Лучший педагог года

Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса

Инна Скорописова
Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Диагностическая работа способствует повышению качества воспитательно – образовательного процесса в целом. Эти данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.

Публикация «Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса» размещена в разделах

Поэтому одним из основных направлений моей деятельности в сфере образования и воспитания является психологическая диагностика, которая выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детском саду. Основной ее целью является полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства, а задачей психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях ребенка, которая была бы полезна воспитателям и родителям.

Диагностику в детском саду я провожу с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Она помогает мне выявлять способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития и остальные «непознанные стороны» малыша. В ходе диагностики выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, и я начинаю прорабатывать дальнейшие действия по вопросам воспитания, направленности развития и последующую работу с ним. Для каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут корекционно – образовательного процесса с учетом его индивидуальных стартовых возможностей.

Одним из важных этапов является взаимодействие педагога и родителя,поэтому составляется план действий, выполнение которых, в совокупности, принесет пользу для ребенка.

Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка.

В своей работе я использую основной комплекс диагностических методик, который позволяет мне изучить следующие параметры:

Воображение, моторика.

• Логическое мышление.

• Память.

• Внимание.

• Половозрастная идентификация, самосознание.

• Самооценка.

• Статус в группе.

• Мотивация.

• Произвольность.

• Игра.

• Коммуникативность.

• Готовность к школьному обучению.

Набор методик психодиагностики

1. Исследование памяти

- "Заучивание 10 слов" (А. Р. Лурия)

- Методика изучения опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев)

- Методика "Пробы на запоминание слов" (Модификация В. Г. Каменской и С. В. Зверевой)

- Методика "Матрица" 6-7 лет (Каменская В. Г., Зверева С. В., 2004).

2. Изучение внимания

-"Запомни и расставь точки" (4-6 лет)

- Методика "Найди отличия"

- "Шифровка" (Корректурная проба Д. Векслера)

оценка уровня восприятия

-"Эталоны" (5-7 лет)

-Методика Оценки зрительного восприятия

-Методика Оценки слухового восприятия

3. Изучение мышления

-"Кому чего недостает?" (3-4 года)

- "Что здесь лишнее" (4-5 лет)

-"Вырежи фигуры" (4-5 лет)

-"Пройди через лабиринт" (4-5 лет)

-Построение "заборчика"

-Методика "доска Сегена" (с 3 лет)

- Методика "последовательность событий" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

-Методика "складывание разрезных фигур и картинок"

-Методика "Классификация"

- Методика "Определение умственной работоспособности" (для детей, поступающих в школу)

4. Диагностика свойств личности и психических состояний

-Детский апперцептивный тест (CAT)

-Определение направленности интересов и способностей ребенка (Анкета для родителей)

-Методика Выявления психической депривации

-Нестандартизированная оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара

- Вопросник "Признаки психического напряжения и невротических тенденций"

- Опросник страхов А. И. Захарова

-"Лесенка"

-"Человек под дождем"

-Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"

оценка биологической зрелости и физического здоровья

- Методы определения физического развития и физической работоспособности (с 2 лет)

- Теппинг-тест (Определение уровня зрелости нервных процессов)

- Диагностика психомоторного развития детей (с 4 лет)

Таким образом, диагностика помогает педагогу-психологу определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития.

Публикации по теме:

Документация по организации воспитательно-образовательного процесса 1. Информационно-нормативную документацию воспитателя: Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных.

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе понедельник 26.11. 2018 г Первая половина дня. Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа «Мир комнатных растений» Цель: расширять представления.

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе понедельник 25. 02. 2019 Тема: Формирование обобщающего понятия «Мебель». Формирование умения называть мебель, ее отдельные части, материалы.

Ежедневный распорядок воспитательно — образовательного процесса в старшей группе Тема: «Человек и мир вещей. Посуда» Первая половина дня Утро Приём детей. Утренняя гимнастика. Ситуативная беседа «Приметы весны».

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе Лариса Демидова понедельник 04.02. 2019 Первая половина дня. Приём детей. Утренняя гимнастика. Игра в уголке природы «12 месяцев» с целью.

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса 1. Основные направления деятельности педагога-психолога 1.1. Психологическая диагностика Согласно ФГОС ДО в МДОУ может проводиться оценка.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех.

Планирование воспитательно-образовательного процесса на лето Планирование воспитательно-образовательного процесса ИЮНЬ 1 неделя Режим Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей.

Рабочая программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОУ Составитель: педагог-психолог Галь Яна Владимировна, 1 квалификационная категория (г. Сургут, 2018 год) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 20:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД