МААМ-картинки

Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?» (1 фото)

Аноним
Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»

Как организовать эффективное музыкальное занятие?

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Публикация «Школа молодого педагога, Консультация „Как организовать эффективное музыкальное занятие?“» размещена в разделах

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами. Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.

Фронтальные занятия. Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.

Доминантные занятия. Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:

• восприятия музыки;

• пения;

• музыкально-ритмических движений;

• игры на музыкальных инструментах;

• детского музыкального творчества.

Тематическое. Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника, «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего народа», музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой, главное в тематическом занятии показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально-тематическом занятии формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т. д., и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию («Сказка в музыке», «Зимние истории и небылицы», ценность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Комплексные занятия. Содержат различные виды искусства и художественной деятельности (музыка, живопись, литература, театр, архитектура, и др., чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:

Объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную);

• познакомить детей со спецификой различных видов искусства;

• акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;

• научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.

Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.

Типовые занятия (традиционное). Как правило, на типовых занятиях используются все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Интегрированное. Характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.

2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.

3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.

4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.

5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

- учебного материала, его качества и содержания;

- поставленных целей и задач;

- особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);

- методов, приемов обучения;

- профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

1. Слушание музыки.

2. Ритмика.

3. Развитие слуха.

4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.

2. Основная часть занятия:

a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.

b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.

c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.

2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.

3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.

4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).

5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.

6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»
Публикации по теме:

Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому,.

Консультация для молодого педагога «Формирование предметно-пространственной среды в группе» ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,.

Консультация для родителей «Как организовать летний отдых с ребенком» Консультация для родителей «Как организовать летний отдых с ребенком» Лето - особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь.

Консультация для родителей «Как организовать детский праздник дома» В каждой семье день рождения ребенка, конечно же, праздник. Но как сделать его весёлым, интересным и запоминающимся? Ведь радостные ощущения,.

Консультация для родителей «Как организовать посещение музея» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Как организовать семейное чтение» Чтение - процесс творческий. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Текст необходимо произносить не просто механически, но и обыгрывать,.

Консультация для родителей «Как организовать прогулку с ребенком» ПРОГУЛКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА КАК И КОГДА НУЖНО ГУЛЯТЬ С РЕБЕНКОМ? Гулять нужно в любую погоду (кроме сильного ветра и сильного мороза). Контакт.

Музыкальное воспитание как эффективное средство укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: 1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение.

«Соблюдение норм этики в работе молодого педагога». Личностный и профессиональный рост педагога Соблюдение норм этики в работе молодого педагога" «Только тот, кто владеет собой может повелевать миром». Вольтер (Франсуа Мари Аруэ).

Занятие городского методического объединения «Школа молодого педагога» Цель: Обеспечение постепенного вовлечения молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности. Задачи: - Оказание помощи молодым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?»
Опубликовано: 18 июня 2018 в 12:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД