Лучший педагог года

Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате

Кривоногова Светлана Алексеевна
Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате

Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате на основе изучения и сохранения национальной культуры малочисленных народов Севера. В современное время система воспитания детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната является одним из важнейших направлений реализации «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

Публикация «Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате» размещена в разделах

Учёт региональных и национальных особенностей в воспитательном процессе способствует сохранению, развитию и пропаганде национально-культурного наследия народа. Поэтому система воспитательной работы интерната должна опираться на использование традиций и культуры коренных народов Севера, которая складывалась в течение многих веков и способствовала формированию особого типа северянина и решению проблем социализации детей коренной национальности.

Опыт организации работы с детьми в условиях школы - интерната семейного типа показывает, что повышение качества образования воспитанника через обновление содержания воспитательного процесса, использование этнопедагогики и внедрение современных образовательных технологий помогает формировать ключевые компетентности воспитанников : гражданскую, информационную, коммуникативную, социальную, культурологическую. Для успешной адаптации в социуме у выпускников интерната семейного типа также должны быть сформированы практические умения и навыки, активная жизненная позиция, установка на проектирование своего будущего. Ведь в современном мире ценится умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, применять знания для решения жизненных проблем. Поэтому планирую свою деятельность таким образом, чтобы создавать условия для самоопределения и самореализации личности воспитанника.

В одной из старых притч говорится о том, как мудрец пришел к беднякам и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее, тем самым научить овладевать практическими действиями. Организация воспитательного процесса в интернатах должна быть основана именно на системно-деятельностном подходе, использование которого поможет воспитаннику применять свои знания на практике, и как образно сказано в притче научить «ловить рыбу».

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью воспитания является развитие личности. В этом процессе человек, взаимодействуя с миром, самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие и его личности, самосознание.

Дети коренных национальностей Севера, которые воспитываются в школах-интернатах оказываются практически в полном отрыве от своих семей. В результате подрастающее поколение теряет тесную связь с этнокультурной средой и традиционной трудовой деятельностью. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Создать оптимальные условия для полноценного развития личности воспитанников группы-семьи считаю основной задачей, поэтому воспитательную систему строю на этнических принципах.

Народная педагогика, нравственные и духовные заповеди коренных народов Севера тесно связаны с их традициями и обычаями, которые представляют собой совокупность педагогических ценностей и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, специфической практике воспитания будущих мужчин - оленеводов, рыболовов, охотников - и женщин, хранительниц домашнего очага, рукодельниц, тружениц на ниве художественных народных промыслов.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре воспитанников интерната становится все более актуальной для педагогов.

Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера начала со сбора и изучения краеведческого материала. С воспитанниками группы-семьи создали экспозицию «Ямал – наша родина». На экспозиции подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению. Совместно с подростками группы-семьи регулярно пополняю и обновляю содержание экспозиции.

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей. Приобщая воспитанников к культуре здоровья, использую широкий спектр педагогических приемов, включая методы и средства этнопедагогики. Проблему сохранения национальных традиций решаю через развитие интереса к национальным видам спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки. Согласно запретам, которые существуют в культуре малочисленных народов Крайнего Севера, данные виды спорта являются сугубо мужскими, поэтому развиваю к ним интерес у мальчиков. Согласно ненецкой этнопедагогики, много запретов обязаны соблюдать девочки. В частности, девочкам запрещается переступать через веревки, некоторые предметы быта, мужские вещи, к которым относится и тензян (аркан).

Воспитание и приобщение детей к культуре народов Севера через национальные игры, формирование у них коммуникативных и познавательных универсальных действий – это задачи, которые я поставила перед собой, они предполагают тесное взаимодействие воспитанника и педагога, которые позволяют освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся, воспитывают толерантное отношение к окружающим сверстникам. Национальная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом. Обучая детей народным подвижным играм северян, я стараюсь не только сохранить знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогатить физические навыки детей. Интерес к национальным играм побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать новое о своей малой Родине. Детям предлагаю следующие подвижные игры: «Хейро», «Льдинка, ветер и мороз», «Ловкий оленевод», «Ловля куропаток», «Полярная сова и евражки» и другие.

Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью воспитываю у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживаю у детей бодрое настроение, активность. После занятий на воздухе у детей создается положительный настрой, поднимается настроение.

Целенаправленная реализация здоровьесберегающих технологий позволила обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, добиться снижения у воспитанников простудных и инфекционных заболеваний. Благодаря реализации здоровьесберегающего направления у воспитанников группы-семьи сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.

Главная составляющая успеха в работе при организации игры с детьми - это мотивация. Правильно подобранные подвижные игры, атрибуты, создают на занятиях радостную, непринужденную обстановку. Участвуя в народных играх воспитанники группы-семьи приобретают опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры дети приобщаются к культуре своей страны, усваивают народные традиции, обычаи, тем самым воспитываю любовь к Родине, к окружающей природе. Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой широкие возможности для формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.

Для воспитанников начальных классов предлагаю сюжетно-ролевый игры с национальными игрушками. При их организации с воспитанниками отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между воспитанниками распределяются роли с обязательным содержанием. Играть в сюжетно-ролевые игры предлагаю воспитанникам с национальными игрушками. Для мальчиков предлагаю игрушки для охотников (лук, стрелы, ловушки, капканы, для оленеводов (веревка, плетенная из оленьей кожи, черёмуховые кольца, нарты, для рыболовов (мордушка, сеть, лодка-обласок, весло). Использование в игре этих игрушек является основным средством подготовки воспитанника к традиционному труду его предков и позволяет ребенку полнее представить себе реальный окружающий мир своего народа.

Безликих кукол для младших девочек шьют старшие воспитанницы. В коллекции группы-семьи куклы представлены всеми возрастными категориями населения: стариков и старух, мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Каждая девочка имеет набор для игры в куклы - маленькие сумочки и мешочки для хранения кукольной одежды, украшений. Играя в куклы, девочка осваивает «школу материнства». По тому, как она обращается со своими игрушками, можно судить, какой она будет хозяйкой.

Считаю, что использование в сюжетно-ролевых играх традиционных игрушек народов Севера является не только средством развлечения, но и вхождения воспитанников во взрослую жизнь, средством приобщения современных детей к культуре народов Севера, средством всестороннего развития ребенка.

При использовании дидактических игр также стараюсь делать акцент на привитие интереса у воспитанников к родному краю, национальной культуре. Так в группе-семье были проведены следующие игры: «Счастливый случай» на тему: «Богатство реки Оби», игра-соревнование «Быт коренного населения Крайнего Севера», игра «Слабое звено» по теме: «Богатство Ямала» и другие.

Воспитанников группы-семьи приобщаю к традиционным ремеслам, искусству своего народа. На традиционных вечерах «Попробуй волшебником стать», которые проводятся в группе-семье, каждый ребёнок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Здесь дети занимаются рукоделием. Все виды рукоделия тесно связаны с культурой и традициями народов Крайнего Севера. На этих вечерах девочки вяжут, шьют, вышивают, плетут изделия из бисера, мальчики изготавливают сувениры. На подобного рода занятиях создается комфортная среда для межличностного общения, у воспитанников развиваются творческие способности, они приобретают жизненно необходимые навыки, у детей развивается целостное восприятие культуры народов Севера. Считаю, что старшие воспитанники профессионально могут изготовить национальную куклу, изделие из бисера, сшить национальные изделия (сумочки, ягушки, сшитые из сукна). Изделия в национальном стиле помогут новому поколению детей обратить внимание на традиции, корни, обычаи народов Крайнего Севера, осуществить связь времён. Изделия детей оформлены в комнате отдыха на экспозиции «Народная культура». Приобретенные воспитанниками умения, станут успешной базой для дальнейшей самостоятельной жизни.

Восприятие и отношение к окружающему миру углубляется, как только дети становятся художниками. Воспитанники группы-семьи любят рисовать, многие из них имеют художественные способности. Коллекция детских рисунков в группе-семье, насчитывает около пятисот. Все работы каталогизированы. На воспитательных занятиях знакомлю детей с орнаментами ненцев, учу видеть и изображать на бумаге родную природу, животный мир, быт своего народа. В школе-интернате регулярно проходят выставки рисунков, где члены группы-семьи являются активными участниками. Темы предлагаемых выставок рисунков разнообразны: «Природа Ямала», «Орнаменты народов Севера», «Я и мой Ямал», «Разноцветные краски Ямала» и другие.

Работы воспитанников группы-семьи также выставляются на районных, окружных и всероссийских выставках. Для воспитанника всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение того, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши воспитанники.

Народы Ямальского Севера создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Большое значение фольклорное наследие имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью сказок, загадок, пословиц и примет дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых.

Сказка играет большую воспитательную роль и является своего рода школой жизни. Воспитанники группы-семьи слушают и стараются подражать героям, которые прославляются в сказках. Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов. Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Фольклор дает воспитанникам самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Этот жанр отражает то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Пословицы и поговорки служат основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, а способности проявляются и развиваются в деятельности. Поэтому при изучении традиций народов Крайнего Севера особую роль уделяю театральному творчеству. Полученные знания о национальной культуре воспитанники закрепляют в театральной деятельности. В постановках используются красочные национальные костюмы народов севера, хореографические композиции, с доступными возрасту детей национальными движениями, создается атмосфера Крайнего севера: северное сияние, чум, костер. При составлении сценариев к театральным постановкам используются пословицы и приметы народов Крайнего Севера.

Участвуя в драматизации произведений народов Севера, дети учатся выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям. При помощи театрального творчества дети совершают увлекательное путешествие в любое историческое время, а главное театральное творчество учит видеть прекрасное в жизни и в людях. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В процессе подготовки театральных постановок воспитанники группы-семьи знакомятся с произведениями местных писателей, приобщаются к музыкальной культуре Северных народов.

Темы театральных постановок различны: «Ассорти ненецких сказок», «Декабрь –месяц большой темноты», «Звездные мастера», сказка «Три сына», постановка «Кто за солнышком пойдет?» и другие. Наши маленькие друзья, ребята подготовительной к школе группы, первыми радуются способностям юных театралов. Малыши – благодарные зрители, а мои ребята горды результатами своих стараний. Таким образом, участие воспитанников в театральных постановках способствует не только усвоению ими традиций своего народа, но и социализации, самоутверждению.

Использование системно-деятельностного подхода в организации воспитательного процесса в группе-семье в условиях интерната и воспитательного потенциала традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера позволяют создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития детей, способствуют личностному росту воспитанников, приобщению детей коренного населения к системе духовных и культурных ценностей своего народа, традиционной культуре.

Публикации по теме:

«Системно-деятельностный подход в разных формах музыкальной деятельности». Старшая группа Изложение может показаться несколько странным, т. к. конспект данного занятия был представлен в виде таблицы. Материалы и оборудование:.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Календарное тематическое планирование воспитательного образовательного процесса в средней группе. Тема недели «Зимние чудеса» 12.12.16 Понедельник Тема: «Зимние чудеса» Совместная деятельность взрослого взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Консультация для педагогов: Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым» УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Консультация для педагогов Тема: «Системно — деятельностный подход в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС до» .

Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального.

Прогулка-тоже часть образовательного и воспитательного процесса «Осенние прогулки»Прогулка-тоже часть образовательного и воспитательного процесса «Осенние прогулки» "В золотой карете, Что с конем игривым, Проскакала осень По полям и нивам. Добрая волшебница Все переиначила, Ярко желтым цветом Землю разукрасила".

Работа ШМО по теме «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе в рамках перехода на новые ФГОС» Тема:«Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе в рамках перехода на новые ФГОС». Цель работы ШМО: Создать атмосферу.

Системно деятельностный подход на уроках в начальных классах Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями. Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правила переноса слов с удвоенными.

Статья «Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников» Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации. Мир вокруг нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системно-деятельностный подход в организации воспитательного процесса в школе-интернате
Опубликовано: 16 марта 2017 в 18:54
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД