Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия

Ирина Теплякова
Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СЛОВА-ПРИВЕТСТВИЯ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о вежливых словах и словах-приветствиях. Учить понимать моральный смысл действий и поступков, разрешать простейшие житейские проблемы.

Развивать разговорную речь, речь-рассуждение, познавательный интерес к взаимоотношениям людей.

Воспитывать умение доброжелательно оценивать поведение сверстника, желание использовать обязательные формы вежливости в общении с людьми разного возраста и социального положения.

Материал: наборное полотно, схемы-модели для игры «Системный анализ»; аудио-кассеты со сказками «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух» и другие; материал для игры «Кольца Луллия».

Предварительная работа: игра «Горячий стул» с постановкой любой другой задачи, чтение сказок и рассказов; показ настольного театра Р. Алдониной «Как начиналась вежливая песенка» Д/в №9 – 1988, с. 114-124.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

- Ребята, что вы сейчас сделали?

- С кем поздоровались?

- Для чего люди здороваются?

- Всегда ли вы здороваетесь?

Ребенок читает стихотворение «Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

- Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о словах-приветствиях. Постараемся узнать что-то новое, уточнить свои знания.

- Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его добро-желательным.

В словах-приветствиях заключено важное содержание: «Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе здоровья, мира, веселья и счастья».

Игра «Системный анализ» слова «Здравствуйте!»

Где и когда: Прошлое: При встрече,в письмах.

Настоящее: При встрече,в письменных посланиях,в письмах,по телефону, через Интернет

Будущее: При встрече, через Интернет. ?

Что: Прошлое:Здороваясь с заканчивающими жатву,говорили: «С двумя полями сжатыми,с третьим засеянным!" «Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду. «Хлеб да соль!» - говорили тем, кто ест. А вежливый человек должен был правильно ответить. В былинах выражение «Ай ты гой еси, Илья Муромец!». Раньше «Здравия тебе желаю!» мог произносить каждый, теперь так говорят только военные. «Мое почтение!», «Доброго здоровья!»

Настоящее: «Добрый день!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Привет!»,«Салют!», "Приветик!», Приветствие "Здравствуй-те!» универсально.

Будущее: "Здравствуй!" "Добрый день!", «Добрый вечер!», «Привет!».?

Как: Прошлое: Поклон в пояс; челобитная - падали на колени и ударялись о землю лбом; пожимали друг другу руки (показывали, что в руке нет оружия – пришел с миром); приподнимали шапку;офицеры – звонко щелкали каблуками и опускали голову; дамы – реверанс, мужчины целовали дамам руку.

Настоящее: Военные отдают честь. Рукопожатие одной или двумя (большое уважение) руками. Обнимают за плечи. Поцелуй в щечку.

Будущее: Рукопожатие.? ? ?

- Что общего во все времена?

- Улыбка! Самое общее в приветствии – это вежливость, доброжелательность. По-этому ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка. Улыбка – одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательного участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника.

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин

Поздороваться так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире» - надо уметь. Как это сделать?

- Улыбнуться!

У многих народов выбор приветствия зависит не только от возраста, пола и степени близости общающихся. На него влияет и другое, время суток, например, и особенно то, кем является приветствуемый и чем он занят в данный момент. По-разному здороваются с пастухом и с кузнецом, с охотником, который идет на охоту, и с охотником, возвращающимся с добычей, с гостем и с попутчиком, с теми, кто занят работой, и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание. Именно из пожеланий и возникает большинство приветственных формул, поэтому первоначально они должны были быть очень разнообразными.

До сих пор в Африке приветствия есть на все случаи жизни. Каково приходится маленьким африканцам, пока они все это выучат. И нельзя перепутать!

Движения и жесты в других странах и других народов: подносят руку ко лбу и сердцу, прикасаются носами, показывают язык.

Игра «Узнай героев сказки»

Сейчас внимательно послушайте и постарайтесь угадать, кто с кем здоровается. (прослушиваются отрывки из сказок в грамзаписи). Вопросы: - Кто? – Как узнали? - Почему они сказали друг другу «Привет!»? (только близкие друзья пользуются этим приветствием).

Коллективная подвижная игра

Дети встают в круг. Ведущий – вне круга, ходит, задевая рукой каждого, называя договоренное слово, затем – совсем другое слово (Например: воробей, воробей, воробей…сорока). тот, на кого указал ведущий с последним словом – оббегает круг, то же и ведущий. Когда они встретятся – должны взяться за руки, присесть, улыбнуться и четко по-приветствовать друг друга и только после этого бежать к освободившемуся месту. Тот, кто прибежал первым – становится ведущим.

Игра «Кольца Луллия»

Дети свободно выбирают любую картинку на двух кольцах и высказывают предположение: как поздороваются данные герои.

Задача: уточнить кто здоровается первым, кто первый подает руку для пожатия, какие слова приветствия более всего подходят в данной ситуации, при приветствии называть человека по имени.

Разыгрывание сценок

1. Однажды вышел Сережа на улицу, а там мальчики играют в хоккей. Подошел Сережа к ребятам и сказал: «Привет, мальчики! Можно мне с вами?».

– Привет, Сережа, играем вместе.

На следующий день родители подарили Сереже новые лыжи. Он надел их прокатился мимо тех ребят, с которыми вчера играл в хоккей.

- Почему у мальчиков испортилось настроение?

2. Выбирается мама Оли и девочка Таня. Дается ситуация для разыгрывания: Таня должна сходить к Оле домой и пригласить ее к себе в гости. Дверь открывает мама Оли. (Если будет ошибка – проиграть еще раз и обсудить с детьми).

Игра «Горячий стул»

- Итак, сегодня говорим о словах-приветствиях. Мы уже уточнили где, когда и как необходимо приветствовать знакомых и родных людей. Успели ли вы подумать о своем поведении, о том, как вы приветствуете людей? Я предлагаю вам игру «Горячий стул». Кто хочет выслушать о себе всю правду, кто сможет не обидеться, кто сможет принять мужественно замечания в свой адрес (если они, конечно, будут, кто не зазнается, если его похвалят?

Выбирается ребенок, о поведении которого (конкретно о том, как он здоровается) судят все дети.

Итог занятия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- С каким чувством мы заканчиваем нашу беседу?

Вопросы для последующей работы:

- Встретились ребенок и взрослый. Кто первым должен поздороваться?

- Встретились люди одного возраста. Кто поздоровается первым?

- Нужно ли здороваться с теми, с кем часто встречаешься? (сосед, воспитатель сосед-ней группы, продавец в магазине)

- Ты увидел знакомых в автобусе, но они от тебя далеко. Как поздороваться?

- Ты подошел к двум людям, один из них не знаком. Как поздороваться?

- Вечером за тобой пришла мама. Что ты скажешь ей в первую очередь?

- Ты зашел в группу, где уже много детей.

- Нужно ли здороваться, садясь в такси?

- Надо ли здороваться с человеком вечером, если виделся с ним утром?

- Люди звонят по телефону друг другу. Кто первым здоровается?

Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия
Публикации по теме:

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

План по самообразованию (ТРИЗ) План по самообразованию Направление: «Познание». Воспитатель: I квалификационной категории Сорочкина Елена Владимировна. Период работы:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия
Опубликовано: 6 мая 2012 в 15:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...