Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия

Ирина Теплякова
Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СЛОВА-ПРИВЕТСТВИЯ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о вежливых словах и словах-приветствиях. Учить понимать моральный смысл действий и поступков, разрешать простейшие житейские проблемы.

Развивать разговорную речь, речь-рассуждение, познавательный интерес к взаимоотношениям людей.

Воспитывать умение доброжелательно оценивать поведение сверстника, желание использовать обязательные формы вежливости в общении с людьми разного возраста и социального положения.

Материал: наборное полотно, схемы-модели для игры «Системный анализ»; аудио-кассеты со сказками «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух» и другие; материал для игры «Кольца Луллия».

Предварительная работа: игра «Горячий стул» с постановкой любой другой задачи, чтение сказок и рассказов; показ настольного театра Р. Алдониной «Как начиналась вежливая песенка» Д/в №9 – 1988, с. 114-124.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

- Ребята, что вы сейчас сделали?

- С кем поздоровались?

- Для чего люди здороваются?

- Всегда ли вы здороваетесь?

Ребенок читает стихотворение «Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

- Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о словах-приветствиях. Постараемся узнать что-то новое, уточнить свои знания.

- Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его добро-желательным.

В словах-приветствиях заключено важное содержание: «Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе здоровья, мира, веселья и счастья».

Игра «Системный анализ» слова «Здравствуйте!»

Где и когда: Прошлое: При встрече,в письмах.

Настоящее: При встрече,в письменных посланиях,в письмах,по телефону, через Интернет

Будущее: При встрече, через Интернет. ?

Что: Прошлое:Здороваясь с заканчивающими жатву,говорили: «С двумя полями сжатыми,с третьим засеянным!" «Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду. «Хлеб да соль!» - говорили тем, кто ест. А вежливый человек должен был правильно ответить. В былинах выражение «Ай ты гой еси, Илья Муромец!». Раньше «Здравия тебе желаю!» мог произносить каждый, теперь так говорят только военные. «Мое почтение!», «Доброго здоровья!»

Настоящее: «Добрый день!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Привет!»,«Салют!», "Приветик!», Приветствие "Здравствуй-те!» универсально.

Будущее: "Здравствуй!" "Добрый день!", «Добрый вечер!», «Привет!».?

Как: Прошлое: Поклон в пояс; челобитная - падали на колени и ударялись о землю лбом; пожимали друг другу руки (показывали, что в руке нет оружия – пришел с миром); приподнимали шапку;офицеры – звонко щелкали каблуками и опускали голову; дамы – реверанс, мужчины целовали дамам руку.

Настоящее: Военные отдают честь. Рукопожатие одной или двумя (большое уважение) руками. Обнимают за плечи. Поцелуй в щечку.

Будущее: Рукопожатие.? ? ?

- Что общего во все времена?

- Улыбка! Самое общее в приветствии – это вежливость, доброжелательность. По-этому ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка. Улыбка – одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательного участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника.

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин

Поздороваться так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире» - надо уметь. Как это сделать?

- Улыбнуться!

У многих народов выбор приветствия зависит не только от возраста, пола и степени близости общающихся. На него влияет и другое, время суток, например, и особенно то, кем является приветствуемый и чем он занят в данный момент. По-разному здороваются с пастухом и с кузнецом, с охотником, который идет на охоту, и с охотником, возвращающимся с добычей, с гостем и с попутчиком, с теми, кто занят работой, и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание. Именно из пожеланий и возникает большинство приветственных формул, поэтому первоначально они должны были быть очень разнообразными.

До сих пор в Африке приветствия есть на все случаи жизни. Каково приходится маленьким африканцам, пока они все это выучат. И нельзя перепутать!

Движения и жесты в других странах и других народов: подносят руку ко лбу и сердцу, прикасаются носами, показывают язык.

Игра «Узнай героев сказки»

Сейчас внимательно послушайте и постарайтесь угадать, кто с кем здоровается. (прослушиваются отрывки из сказок в грамзаписи). Вопросы: - Кто? – Как узнали? - Почему они сказали друг другу «Привет!»? (только близкие друзья пользуются этим приветствием).

Коллективная подвижная игра

Дети встают в круг. Ведущий – вне круга, ходит, задевая рукой каждого, называя договоренное слово, затем – совсем другое слово (Например: воробей, воробей, воробей…сорока). тот, на кого указал ведущий с последним словом – оббегает круг, то же и ведущий. Когда они встретятся – должны взяться за руки, присесть, улыбнуться и четко по-приветствовать друг друга и только после этого бежать к освободившемуся месту. Тот, кто прибежал первым – становится ведущим.

Игра «Кольца Луллия»

Дети свободно выбирают любую картинку на двух кольцах и высказывают предположение: как поздороваются данные герои.

Задача: уточнить кто здоровается первым, кто первый подает руку для пожатия, какие слова приветствия более всего подходят в данной ситуации, при приветствии называть человека по имени.

Разыгрывание сценок

1. Однажды вышел Сережа на улицу, а там мальчики играют в хоккей. Подошел Сережа к ребятам и сказал: «Привет, мальчики! Можно мне с вами?».

– Привет, Сережа, играем вместе.

На следующий день родители подарили Сереже новые лыжи. Он надел их прокатился мимо тех ребят, с которыми вчера играл в хоккей.

- Почему у мальчиков испортилось настроение?

2. Выбирается мама Оли и девочка Таня. Дается ситуация для разыгрывания: Таня должна сходить к Оле домой и пригласить ее к себе в гости. Дверь открывает мама Оли. (Если будет ошибка – проиграть еще раз и обсудить с детьми).

Игра «Горячий стул»

- Итак, сегодня говорим о словах-приветствиях. Мы уже уточнили где, когда и как необходимо приветствовать знакомых и родных людей. Успели ли вы подумать о своем поведении, о том, как вы приветствуете людей? Я предлагаю вам игру «Горячий стул». Кто хочет выслушать о себе всю правду, кто сможет не обидеться, кто сможет принять мужественно замечания в свой адрес (если они, конечно, будут, кто не зазнается, если его похвалят?

Выбирается ребенок, о поведении которого (конкретно о том, как он здоровается) судят все дети.

Итог занятия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- С каким чувством мы заканчиваем нашу беседу?

Вопросы для последующей работы:

- Встретились ребенок и взрослый. Кто первым должен поздороваться?

- Встретились люди одного возраста. Кто поздоровается первым?

- Нужно ли здороваться с теми, с кем часто встречаешься? (сосед, воспитатель сосед-ней группы, продавец в магазине)

- Ты увидел знакомых в автобусе, но они от тебя далеко. Как поздороваться?

- Ты подошел к двум людям, один из них не знаком. Как поздороваться?

- Вечером за тобой пришла мама. Что ты скажешь ей в первую очередь?

- Ты зашел в группу, где уже много детей.

- Нужно ли здороваться, садясь в такси?

- Надо ли здороваться с человеком вечером, если виделся с ним утром?

- Люди звонят по телефону друг другу. Кто первым здоровается?

Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия
Публикации по теме:

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

План по самообразованию (ТРИЗ) План по самообразованию Направление: «Познание». Воспитатель: I квалификационной категории Сорочкина Елена Владимировна. Период работы:.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие с использованием технологии ТРИЗ. Слова-приветствия
Опубликовано: 6 мая 2012 в 15:17
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...