Сказкотворчество как средство развития творческих способностей детей

Елена Лакетко
Сказкотворчество как средство развития творческих способностей детей

«Сказкотворчество как средство развития творческих способностей детей»

Каждый ребенок в свое время есть

натуральный гений.

К. И. Чуковский

Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире – в формирование общих художественных способностей детей. Творческая деятельность развивает разные способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Одной из важнейших проблем развития художественных способностей дошкольников является соотношение обучения и творчества. Важным показателем обучения является возникновение у ребенка интереса к художественной деятельности, самостоятельность и активность в процессе творчества.

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы и устного народного творчества. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности. Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых. Но, основная задача – не только научить детей понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.

Развитие словесного творчества на основе формировании чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям. Прежде всего, необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения (например за проезжающим транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос в необычной форме (как по- сказочному сказать, о чем гудит – рокочет мотор, а после этого они придумывают сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводятся наблюдения за деревьями, птицами. Дети придумывают сказки о деревце, птичке. Прием эмпатии очень интересен: детям предлагают «превратиться» в какой-либо предмет, и придумать историю. Например, «О чем рассказала чашка», или «О чем шептал цветок».

При каждом чтении литературного произведения, важно обратить внимание детей не только на содержание и художественную форму произведения, но и на образные слова и выражения, характеристику героев, их поступков, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включала творческие задания. Детям можно предложить такие творческие задания как:

- включение в диалог персонажей новых действий и передача импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

- выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;

- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

- соединение сюжетов произведений разных жанров;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия, поступки;

- придумывание сюжета, с изменением характера персонажа (Колобок не добрый, а злой);

- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

- рисование иллюстраций к произведению (сказке, как хорошо знакомой, так и придуманной;

Под влиянием обучения изменяются сочинения детей: от схематичного перечня, описания событий и фрагментарного повествования дети переходят к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершенности связного высказывания. Понимание смысловых оттенков значения слов помогает детям реализовать оригинальность творческих замыслов, выразить необычность поступков героев сказок, подобрать неожиданную развязку. Изменяется и отношение детей к своему творчеству: оно становится критичным и осмысленным. А самое главное – дети оценивают не только сюжет, но и язык повествования, выделяя разнообразные средства выразительности.

Работу над словесным творчеством можно проводить используя разные формы организации детского коллектива: фронтальную (чтение и обсуждение художественного произведения, подгрупповую, индивидуальную.

Чтобы процесс сочинительства был интересен, подготовить ребенка к словесному творчеству помогут игры:

«Что общего?» Педагог вместе с детьми сравнивает сюжеты сказок (Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»)

«Кто на свете злее всех?» В ходе игры выявляются злые, коварные персонажи, описывается их внешний вид, характер, жилище. Затем с детьми обсуждают, может ли существовать сказка без таких персонажей, какие герои сказки считают их злыми, а какие добрыми и почему?

«Что в дороге пригодится?» На основе анализа волшебных предметов, помогающих героям сказки одолеть врага или разрешить проблемную ситуацию, дети придумывают предметы помощники.

«Где чей дом?» Дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов – моделей. Детям предлагают картинки со схематичным изображением домов разных по величине и высоте. Взрослый просит придумать и назвать персонажей реально существующих или фантастических, которые могли бы жить в каждом из домов. Затем предлагает нарисовать какой-либо персонаж и рассказать, чем он будет заниматься, кто придет к нему в гости и т. д.

«Чудесный сундучок» В коробочке лежат картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов. По очереди дети достают картинки и вплетают персонажей в сюжет сказки.

«Сказки по картинкам» Детям предлагается сюжетная картинка (может быть открытка, по ней они придумывают сказку.

Использование приемов ТРИЗ, детям предлагаются не картинки со сказочными персонажами, а геометрические формы или карточки для игры «На что похоже». Так как у разных детей одна и та же геометрическая фигурка может олицетворять разных героев девочки: феей, Дюймовочкой - а у мальчика зайчиком, Иваном Царевичем, то и сказки получатся разные.

«Дорисуй сказку» эта игра также относится к приемам ТРИЗ. На листе бумаги нарисованы знаки из серии «На что похоже», абсолютно абстрактные. Детям предлагается дорисовать картинку и придумать по ней сказку. Хороша игра тем, что дети по-разному воспринимают графические фигуры, соответственно и сюжеты получаются разными («В гостях у русалочки», «На лесной полянке»)

«Небылицы» детей сначала знакомят с жанром небылиц, читают соответствующие литературные произведения: Чуковского «Путаница», Носова «Фантазеры», а затем предлагают придумать свою небылицу.

Желательно привлечение родителей к процессу творчества, потому что формирование речи дошкольника происходит в основном в семье. Разумные родители стараются воздействовать на этот процесс, задача педагогов помочь им. Совместное сочинение сказки с детьми может стать сильнейшим воспитательным инструментом, более того, позволит родителям лучше понять ребенка.

Сказкотворчество – вершина словесного творчества ребенка. Сочиняя собственную сказку, ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача взрослых – создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.

Воспитатель МБДОУ Д/С 2 г. Белореченска

Лакетко Е. В.

Литература:

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. «Речевое развитие дошкольников

2. Ушакова О. С. Струнина Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста.»

3. «Диагностика речевого развития дошкольников» под ред Ушаковой О. С.

4. В. И. Логинова, Максаков М. И. Попова и др. «Пособие для воспитателей детского сада» под ред. Сохина Ф. А.

Публикации по теме:

Мозаика «Весёлые игрушки».Мозаика «Весёлые игрушки». Все педагоги знают какое огромное значение для развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики руки. Для этого трудно не оценить роль выкладывания.

Семинар «Игра-драматизация как средство развития актерских способностей детей» Игра - драматизация как средство развития актерских способностей детей. Виды драматизации: Игры имитации образов животных, людей Ролевые.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказкотворчество как средство развития творческих способностей детей
Опубликовано: 13 марта 2014 в 09:56
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...
Украшение окон к Новому году.
Украшения окон на Новый год в дошкольных учреждениях уже кажется неотъемлемой частью праздничной атмосферы. И чем ближе новогодние праздники, тем больше...
Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт
Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что это было не обычное...
Дидактическое пособие «Лабиринт для пальчика» или «Запутанные дорожки»
Мастер-класс «Лабиринт для пальчика» или «Запутанные дорожки» Лабиринт для детей дошкольного возраста – это игра, которая представляет собой сложное...