Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях детского сада.

галина спикина
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях детского сада.

Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивающий здоровье человека в течение всего последующего развития. Вместе с тем в средствах массовой информации, всё чаще звучат тревожные сведения о неуклонном росте числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, преобладание статических нагрузок, что ведёт к сокращению объёма двигательной активности и, как следствие снижению мышечного тонуса и общей слабости мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении [1].

В этой связи педагогами ДОУ ведётся активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию, укреплению здоровья дошкольников и поэтому лечебная физкультура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а также приобретение воспитанниками таких качеств и умений, которые будут им полезны в дальнейшем для сохранения и укрепления здоровья.

Целью работы по физическому воспитанию в таких группах является отбор и систематизация различных здоровье - сберегающие средств, способствующих формированию мышечного корсета ребёнка и свода стопы, внедрение в коррекционную работу инструктора по физической культуре лечебной гимнастики для своевременного и эффективного устранения (имеющегося патологического и пред патологического состояния) на ранних этапах формирования нарушений осанки и плоскостопия.

В качестве основных задач выдвигаются:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья ребёнка;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни ребёнка.

После медицинского осмотра по скрининг-программе которая включает: анкетный тест-опрос родителей, оценку физического развития детей по специальной таблице, оценку опорно-двигательного аппарата, составляется план индивидуально-оздоровительной работы и лечебной физкультуры проводимой в режиме дня.

Основной особенностью лечебной физкультуры является выполнение физических упражнений в игровой и танцевальной форме. С давних пор ритмику используют как эффективное лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов.

В предлагаемой системе коррекционно-оздоровительной работы была разработана модель комплексной оздоровительной работы с детьми; составлены комплексы для вводного, основного и заключительного периода курса ЛФК; апробирована система работы по лечебной физкультуре. В перспективный план работы на год по специально организованному обучению детей помимо традиционных форм проведения физкультурных занятий включены специально организованные занятия по лечебной физкультуре, учитывающие специфику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

С целью повышения интереса детей к занятиям ЛФК, в нашем дошкольном учреждении используются следующие формы оздоровительно-развивающей работы с детьми: утренняя гимнастика с элементами оздоровительных игр, степ-аэробика, музыкально-ритмические оздоровительные игры, фитбол-гимнастика, игровая ритмика, профилактическая гимнастика, ортопедические минутки, коррекционные занятия с детьми по профилактике нарушения осанки и по профилактике плоскостопия, двигательная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Физические упражнения – являются ведущим средством устранения нарушений осанки. Они используются при всех видах нарушений осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, трофические процессы. Общеразвивающие упражнения выполняются из различных исходных положений, используются для развития всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, а также с использованием тренажёров [2].

Важное значение уделяется дозированию физической нагрузки. Оздоровительную направленность лечебная физкультура приобретает лишь при обеспечении нагрузки на все группы мышц и физиологические системы организма. Основными критериями дозировки при проведении коррекционно-оздоровительных упражнений являются: исходные положения при выполнении упражнений, подбор физических упражнений, количество повторений каждого упражнения, методы выполнения упражнений, продолжительность занятия, моторная плотность.

Исправление дефектов осанки – процесс длительный. Поэтому в оздоровительной группе занятия физкультурой проводятся ежедневно. Из них два раза в неделю - физкультурные занятия, 2 раза в неделю – лечебная физкультура, 1 раз в неделю – занятие на прогулке, состоящее из оздоровительных подвижных игр.

Занятия лечебной физкультурой проводятся курсами, длительность каждого составляет два месяца. В год ребёнок проходит два курса, который подразделяется на три периода: вводный, основной, заключительный. Первый: третья и четвёртая недели сентября – вводный период первого курса, октябрь - основной период, первая и вторая неделя ноября – заключительный период. Второй курс ЛФК начинается со второй половины января (вводный период, февраль – основной период, первая и вторая недели марта – заключительный период.

Методика проведения лечебной физкультуры следует основным методическим принципам: осознанности, доступности, систематичности, последовательности и наглядности. Она показана всем детям, противопоказания имеют лишь временный характер [3].

Для повышения интереса детей к занятиям лечебной гимнастикой используются следующие средства: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, игровая ритмика, упражнения с различным физкультурным оборудованием, тренажёры, массажёры.

Нарушения осанки напрямую связаны с образовательным процессом. При проведении воспитательно-образовательного процесса напряжение мышц генерируется, у ребёнка наблюдается моторно-закрепощённая статическая поза и поэтому необходимо чаще снимать у детей напряжение, расслабляться. Хорошим средством для снятия напряжения и расслабления являются музыкально-ритмические оздоровительные игры. Оздоровительные игры с традиционным и нестандартным физкультурным оборудованием, массажи различного вида, игровая гимнастика, игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, игры в сухом бассейне.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей с нарушениями осанки и плоскостопием является грамотная высокоэффективная организация здоровье сберегающей двигательной среды. Для реализации предложенной системы оздоровления дошкольников сформирована модель предметно-развивающей двигательной среды. Центры здоровья в группах мы пополнили нетрадиционным физкультурным оборудованием: массажные коврики; корригирующие дорожки различной формы, длины и конфигурации для проведения работы по профилактике плоскостопия; массажёры для улучшения кровообращения; изготовили игры для проведения дыхательной гимнастики; цветные бутылки для проведения общеразвивающих упражнений, развивающих опорно-двигательный аппарат и используемые для проведения различных видов ходьбы и бега; большие и мелкие лечебные мячи, массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп и верхнего плечевого пояса.

Это разнообразное оборудование используется воспитателями в течение всего дня при проведении индивидуальных занятий, в двигательных паузах, ортопедических минутках, в оздоровительной гимнастике после сна, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении праздников и оздоровительных досугов.

Система оздоровления дошкольников средствами лечебной физкультуры позволила интегрировать в модель комплексной оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие, совместную деятельность инструктора по физкультуре и воспитателей ДОУ, специалистов ГУЗ «Волгоградский областной центр восстановительной медицины и реабилитации № 3», и, что особенно важно родителей. С родителями воспитанников проводятся не только консультации, но и совместные с детьми занятия, тренинги, праздники и досуги, конкурсы семейных стенгазет по теме формирования основ здорового образа жизни.

Для использования в ДОУ предложенной оздоровительной системы не требуется дополнительного оборудования и финансирования. Отражением эффективности оздоровления дошкольников средствами лечебной физкультуры являются тенденции к улучшению состояния опорно-двигательного аппарата, повышение уровня физической подготовленности детей. На этом фоне отмечается повышение интереса детей к занятиям физической культурой, повышение интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения по оздоровлению методами лечебной физкультуры. Кроме того, значимым для улучшения здоровья детей при реализации предложенной системы оздоровления дошкольников с нарушениями осанки и плоскостопием является увеличение недельного объёма их двигательной активности в связи с ежедневным проведением различных занятий по физической культуре.

Список литературы:

1. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2-2.

2. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - Библиотека учителя физической культуры. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002г.

3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

М. Гуманит. Изд-во Центр ВЛАДОС, 2001 г.

Публикации по теме:

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Безопасность детей
  • Космос
Автор публикации:
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях детского сада.
Опубликовано: 19 марта 2013 в 14:44
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...
Досуг ко Дню Матери «В гостях у сказки». Фотоотчёт
Накануне чудесного праздника – Дня Матери, в нашем детском саду прошло замечательное мероприятие -совместный досуг «В гостях у сказки». Такое название...