было представить, как ты ведешь жизнь другого?

— Узнал ли ты что-то новое для себя?

— Думаешь ли ты, что каким-то людям живется лучше, чем тебе?

— Думаешь ли ты, что тебе живется лучше, чем другим?

Эта игра поможет научится ставить себя на место другого, быть терпимым к нему, открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы.

4) Упражнение – метафора «Влияние слова на человека».

- Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

5) Релаксация. Звучит аудиозапись.

Этап 4. Заключительный.

1) Синквейн «Ода Толерантности».

Психолог предлагает написать «Оду Толерантности» по следующей схеме (вывести на слайд):

1 СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

3 ГЛАГОЛА

Предложение по теме из 3 слов

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2) Рефлексия.

Рефлексия проводится по методу незаконченных предложений, которые выведены на экран:

Мне понравилось….

Мне было не понятным….

Возьму с собой домой….

Говоря свои слова, один участник передаёт другому мягкое сердце.

3) Ритуал прощания.

Дорогие друзья, мы благодарим Вас за время, проведенное вместе! Ещё раз поздравляем Вас с Международным Днём Толерантности! До новых встреч!

Литература:

К. Фопель "Сплочённость и толерантность в группе: игры и упражнения", "Триада", г. Томск, 2006 г.

Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»
Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей на тему «Музыка в повседневной жизни детского сада» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА.

Консультация для родителей с элементами тренинга «Наказание в жизни ребенка» Цели: формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения; Психолог: Добрый вечер, дорогие.

Мастер-класс с родителями «Использование мнемотехники в ДОУ и в повседневной жизни» МАСТЕР КЛАСС Слайд 1Как часто мы сталкиваемся с тем, что не можем запомнить нужную информацию? Да почти всегда! А можно ли это как-то изменить?.

Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор.

Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Подготовила: педагог-психолог Зубова Я. В. 2016г. Участники.

Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.

Семинар для педагогов ДОУ в форме круглого стола «Введение ФГОС в ДОУ» Категория слушателей: педагоги ДОУ План семинара: 1. Ключевые моменты содержания ФГОС дошкольного образования по разделам 2. Практическая.

Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду» Цель: - рассказать об особенностях первых дней пребывания ребенка в детском саду; - научить родителей адекватным способам взаимодействия.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 17:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Великий праздник — День Победы!
Как и все патриоты, мы чтим память нашим прадедам, благодаря которым над нами чистое и мирное небо. В нашем детском саду прошел открытый урок, посвященный...
Фотоотчёт о НОД по лепке в старшей группе «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
С целью формирования умения у детей лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски в старшей...
Конспект НОД с использованием современных образовательных технологий «Грачи прилетели»
Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Ведущая...
Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста
Цель: Закреплять знания детей о насекомых Задачи: Называть отличительные признаки насекомых( шесть лапок, крылья, усики. Развивать словесно-логическое...
Стенная газета «Лесные жители» второй младшей группы к 90-летию книги В. Бианки...
Стенная газета "Лесные жители" второй младшей группы посвященная 90-летию первого выпуска книги "Лесная газета"В. Бианки. 90 лет назад Виталий Бианки...