Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ

Елена Земскова
Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ

Что же такое гиперактивность? Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям невнимательность, отвлекаемость,импульсивность,повышенную двигательную активность. При этом уровень интеллектуального развития может превышать среднюю возрастную норму.

Синонимы гиперактивности - СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гиперкенетический синдром, СГНВ (синдром гиперактивности с недостатком внимания).

Как правило, в основе заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД,поражение лобных долей головного мозга, отвечающих за планомерность действий и за самоконтроль поведения. Наличие заболевания может определить врач невропатолог после проведения специальной диагностики. Он же и назначает медикиментозное лечение при наличии к нему показаний.

На данный момент врачи выделяют 3 группы причин возникновения гиперактивности:

1. наследственная предрасположенность;

2. органические поражения головного мозга в ходе: перинатального, пренатального развития,перенесённых черепно-мозговых травм, нейроинфекций (менингит, энцифалит).

3. социально-психологическая травма,обусловленная неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.

КАК ЖЕ ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА?

Чтобы выявить такого ребёнка в группе детского сада, необходимо длительное наблюдение, беседы с родителями, другими педагогами.

Признаки гиперактивности (по П. Бейкер и М. Алворд) можно условно разделить на 3 группы: Дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, имульсивность.

1 группа ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ.

-непоследователен, ему трудно удерживать внимание.

-не слушает, когда к нему обращаются.

-с большим интересом берётся за дело, но до конца его не доводит.

-испытывает трудности в организации.

-часто теряет вещи.

-не любит выполнять задания умственного характера,требующих усидчивости.

2 группа ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.

-постоянно ёрзает.

-проявляет признаки беспокойства.

-спит немного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве, сон беспокойный.

-очень говорлив.

3 группа ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.

-отвечает не дослушав вопроса.

-плохо сосредотачивает внимание.

-не может контролировать и регулировать свои действия.

-при выполнении заданий ведёт себя по разному и показывает разные результаты.

Очень часто педагоги задают такой вопрос:" Что же делать, если обнаружен такой ребёнок,а диагноз в медицинской карте не выставлен?"

В этом случае в тактичной форме воспитатель может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу, невропатологу.

ПОМОЩЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ.

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать восптателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Для начала необходимо обеспечить тренировку одной функции.

Каждый воспитатель обязан помнить, такому ребёнку легче работать в начале дня, а также в начале занятия. Работая один на один со взрослым, ребёнок почти не проявляет признаков гиперактивности, по этому с ним эффективнее проводить работу в индивидуальной форме, так он успешнее справляется с заданиями. Нагрузка должна соответствовать его возможностям, гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь первые 10 минут и не надо заставлять его работать дольше, это не имеет смысла и к тому же вызовет негативное отношение к познавательной деятельности. Разумнее будет переключить его внимание на другой вид деятельности.

ПРВИЛА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

-работать с ребёнком в начале дня.

-уменьшить рабочую нагрузку.

-делить работу на более короткие, но частые периоды.

-быть драмматичным, экспрессивным педагогом.

-посадить ребёнк во время занятий ближе к педагогу.

-использовать тактильный контакт.

-договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

-давать короткие, чёткие, конкретные инструкции.

-поощрять ребёнка сразу за проявленные достижения, спокойное поведение.

-оставаться спокойным.

ВО ЧТО ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Для воспитателей могу рекомендавать следующие коррекционные игры, снижающие подвижность, вырабатывающие самоконтроль, произвольность поведения, повышающие активное внимание.

1. "НАЙДИ ОТЛИЧИЕ" (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

ЦЕЛЬ: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ход игры: ребёнок рисует любую несложную картинку и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось.

2. "ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ" (И. В. Шевцова)

ЦЕЛЬ: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

ход игры: взрослый подбирает 5-7 мелких предметов различных фактур.

Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверёк" и касаться ласковыми лапками. Ребёнок с закрытыми глазами должен угадать какой предмет прикасался.

3. "КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ" (И. В. Шевцова)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Ход игры: из разноцветного картона необходимо вырезать 3 ладошки: красного цвета, желтого, синего. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку", можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтая ладонь - "шепталка"- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте и не разговаривать, не шевелиться.

4."ПЕРЕДАЙ МЯЧ" (Н. Л. Кряжева)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Ход игры: стоя в кругу, играющие как можно быстрее стараются передать мяч, не уронив его, соседу, кто ошибся, выходит из игры.

5."ЗЕВАКИ" (М. И. Чистякова)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом.

Ход игры: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего, дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Это лишь некоторые игры, вы можете подобрать и свои, главное, чтобы они были направлены на повышение самоконтроля, повышение внимание, снижение импульсивности, агрессии.

Публикации по теме:

Гиперактивность Что такое гиперактивность. Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности.

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ
Опубликовано: 22 января 2014 в 15:46
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...