Лучший педагог года

Занятие по познанию окружающего мира «Скоро в школу»

Елена Цыганок
Занятие по познанию окружающего мира «Скоро в школу»

СКОРО В ШКОЛУ

Как помочь ребенку познавать окружающий мир?

Дошкольников окружает огромный мир предметов-вещей и явлений, с которыми они постоянно вступают в контакт: узнают, сравнивают, вспоминают, действуют. Дети не рождаются с тем опытом, который есть у нас – взрослых. Наша задача – помочь им ориентироваться в окружающем мире.

Публикация «Занятие по познанию окружающего мира „Скоро в школу“» размещена в разделах

Мы с вами не задумываемся, когда пользуемся теми или иными предметами-вещами, рассуждаем о различных классификациях, опираясь на понятия «мебель», «обувь» и т. д., даем характеристику интересующему нас объекту. А детям дошкольного возраста только предстоит в этом разобраться.

Вот тут нам сможет пригодиться когнитивно-графический язык.

Когнитивный - значит познающий, изучающий; графический – это значит, что информация о предмете, его свойствах может передаваться от человека к человеку при помощи рисунков. Соединив слова когнитивный, графический, язык, получаем, что мысль можно изобразить в виде картинки-знака.

А зачем нужно, чтобы ребенок в старшем дошкольном возрасте пользовался таким способом сохранения и передачи информации?

Уважаемые родители. Конечно же, вы все хотите, чтобы ребенок знал буквы и умел составлять из них слова, то есть умел читать и писать.

Но ведь чтение – это не простое «сканирование», «узнавание» букв и их сочетаний. В процессе чтения для ребенка раскрывается смысл слов, предложений. В его голове всплывают образы. Он прочитывает, какие разные действия совершают люди, какие они используют предметы и объекты мира и потом действует сам. Оказывается, что научить понимать человеческую речь, постигать смысл текстов намного сложнее, чем просто узнавать значки-буквы.

Именно для того, чтобы дети постигали закономерности, связи и отношения, чтобы у ребенка складывался правильный образ мира, и используют графические значки-символы. У ребенка в жизни так же много ситуаций, когда он ориентируется на подобные значки.

Задумайтесь, какими символами мы пользуемся в повседневной жизни? Например, дорожные знаки. Как много конкретной информации содержится в них. А теперь представьте, что эта информация будет написана буквами. Удобно? Конечно же, нет.

Секрет развития способностей ребенка, не в том, чтобы выучить все значки (это приходится делать нам – взрослым, а в процессе создания значков-картинок.

Мамы и папы, бабушки и дедушки! Придумывая вместе с вами картинку-знак, ребенок будет находить одинаковые свойства у предметов одной классификации, а затем легче и успешнее сможет обобщать группы предметов, называя их одним словом (рубашка, кофта, юбка – одежда и т. д.). При этом важно, что такое занятие не только средство развития ума ребенка, но и занимательная семейная игра.

Советы родителям, как организовать семейный досуг, при котором ребенок овладевает знаками и символами:

- на улице обратите внимание на знаки, соответствующие разным объектам (аптеке, овощному магазину, кафе и т. д., дома попробуйте их нарисовать;

- если в Вашей семье есть автомобилисты, попросите у них дорожные карты. Рассматривайте их и «читайте» с ребенком. Задавайте вопросы: как ты думаешь, что может обозначать этот знак? Почему такой знак придумали люди?

- Перед поездкой в метро и уже находясь непосредственно в вагоне, обратите внимание ребенка на схему линий метро. Почему линии разного цвета?

- Возвращаясь из гостей, детского сада и т. д. поиграйте в игру «Кто больше увидел на улице знаков?»

- Придумайте свои значки-картинки, которые можно использовать с игре. Например, вы играете в сказочный город. Если скоро Новый год, придумайте, что может быть построено в городе «Снеговиков» или «Новогодних елок». Предположим, что Дед Мороз может проехать до вокзала на санях или лыжах. По дороге ему надо заехать в магазин сказочных игрушек, новогодних подарков. Обсудите с ребенком, какие дорожные знаки могут быть в таком городе?

После того, как рисунки закончены можно устроить голосование за лучший рисунок.

Помните только, что все должно происходить в игровой форме, легко и непринужденно. Ребенку очень важна эмоциональная поддержка со стороны взрослых.

Не высказывайтесь по поводу техники исполнения ребенком рисунка. Можно предложить свою помощь, в случае затруднения. Обязательно сохраняйте совместную работу. Бережно относитесь к результату вашей творческой деятельности. Продолжайте творческий поиск, пополняйте запас значков-картинок.

Вашему ребенку уже 5-6 лет? Пора подумать, как играть в настольные игры «бродилки». Мы, взрослые, все в них играли в детстве. В коробке находится большое поле, похожее на карту. Нужно первым пройти от старта к финишу. Важно еще выполнить все правила игры и понять, каждый знак на поле. Умение самостоятельно создавать новые знаки поможет разнообразить или упростить игру. А если ребенок затрудняется играть в готовую настольно-печатную игру, то начните е с малого, с придумывания собственной игры. А содержанием будет что-то знакомое, близкое

Например, предложите придумать картинку-знак к той или иной группе предметов, которые находятся в его комнате. Важно, чтобы деятельность по придумыванию была совместной. Не только ребенок занят этим процессом, но и взрослые. Все рисуют самостоятельно, заглядывать в чужой рисунок нельзя. После того как у каждого картинка-знак готова, необходимо их рассмотреть. Каждый показывает то, что он нарисовал и объясняет, почему именно этот предмет – получится настоящая домашняя презентация. Взрослый не обязательно должен первым высказываться. Очередность может быть установлена по считалке, отгаданной загадке и т. д. Наступает ответственный момент – необходимо выбрать из всех знаков-картинок одну. Как это сделать, вы уже знаете.

В добрый путь! И помните что, используя придуманные вами графические символы в повседневной жизни и познавательных играх, вы окажите своему ребенку неоценимую помощь не только в школьном обучении, но и в различных жизненных ситуациях.

Как развивать способности ребенка?

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности.

Что такое способности?

- Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

- Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

- Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.

Назовем эти общие способности так:

1. Интеллект - некая жизненная способность адаптироваться обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний,

2. Креативность - способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии,

3. Обучаемость - способность приобретать новые знания.

Каждый из Вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Я могу что-нибудь сделать для моего ребенка, чтобы развить его способности?».

Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно Вы и никто другой.

Об интеллекте.

Действительно каждому из нас природа, наследственность подарила разные специальные способности – музыкальные, спортивные, способность легко общаться. Но интеллект есть у всех. Хотите, чтобы у Вашего ребенка он был высоким? Тогда учтите, что:

- Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.

- Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее – эмоциональная поддержка ребенка.

- У детей, живущих в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.

- У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.

- Чем больше родители доверяют своему ребенку, не испытывают тревоги, смущения по поводу не очень высокого качества какой либо творческой работы (рисунка, коллажа, поделки, тем выше интеллектуальное развитие ребенка.

- Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

- Если же родитель тревожен, не доверяет ребенку, старается выполнить задание за него, то, к сожалению, в такой семье у дошкольника определяется низкий уровень интеллекта.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще – поддерживайте у ребенка высокую самооценку.

Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

- будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;

- именно вы будете привлекать ребенка дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);

- предъявите систему запретов. Запреты – это так же одно из важнейших средств воспитания. Это то, чего бы родитель не хотел видеть в своем ребенке, чего нельзя делать. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Все очень просто. Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.

- не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности.

Креативность - умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки. И какие разные, необычные подарки он дарит вам от всей души. А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.

Вы еще не успели начать с ним одну игру, а он уже готов играть в другую. Да, с ним не просто. Но и ему нелегко. Особенно трудно такому ребенку бывает на занятиях в детском саду, а затем на уроках в школе, когда надо не фантазировать, а выполнять задание в соответствие с правилами.

По-настоящему креативный ребенок всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода (когда способности развиваются очень быстро) развития креативности. Первый – 3-5 лет (развивается в сюжетной игре, второй – примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Высокий уровень обучаемости связан с развитием личности. А значит она развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

- чаще задавайте ребенку вопросы.

- разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»

- на прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его.

- в совместной работе по изготовлению поделок (например, украшений на елку) используйте книги, пособия, совместно с ребенком внимательно изучайте их.

- не бросайте начатое дело, доводите его до конца.

- обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы развивают восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. Почти все, что создано для стимулирования сенсорного восприятия – искусственное, неживое. Все подвластно желанию человека.

С игрушкой можно делать все, что угодно, а самое главное она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей – чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт, переживает различные эмоции, связанные с приобретением этого опыта. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение, и т. д.

«Прочувствование» богатого мира окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Нередко у детей - жителей мегаполисов появляются страхи и фобии связанные с отсутствием сенсорного взаимодействия с объектами живой природы.

Такие дети просят маму: «Выключи муху, не хочу ее больше слушать», или «Убери этих жуков!».

Создавая самый разнообразный искусственный мир, мы рискуем. В семье могут возникать конфликты, теряется доверие к миру, как следствие ухудшение отношений между матерью и любимым чадом. У ребенка возрастает тревожность, которая в свою очередь, является причиной возникновения неврозов, страхов.

Но самое главное этого можно легко избежать! Все, что нужно – восстановить естественный контакт с природой.

Как организовать мини турпоход всей семьей?

Экскурсии, мини-походы – это не только средство совместного семейного отдыха, но и прекрасная возможность развить некоторые способности ребенка, которые так необходимы для дальнейшей жизни.

Организовать мини турпоход совсем не сложно. Дети могут участвовать в путешествиях уже с трех-четырех летнего возраста. А в 5-7 лет они могут считаться настоящими путешественниками, туристами.

На что нужно обратить внимание:

- Прежде чем предлагать ребенку что-то новое, его нужно заинтересовать. Для этого за несколько дней можно посмотреть вместе с ребенком мультфильм, почитать истории о походах, просмотреть тематические фотографии. Сделать акцент на особой важности этого события, отважности всех участников, взаимопомощи друг другу;

- Всей семьей нужно участвовать в сборах к походу: подобрать рюкзаки, выбрать необходимые вещи. Не забудьте взять с собой фотоаппарат или камеру. Сборы в поход могут превращаться в интересные игры-мероприятия, в которой каждый знает свою роль и имеет возможность ее творчески реализовать.

- Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, в лесу, предлагая детям преодолевать несложные препятствия. Хорошо сделать один привал: сесть на лавочку или туристический коврик, перекусить. На прогулке всегда разыгрывается аппетит!

- Чтобы путешествие доставило удовольствие, сблизило, а не разделило его участников, в группе должно быть единство и четко определены цели и содержание похода.

- Вернувшись домой, сделав фотографии, можно пригласить в гости друзей и поделиться с ними впечатлениями. И кто знает, может быть, в седеющий поход вы пойдете вместе!

Как организовать познавательную экскурсию для ребенка?

Чем больше об окружающем мире ребенок знает, тем проще ему будет в дальнейшем.

Но мало знать. Представления об окружающем мире возникают на основе конкретного опыта ребенка, когда он сам участвует в каком-либо событии или является зрителем, а потом обсуждает увиденное с детьми и взрослыми. Самой лучшей и интересной для всех членов семьи, и детей и взрослых, являются познавательные экскурсии.

Если вы живете в городе, то оглянитесь вокруг. Самый обычный, на первый взгляд, объект можно превратить в замечательное место для познавательной экскурсии. Например, почта. Можно просто сходить на почту и отправить письмо знакомым. А можно организовать познавательную и увлекательную экскурсию.

- поговорите о почте;

- разучите стихотворения о почте;

- «напишите» письмо домой (пусть ребенок нарисует рисунки на любую тему, сложите в конверт, на котором написан ваш домашний адрес;

- «напишите» совместное письмо, например Деду Морозу;

- по дороге на почту, покажите и расскажите о том, мимо чего вы идете (школа, жилые дома, стадион, телефонный узел и т. п.);

Публикации по теме:

Игра — путь к познанию мира Доминникова Татьяна Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад»Березка» с. Урожайное» г. Симферополь ИГРА — ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА Дошкольное.

Итоговое открытое занятие по грамоте в логопедической группе «Скоро в школу» Государственное Учреждение «ЛДУУ я–с к /т №2» КОНСПЕКТ Итоговое открытое занятие по грамоте в логопедической группе «Скоро в школу».

Итоговое открытое занятие по грамоте в логопедической группе «Скоро в школу»Итоговое открытое занятие по грамоте в логопедической группе «Скоро в школу» Государственное Учреждение «ЛДУУ я–с к /т №2» КОНСПЕКТ Итоговое открытое занятие по грамоте в логопедической группе «Скоро в школу».

Итоговое занятие в подготовительной группе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» Конспект образовательной деятельности Тема: Итоговое.

Конспект занятия по познанию окружающего мира «100 лет Красной Армии» Цель: Познакомить детей с историей возникновения Красной Армии, её полководцами и подвигами. Задачи: 1.(соц-ком) Развивать патриотизм посредством.

Самоанализ урока окружающего мира Самоанализ урока Урок окружающего мира был проведен во 2 «Б» классе учителем начальных классов Дорофеевой Надеждой Владимировной по УМК.

Презентация «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» «Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша.

Занятие с детьми подготовительной к школе группе «Скоро в школу» МДОУ «Детский сад №24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области» Открытое занятие на подготовительной группе: работа по подготовке.

Занятие с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» МДОУ «Детский сад №24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области» Открытое занятие на подготовительной группе: работа по подготовке.

Занятие «Скоро в школу» Тема : «Скоро в школу» Составила: Борисова Елена Леонидовна Цель: Закрепление знаний по теме: «Школа» Задачи: - Воспитывать положительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познанию окружающего мира «Скоро в школу»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 18:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД