Лучший педагог года

Семья и ДОУ — полноценные партнеры в развитии творческих способностей детей

Ольга Тарасова
Семья и ДОУ — полноценные партнеры в развитии творческих способностей детей

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Очевидно, что пока семья по-прежнему будет рассматриваться как субъект сотрудничества и/или как объект воздействия со стороны дошкольного образовательного учреждения, то уровень партнёрских взаимоотношений остаётся недостижимым. В настоящее время в сложившихся социально-культурных и экономических условиях сотрудникам детских садов к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения, способствующему повышению качества образования. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка. Именно при взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с семьёй можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации дошкольного образования за счёт максимальной консолидации ресурсов. В связи с этим актуальна разработка моделей педагогических и организационных условий взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями как с партнёрами.

Публикация «Семья и ДОУ — полноценные партнеры в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах

Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности : петь, плясать, рисовать и т. д.

К сожалению, педагоги часто жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Работу нужно строить по двум взаимосвязанным направлениям:

Первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Организуются индивидуальные беседы, консультации, просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Проводятся родительские собрания, выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставки, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.

Второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Педагогом используются соответствующие формы взаимодействия: совместные праздники, развлечения, конкурсы, выставки творческих работ родителей и детей, проведение акций. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды группы : изготовление пособий, атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр. Реализация такой системы способствует включению родителей в единый воспитательный коллектив ДОУ.

Перед педагогами ставятся следующие задачи:

- создание эмоциональной взаимоподдержки;

- организация творческого сотрудничества;

- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;

- содействие родителям в общении с детьми;

- развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях.

С помощью родителей воспитатели приобщают детей к прекрасному, развивают у них художественный и эстетический вкус. Благодаря активному сотрудничеству с родителями дети создают своими руками пусть небольшие, но поистине художественные шедевры.

Педагоги должны знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Девиз педагогов в работе с родителями должен звучать так, «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей». То, что предлагается родителям интересно и полезно. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Все это требует качественно новых взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением.

Чаще всего воспитатели используют наглядно-информационные средства в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей, формирования у них представлений о роли детского сада, оказания практической помощи семье. Для этого на территории и внутри учреждения устанавливают стенды для родителей, используются информационные уголки, памятки, буклеты.

Информационные уголки содержат рекомендации педагога дополнительного образования по развитию творческих способностей у детей в детском саду и дома, фотогалерею мероприятий, проводимых с детьми, детские работы.

Памятки (буклеты) предлагают советы родителям по развитию художественных способностей детей.

Эффективным средством работы с семьей служит «папка-передвижка». В папках помещается материал с консультациями: психолога, музыкального руководителя, содержание консультаций может соответствовать теме предстоящего родительского собрания или анкетирования. Рекомендуются следующие консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

Особое внимание уделяется совместной работе детей и родителей в группе детского сада при оформлении помещения к праздничным мероприятиям. Воспитатель заранее обсуждает с членами родительского комитета предстоящие дела, определяет обязанности и объем работы взрослых и детей. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив.

Согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей.

Для совместного творчества детей и родителей проводятся такие мероприятия как:

1. Выставка совместного творчества детей с родителями «Дары осени»

2. Мастер-класс для детей и родителей «Цветы для мамы»

3. Выставка новогодних поделок «Наряд для лесной красавицы»

5. Творческий конкурс «Веселый парад снеговиков»

6. Конкурс семейных рисунков на тему: «Зеленый огонек»

7. Конкурс «На лучшее оформление летних участков»

и др.

При проведении мастер-класса «Цветы для мамы» партнерами выступают взрослый с ребенком. Педагог сначала взаимодействует с одним из родителей при показе техники, а потом, может стать партнером одному из детей (в случае отсутствия родителя).

Результатом этой деятельности становится создание доброжелательной, дружеской атмосферы в группе, тесного сотрудничества между всеми участниками пед. процесса, включая родителей, взаимопонимание между детьми и взрослыми, где каждый испытывает радость от общения.

Наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместного творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями.

Постепенно родители понимают, что педагоги искренне заинтересованы в решении общих для детского сада и семьи проблем, и, поверив в это, внимательно прислушиваются к советам воспитателей более критично относятся к себе и своему ребенку.

В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке, проведению и участию в совместных воспитательских и педагогических мероприятиях ДОУ. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных мероприятиях школы, городского дома культуры, продолжают свое обучение в музыкальной школе, являются постоянными посетителями библиотеки, т. е. выходят на более высокий уровень партнерских отношений.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями.Нетрадиционные формы работы с родителями. Семья и детский сад-два воспитательнх феномена,каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт,но только в сочетании друг с другом.

Организация работы с родителямиОрганизация работы с родителями «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и ДОУ — полноценные партнеры в развитии творческих способностей детей
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 19:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД