Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ

Елена Земскова
Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ

Что же такое гиперактивность? Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям невнимательность, отвлекаемость,импульсивность,повышенную двигательную активность. При этом уровень интеллектуального развития может превышать среднюю возрастную норму.

Синонимы гиперактивности - СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гиперкенетический синдром, СГНВ (синдром гиперактивности с недостатком внимания).

Как правило, в основе заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД,поражение лобных долей головного мозга, отвечающих за планомерность действий и за самоконтроль поведения. Наличие заболевания может определить врач невропатолог после проведения специальной диагностики. Он же и назначает медикиментозное лечение при наличии к нему показаний.

На данный момент врачи выделяют 3 группы причин возникновения гиперактивности:

1. наследственная предрасположенность;

2. органические поражения головного мозга в ходе: перинатального, пренатального развития,перенесённых черепно-мозговых травм, нейроинфекций (менингит, энцифалит).

3. социально-психологическая травма,обусловленная неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.

КАК ЖЕ ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА?

Чтобы выявить такого ребёнка в группе детского сада, необходимо длительное наблюдение, беседы с родителями, другими педагогами.

Признаки гиперактивности (по П. Бейкер и М. Алворд) можно условно разделить на 3 группы: Дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, имульсивность.

1 группа ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ.

-непоследователен, ему трудно удерживать внимание.

-не слушает, когда к нему обращаются.

-с большим интересом берётся за дело, но до конца его не доводит.

-испытывает трудности в организации.

-часто теряет вещи.

-не любит выполнять задания умственного характера,требующих усидчивости.

2 группа ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.

-постоянно ёрзает.

-проявляет признаки беспокойства.

-спит немного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве, сон беспокойный.

-очень говорлив.

3 группа ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.

-отвечает не дослушав вопроса.

-плохо сосредотачивает внимание.

-не может контролировать и регулировать свои действия.

-при выполнении заданий ведёт себя по разному и показывает разные результаты.

Очень часто педагоги задают такой вопрос:" Что же делать, если обнаружен такой ребёнок,а диагноз в медицинской карте не выставлен?"

В этом случае в тактичной форме воспитатель может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу, невропатологу.

ПОМОЩЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ.

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать восптателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Для начала необходимо обеспечить тренировку одной функции.

Каждый воспитатель обязан помнить, такому ребёнку легче работать в начале дня, а также в начале занятия. Работая один на один со взрослым, ребёнок почти не проявляет признаков гиперактивности, по этому с ним эффективнее проводить работу в индивидуальной форме, так он успешнее справляется с заданиями. Нагрузка должна соответствовать его возможностям, гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь первые 10 минут и не надо заставлять его работать дольше, это не имеет смысла и к тому же вызовет негативное отношение к познавательной деятельности. Разумнее будет переключить его внимание на другой вид деятельности.

ПРВИЛА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

-работать с ребёнком в начале дня.

-уменьшить рабочую нагрузку.

-делить работу на более короткие, но частые периоды.

-быть драмматичным, экспрессивным педагогом.

-посадить ребёнк во время занятий ближе к педагогу.

-использовать тактильный контакт.

-договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

-давать короткие, чёткие, конкретные инструкции.

-поощрять ребёнка сразу за проявленные достижения, спокойное поведение.

-оставаться спокойным.

ВО ЧТО ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Для воспитателей могу рекомендавать следующие коррекционные игры, снижающие подвижность, вырабатывающие самоконтроль, произвольность поведения, повышающие активное внимание.

1. "НАЙДИ ОТЛИЧИЕ" (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

ЦЕЛЬ: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ход игры: ребёнок рисует любую несложную картинку и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось.

2. "ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ" (И. В. Шевцова)

ЦЕЛЬ: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

ход игры: взрослый подбирает 5-7 мелких предметов различных фактур.

Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверёк" и касаться ласковыми лапками. Ребёнок с закрытыми глазами должен угадать какой предмет прикасался.

3. "КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ" (И. В. Шевцова)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Ход игры: из разноцветного картона необходимо вырезать 3 ладошки: красного цвета, желтого, синего. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку", можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтая ладонь - "шепталка"- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте и не разговаривать, не шевелиться.

4."ПЕРЕДАЙ МЯЧ" (Н. Л. Кряжева)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Ход игры: стоя в кругу, играющие как можно быстрее стараются передать мяч, не уронив его, соседу, кто ошибся, выходит из игры.

5."ЗЕВАКИ" (М. И. Чистякова)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом.

Ход игры: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего, дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Это лишь некоторые игры, вы можете подобрать и свои, главное, чтобы они были направлены на повышение самоконтроля, повышение внимание, снижение импульсивности, агрессии.

Публикации по теме:

Гиперактивность Что такое гиперактивность. Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности.

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ
Опубликовано: 22 января 2014 в 15:46
+52
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...