Папки-передвижки

Синквейн-технология

Наталья Божкова
Синквейн-технология

Слайд 1

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регули-ровать процесс развития речи у детей.

Публикация «Синквейн-технология» размещена в разделах

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизи-ровать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 2

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.

В методической литературе синквейн характеризуется какэффективный метод развития образной речи.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

Слайд 3

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Слайд 4

Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.

Слайд 5

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосо-четание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства

и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилага-тельные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают)

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Слайд 6

Пример синквейна : 1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

Слайд 7 Условные обозначения.

Слайд 8 Модель составления синквейна.

Слайд 9

- Актуально и целесообразно использовать дидактический синквейн в

логопедической практике, потому что он органично вписывается в работу по

развитию лексико-грамматических категорий, не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает е логическую завершенность, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Дидактический синквейн можно использовать как диагностический

инструмент, дающий учителю-логопеду возможность оценить уровень

усвоения реб нком пройденного материала.

- Дидактический синквейн способствует развитию неречевых высших психических функций – мышления, внимания, памяти, т. е. носит характер комплексного воздействия.

- Применение данного метода помогает создать условия для творче-ского развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

- Обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Слайд 10

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Слайд 11

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Для того, чтобы правильно составить синквейн, необходимо

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть анализом, обобщением, понятиями:слово-предмет (живой, неживой, слово-действие, слово-признак;

- уметь подбирать синонимы;

- научиться правильно понимать и задавать вопросы;

- оформлять свою мысль в виде предложения, правильно согласовывая в н м слова.

Следовательно, перед составлением синквейна должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы. Эта работа не противо-речит «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной в той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР,

и служит средством оптимизации учебного процесса.

Слайд 12

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный

(сентябрь-декабрь первого года обучения)

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Дети знакомятся с понятиями:

«слова-предметы неживые»

«слова-предметы живые»

«слова-признаки»

«слова- действия»

«предложение»

Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распростра-нения предложения определениями.

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы.

На начальном этапе детям предлагается назвать слова, которые обозначают

живые предметы, затем –неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету. После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его

действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над

структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь,

дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной

структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в

него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах, их употреблении в речи. Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур.

Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

На этом этапе работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения:

«Подбери признаки» – например, к слову «груша».

Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.

«Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)

«Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

Дидактические игры (настольно-печатные материалы).

( демонстрация наглядности: «Речевые тренажёры», «Волшебные сигналы»)

Слайд 13

II этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Дидактический синквейн можно использовать в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лекси-ческой темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

Слайд 14 («Дети сочиняют синквейны»)

1. Новый год.

2. Радостный, чудесный.

3. Приближается, веселит, удивляет.

4. Я люблю получать подарки.

5. Волшебство.

Слайд 15

1. Снеговик.

2. Большой, смешной.

3. Стоит, тает, падает.

4. Мне нравится лепить снеговика.

5. Зима.

Слайд 16

1. Наша группа.

2. Весёлая, дружная.

3. Занимаемся, рисуем, гуляем.

4. Наши дети самые хорошие.

5. Детский сад.

Слайд 17

III этап -практический (до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна.

Тема синквейна может быть любой. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи: для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Слайд 18

Например, синквейн о звуках речи :

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слоги.

5. Речь.

Слайд 19

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

- к одному слову-предмету по лексической теме;

- к разным словам-предметам, связанным между собой лексической темой;

- составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну

с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

Например:

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (напри-мер, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

«Составь загадку», «Отгадай загадку».

Например: Маленький, шустрый.

Бегает, колется, фыркает.

Зимой спит в своём гнёздышке.

Дикое животное. Кто это?. (Ёжик)

Синквейн может выражать настроение автора, нести определенную эмоциональную окраску.

Например, можно сравнить: Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото!

Осень

Ветреная, холодная.

Дождит, шуршит, хмурится.

Люди смотрят в окна.

Грусть!

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Но! Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в не-скольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это слож-ная и плодотворная работа как для учителя-логопеда, так и для его воспитан-ников. Ведь детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нуж-ные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложе-ние с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием.

Слайд 20

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводя-щими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составле-ние синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, достатачного словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру.

И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Дети, владеющие послоговым чтением и чтением словами, умеющие печатать, могут создавать свой синквейн на листе бумаги.

Дети старшей группы, которые еще не умеют читать, составляют синквейн устно. При помощи наводящих вопросов (О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал?дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Можно предложить ребёнку нарисовать предмет.

Методика синквейн, безусловно, в целом, способствует успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР, при условии планомерной, ежедневной работы в данном направлении.

Синквейн может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной логопедической работе, на занятиях воспитателя, а также,

при выполнении домашних заданий с помощью родителей.

Слайд 21

Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.

Формы работы с родителями:

-тематическая консультация;

- информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;

- семинар-практикум.

Можно предложить родителям «памятки» с алгоритмом составления синквейна.

Слайд 22

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 23

Выводы:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Использование дидактического синквейна в логопедической практике

позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образова-тельных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентиро-ванной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно

применяться в логопедической практике.

Коллективное составление синквейна о синквейне :

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2.«Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2. «Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться с Вами опытом работы по составлению.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Квест-технология в ДОУКвест-технология в ДОУ В нашем детском саду "Парус" мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Мастер-класс по изготовлению подарка к празднику 8 Марта «Цветочный синквейн»Мастер-класс по изготовлению подарка к празднику 8 Марта «Цветочный синквейн» Синквейн в подарок маме. Как не странно, но большинство людей даже не слышало об этом виде стихотворного жанра, но несмотря на это сейчас.

Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн» Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1» 1 слайд. Мастер-класс Тема.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн-технология
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 22:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД