Получи документы

Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе

Мария Леонова
Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе

Особенности адаптации слепых и слабовидящих детей к 5 классу.

Леонова Мария Никитична

педагог-психолог, ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербург.

Переход из начальной школы в среднюю для любого школьника является кризисным моментом, влекущим за собой значительные перемены в привычном жизненном укладе ребенка. Появляются новые предметы, следовательно, возрастает количество домашних заданий; меняется классный руководитель, появляются новые педагоги (каждый со своим характером и требованиями к учащимся) и к каждому из этих факторов необходимо привыкнуть, адаптироваться. Это непростой период для учащегося и всей его семьи, ведь изменение школьного режима влияет и на жизненный распорядок ребенка вне школы, на его психологическое состояние, а значит и на атмосферу в семье.

Публикация «Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе» размещена в разделах

Помимо перечисленных школьных изменений, к пятому классу у детей начинается переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Постепенно ребенок приобретает чувство взрослости, самостоятельности, учится открыто отстаивать свою позицию. Часто в этот период он стремится обрести и осознать себя как личность, одновременно сепарируясь от родителей и других взрослых, имеющих на него влияние. Нередко это приводит к конфликтам с родными. Возникает потребность в проявлении себя, и ярко выраженное стремление быть принятым в среде сверстников. Это непростой, но важный и интересный период получения нового опыта построения отношений с окружающими, дистанцирования от семьи и сближения со сверстниками. Первичными ценностями становятся дружба, верность товарищам. Значимость учебной деятельности снижается, зачастую ведущим мотивом посещения школы в этот период является общение, а не учеба. В связи с этим, при переходе в среднюю школу у учащихся часто снижается успеваемость, что, несмотря на снижение значимости учебы, является стрессом.

В пятом классе ребенок еще нуждается в контроле учебной деятельности, выполнении домашних заданий, в поощрении успехов и поддержке при решении школьных трудностей. Но так же важно с пониманием отнестись к возникшей потребности проводить больше времени в общении с друзьями, к появлению секретов от родителей. Понимание и поддержка помогут сохранить доверительные отношения, в то время как завышенные ожидания и перегрузка ответственностью вынудят ребенка много сил потратить на то, чтобы соответствовать ожиданиям и скрывать свои проблемы от родителя. А ведь адаптация к средней школе и так требует от него больших усилий.

Зачастую встречаются две крайности в детско-родительских отношениях:

1. Родители контролируют каждый шаг ребенка, не оставляя ему личного пространства, и лишают его возможности самостоятельно решать возникающие трудности.

2. Родители не проявляют интереса к жизни ребенка, считая, что он в состоянии контролировать учебный процесс, а в случае проблем в школе сам придет за помощью.

И тот и другой подход чреваты дисгармоничным формированием личности и зарождением внутриличностных проблем. В первом случае ответственность за свои действия не формируется, ведь ребенок сам ничего не решает и не испытывает нужды задумываться о последствиях. Во втором напротив, груз ответственности чрезмерен.

Слепые дети и дети с остаточным зрением помимо перечисленных трудностей адаптации к средней школе сталкиваются с дополнительной нагрузкой по пространственной ориентировке. Обучаясь в начальной школе, они большую часть времени находятся в классе или около него, исключая уроки физкультуры. С переходом в пятый класс они более подробно осваивают новые места и маршруты в пространстве школы, узнают и запоминают новых педагогов по голосам.

Нередко с переходом в среднюю школу меняется состав класса: появляются новые ученики, кто-то переходит на школьную программу с надомного обучения, а кто-то, напротив, уходит. Для незрячих детей перемены в привычном коллективе так же являются дополнительным стрессовым фактором, требующим адаптации.

Для детей, перешедших в среднюю школу с надомного обучения в класс, нагрузка увеличивается многократно. Изменения режима, увеличение учебной нагрузки, изменение привычной обстановки, появление новых учителей, а также необходимость в активном передвижении по кабинетам значимо влияют на эмоциональное и на физическое состояние ребенка. Такие дети особенно нуждаются в поддержке педагогов и родителей.

Чтобы оценить уровень адаптации детей к средней школе, рекомендовано в конце первой четверти пятого класса проводить анкетирование всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. В анкете затрагиваются темы успеваемости, самооценки, учебной мотивации, эмоционального состояния, планирования будущего, жизненные приоритеты детей, пожелания родителей и многие другие. Такое анкетирование позволяет составить наиболее полную картину об имеющихся трудностях, выявить учащихся, нуждающихся в психологической помощи и получить обратную связь от родителей. После этого проводится родительское собрание по вопросам адаптации детей, и даются необходимые рекомендации родителям.

Чаще всего полученные данные показывают наличие трудностей в адаптации по итогам первой четверти практически у всех незрячих учащихся и примерно у половины слабовидящих. Наиболее частыми эмоциями, испытываемыми в школе, дети называют усталость, скуку, тревогу за будущее, беспокойство, обиду. Наряду с этим, они также часто испытывают радость и спокойствие, и обычно идут в школу, испытывая спокойствие. Учебная мотивация сформирована не в достаточной мере, дети считают, что успешность учебы зависит от везения. В адаптационной период дети часто становятся более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У многих из них снижается работоспособность, проявляется забывчивость, неорганизованность, иногда нарушается сон, аппетит, может снизиться устойчивость к различным заболеваниям. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. Как правило, они исчезают через 2-4 недели, но бывает, что на адаптацию уходит 2-3 месяца или больше, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.

Важной особенностью слепых учащихся является отсутствие представления о жизненных перспективах, невозможность найти себе место в будущей жизни вызывает у детей страх и тревогу за будущее, многие учащиеся говорят о том, что по окончании школы они не пойдут учиться или работать, а будут сидеть дома.

Большинство родителей учащихся считают, что трудности в адаптации касаются режима, увеличения учебной нагрузки, изменения в эмоциональном состоянии ребенка. При этом пожелания родителей по созданию более комфортной учебной жизни для ребенка отсутствуют.

Успешность адаптации ребенка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Для облегчения адаптационного периода с учащимися проводятся дополнительные групповые и индивидуальные коррекционные занятия, такие как развитие коммуникативной деятельности, социально-бытовая и пространственная ориентировка и другие. Всем участникам учебного процесса предоставляется психологическая помощь по мере необходимости.

Таким образом, единая задача психологов, педагогов и родителей – помочь ребенку в ситуации адаптации к основной школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Литература:

1. Статья «Возрастные особенности пятиклассников» https://infourok.ru/vozrastnie-psihologicheskie-osobennosti-pyatiklassnikov-535548.html

Публикации по теме:

Конспект беседы с элементами игры с детьми разновозрастной ГКП на тему «Люди с ОВЗ. Слабовидящие и слепые»Конспект беседы с элементами игры с детьми разновозрастной ГКП на тему «Люди с ОВЗ. Слабовидящие и слепые» Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать. Задачи: образовательные: 1.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада». Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ. Ход: Воспитывать и обучать.

Особенности адаптации детей к детскому саду: виды адаптации и как подготовить ребенка к детскому саду .

Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие. В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Особенности речевой активности детей в период адаптации Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации.

Психологические особенности адаптации младшего дошкольника к условиям ДОУ Рождение ребёнка является первым значительным испытанием на выносливость в плане адаптации. У новорожденных уже имеются соответствующие.

Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптацииПсихологические особенности детей раннего возраста в период адаптации Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации. Адаптация - это приспособление организма к новым социально значимым.

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста Какое счастье! Ваш малыш подрос! И многое уже умеет сам: Играет, ходит, говорит и размышляет. Пришла пора ребёнка в сад отправить..

Талант и гениальность. Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ. Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе
Опубликовано: 22 марта 2018 в 14:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД