МААМ-картинки

Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ

Наталья Мельник
Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ

Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ

В предлагаемом пособии представлен совместный опыт работы тифлопедагога и воспитателей коррекционных групп для детей с нарушением зрения по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников. Материалы апробированы в МАДОУ №221 г. Кемерово в коррекционных группах.

Публикация «Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ» размещена в разделах

Представленный адаптированный материал сенсомоторных уголков создан в детском саду воспитателями и тифлопедагогом без приобретения дорогостоящего оборудования. Игровое и релаксационное оборудование, изготовленное коллективом МАДОУ активизирует, и развивает мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.

Программа динамической реабилитации детей с отклонениями в развитии (нарушение зрения) предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы дети активно участвовали в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, мелкой моторики, осознанных волевых усилий были посильными, усложнялись постепенно и доставляли детям удовольствие.

Рекомендуется для детей дошкольного возраста и для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения по сенсорному воспитанию и развитию

Основные принципы организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми;

- система работы по социально - бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения

- создание офтальмологигиенических условий в групповых комнатах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

Такая модель позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей является система двигательной активности ребенка, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушением зрения, обусловленная трудностями их зрительно - двигательной ориентировки, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве, развитие сенсорных способностей, физкультурных минуток.

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально - дифференцированный характер в зависимости от потребностей ребенка

Сенсомоторный уголок – как средство нетрадиционного сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Для выполнения поставленных задач, по развитию сенсомоторного воспитания и развития детей в коррекционных группах мы создали соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду.

В группах созданы уголки сенсомоторного развития детей.

В помощь работе была сделана тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении сенсомоторных уголков.

Сенсомоторный уголок предназначен:

- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

- для развития мелкой моторики;

- для стимуляции двигательной активности;

- для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения;

- для достижения состояния релаксации и комфортного самочувсвия детей;

- для создания положительного эмоционального фона;

- для повышения работоспособности ребенка;

- для активизации когнитивныхпроцессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- для повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Полное представление об обьекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием. При выборе месторасположения сенсомоторных уголков в группах мы учитывали дидактические принципы удобства расположения уголков и доступности их для детей. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных обьектов для уголков в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Сенсомоторные уголки используются в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Таким образом, в своей работе мы выделили принципы организации уголков: доступность, безопасность, креативность.

Назначение сенсорного уголка в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Пособия, тренажеры и игры по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Су-джок

Муфточки

Игра «Загадочные мешочки»

Игра «Тактильные дощечки»

Барические дощечки

Игра «Сосчитай на ощупь»

Сухой бассейн

Тренажер «Геометрическое панно»

Игра «Попади мячиком в треугольник и т. д.»

Игра «Влезь в левый нижний прямоугольник, а вылези из правого нижнего прямоугольника»

Тренажер «Лианы»

Игра «Пробеги, не задевая лианы»

Игра «Перекинь мяч через лианы»

Игра «Вырасти как лиана»

Тренажер «Сетка»

Игра «Сделай, как я»

Игра «Что нарисовано на картинках»

Игра «Воздушный транспорт прикрепи вверху сетки, наземный транспорт

по середине сетки, а водный транспорт внизу сетки»

Игра «Повесь круг в верхнем левом углу, овал в верхнем правом углу, квадрат по середине, треугольник в нижнем левом углу, а прямоугольник в нижнем правом углу»

Пособие «Деревья «Времена года»

Игра «Одень деревья по временам года»

Игра «Разложи деревья по временам года»

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорные эталоны. Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Используя данный материал, рекомендуем в начале обучения использовать более легкие игры для восприятия. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак. Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через несколько дней можно переходить к новым. Обучение должно проходить в игровой форме. Время проведения игр не должно превышать 10-15 минут.

Публикации по теме:

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Сенсомоторное панно «Чудесная полянка» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зренияСенсомоторное панно «Чудесная полянка» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения Уважаемые коллеги! Я работаю в МАДОУ комбинированного вида учителем-дефектологом. В дошкольном учреждении 6 групп для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ
Опубликовано: 3 сентября 2014 в 11:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД