Папки-передвижки

Система работы в мини-музее «Волшебница Вода»

Наталья Бездомникова
Система работы в мини-музее «Волшебница Вода»

Управление дошкольного образования

Администрации города Глазова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №55»

Система работы в мини – музее

«Волшебница Вода»

Автор:

Бездомникова Наталья Петровна

воспитатель первой категории,

г. Глазов

Публикация «Система работы в мини-музее „Волшебница Вода“» размещена в разделах

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых форм и моделей организации деятельности в условиях ДОУ. Обучение дошкольников должно опираться на эмоциональную, чувствительную сторону его личности, что связано с особенностями детской психики. И как раз музейная педагогика создаёт условия для развития личности ребёнка. Музейная педагогика – одно из новых направлений педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Актуальность использования элементов музейной педагогики в детском саду заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС.

Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс детского сада обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики ФГОС:

- Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для развития дошкольников.

- Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (коммуникативной, познавательно - исследовательской).

- Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОО.

- Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого (характерно наличие музейной коммуникации, предполагающей диалоговый, субъект - субъектный характер отношений: между предметом и ребенком, педагогом и ребенком и т. д.) и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

- Дает возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника (Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками и другие).

- Способствует сотрудничеству детей – родителей – педагогов.

В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

В нашей группе создан мини – музей «Волшебница Вода». Он ориентирован на воспитание экологической культуры детей. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных чудес – вода.

Вода – самая распространённая жидкость, без которой не было бы жизни на Земле. Наше тело состоит из воды, она необходима нам везде, её мы не можем ничем заменить. С древних времён до нас дошли легенды, мифы, в которых вода выступала как живое существо, обладающее чудотворными свойствами. Отсюда и название мини - музея – «Волшебница – Вода». Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой– снег?», «Почему вода жидкая, «Почему лед твердый?» и т. д. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Ребенок рождается исследователем.

А занятия в мини – музее позволяют развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Основная цель работы мини – музея – расширение представлений о воде.

Для решения данной цели мы опирались на следующие задачи:

1. Систематизировать и расширять представления детей о воде.

2. Развивать желание рационального и бережного отношения к воде; активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека; дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года; создавать условия для проведения практических опытов с водой.

3. Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.

При решении данных задач мы руководствуемся следующими принципами:

-учёт возрастных особенностей (на каждый возраст имеется перспективный план работы, конспекты занятии)

-принцип безопасности (экспонаты, которые необходимы для совместной деятельности с воспитателем, стеклянные пробирки, стаканчики для экспериментирования находятся в закрытых ящиках или на верхних полках).

- принцип интеграции образовательных областей.

-принцип наглядности. (в мини – музее многообразие наглядных пособий, макетов).

- принцип последовательности (знания о воде усложняется в зависимости от возраста)

- принцип сотрудничества (огромную помощь в пополнении мини – музея экспонатами оказывают родители).

- принцип гендерной специфики. Мальчики играют в сюжетно – ролевую игру «Моряки», «Рыбаки», девочки - сюжетно – ролевая игра «Семья», «Стирка», могут использовать воду для стирки кукольной одежды, для мытья посуды.

Мини – музею выделен специальный уголок. Его представляет хозяйка – кукла Волшебница Вода и её помощницы – тучки. Каждая тучка – это определённое время года (зима – тучка со снежинками, осень, весна, лето – с капельками).

Важная особенность мини – музеев : участие в их создании детей и родителей.

Дети чувствуют свою причастность к мини – музею : они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.

Экспонаты мини - музея представлены по разделам.

Раздел «Игрушки».

o Раздел игрушки - экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими в свободной деятельности, для обыгрывания. Также они могут использоваться для НОД.

Раздел «Жизнь в воде».

o В данном разделе представлены экспонаты, которые отражают жизнь моря, озера, реки. Это разнообразными поделки, фигурки, сделанные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки; наглядные пособия, плакаты (морские обитатели, рыбы, картинки, макеты, которые доказывают, что существует жизнь в воде.

Раздел «Вода в природе».

o Материалы данного раздела направлены на знакомство детей с различными природными явлениями (дождь, снег, иней, состояниями воды (твёрдое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар, круговоротом воды в природе. – макет, плакат

Раздел «Вода в жизни человека растении и животных».

o Данный разделпомогает раскрыть роль воды в жизни человека.

«Лаборатория».

o В данном разделе представлены материалы для экспериментирования с водой. Что позволит познакомить детей со свойствами воды». Это различные материалы для проведения опытов с водой: различные баночки, стаканчики, пищевые красители, водяная мельница, пипетки, соль трубочки для коктейля и т. д.

«Библиотека».

o Собраны авторские произведения о воде, загадки, пословицы, потешки, дидактические игры, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, различные альбомы, подбор картинок, есть книги, сделанные своими руками.

Раздел «Наше творчество»

o Здесь представлены рисунки, поделки, которые дети сделали своими руками.

(«Снежная королева», «Капель»)

Раздел «Медиатека»

o Подобраны детские мультфильмы, познавательные фильмы о воде и её обитателях, различные презентации.

В мини – музее созданы условия для самостоятельной деятельности детей в каждом разделе. Экспонаты можно использовать в образовательной деятельности.

Уделяется внимание и региональному компоненту. Удмуртия – родниковый край. С детьми мы знакомимся с водоёмами нашей местности, ходим на экскурсии к речке, знакомим детей с названиями рыб, которые водятся в наших реках, в дальнейшем дети познакомятся с водоёмами Удмуртии.

Для облегчения своей работу мы создали для минимузея различные картотеки: физкультминуток, пальчиковых, подвижных игр, дыхательной гимнастики, игр с водой, картотеку опытов с водой, беседы с детьми на тему вода. Разработан перспективный план работы в мини – музее на каждый возраст.

Наряду с работой с детьми продумана и работу с родителями. Для просвещения родителей проводятся консультации, беседы.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой. Родители помогают в пополнении экспонатами мини – музея, в оформлении разнообразных коллекций, экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море или приносили из дома, мастерили своими руками.

Уже с 2- 3 летнего возраста мы начинаем знакомить детей с мини - музеем. Работа направлена на знакомство детей с простыми свойствами воды, на привитие культурно – гигиенических навыков. Обогащение представлений детей о процессе умывания с использованием игровых ситуации, чтения художественной литературы, сюжетно – ролевых игр. Для этого мы изготовили лэпбук «В гостях у Мойдодыра».

С каждым годом задачи усложняются, экспонаты меняются. Начиная со старшей группы - дети сами проводят экскурсии в мини - музее, для детей других групп, родителей, педагогов. Экскурсии проводим в разнообразных формах, например, в прошлом учебном году экскурсия проходила в форме телепередачи «Окно в природу», где дети выступали ведущими разнообразных рубрик, показывали опыты. Наш мини - музей связан с работой кружка «Маленький исследователь», который проводится с детьми со средней группы. В работу данного кружка включает в себя раздел «Волшебница вода».

Традициями мини - музея является проведение акции «Экспонат», оформление выставок детских работ.

. Все проводимые экскурсии, а также опыт свой работы были представлены нами на конкурсы различных уровней. Это - Диплом Общероссийского конкурса, Диплом лауреата «Современный детский сад – 2014», Фестиваль педагогического мастерства «Мозаика творческих идей». Самая главная награда – это грамота победителя 4 Межрегионального этапа 16 Международной ярмарки социально – педагогических инноваций 2017 года.

В дальнейшем мы планируем работать в данном направлении. Считаем, что музей в нашей группе играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о мини-музее «Солнце вокруг нас»Фотоотчёт о мини-музее «Солнце вокруг нас» Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью. женщина открывает в себе лучшие.

Конспект занятия в мини-музее «Лес»Конспект занятия в мини-музее «Лес» Задачи:Образовательные задачи: 1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. 2. Формировать осознанно –.

Конспект занятия «Волшебница вода». Чтение книги М. Д. Перина «Живая вода», загадывание загадок о воде ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Фотоотчет о мини-музее «Обереги»Фотоотчет о мини-музее «Обереги» Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные «Зачем?» и «Почему?»,.

Фотоотчет о выставках в мини-музееФотоотчет о выставках в мини-музее Дорогие коллеги, решила дальше Вас познакомить с нашими выставками, которые мы организовываем в группе. Для того, чтобы выставка состоялась,.

Наши выставки в мини-музееНаши выставки в мини-музее В группе "Колобок" создан и действует мини - музей. При помощи наших помощников - родителей, мы с детьми часто организовываем выставки на.

Перспективный план работы над проектом «Волшебница вода»Перспективный план работы над проектом «Волшебница вода» Беседа «Кому нужна вода?» Цель. Вызвать у детей познавательный интерес к изучаемой проблеме. Рассматривание глобуса и карты Цель. Постановка.

Перспективный план работы в мини-музее адыгейской культуры Перспективный план работы в мини – музее МБДОУ №1 «Насып» по 2017-1018г. а. Хакуринохабль 2017г. Сентябрь Работа с детьми: Тема: Знакомство.

Стенгазета «Волшебница-вода»Стенгазета «Волшебница-вода» Стенгазета "Волшебница-вода" Старшая группа Я проводила с детьми и родителями проект "волшебница-вода". Длительность проекта краткосрочная.

Тряпичная кукла, её роль в мини-музее Тряпичная кукла, её роль в мини-музее. Так сложилось исторически, что любовь к куклам у ребенка заложена на генном уровне. Кукла неразрывная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы в мини-музее «Волшебница Вода»
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 20:58
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД