Лучший педагог года

Роль полихудожественного воспитания в формировании экологического мышления дошкольников

светлана светлолобова
Роль полихудожественного воспитания в формировании экологического мышления дошкольников

Роль полихудожественного воспитания в экологии.

[/b]

Дать образование уму, но не дать образование духу,

всё равно, что не дать никакого образования.

Аристотель.

Произведение подлинного искусства - всегда чудо. Даже когда всё в нём кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким неведомым нам законам могли родиться в уме и сердце мастера, а затем воплотились в звуках или красках эти чудесные образы?

Публикация «Роль полихудожественного воспитания в формировании экологического мышления дошкольников» размещена в разделах

Чудо потому, что встреча с произведением большого искусства рождает переживания, мысли, чувства, природу которых очень трудно объяснить. Чудо потому, что мы берем от искусства часто несравненно больше того, что дает мастер.

В центре внимания ученых, исследователей, педагогов-практиков находятся поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы сформировать у каждого ребенка основы эстетической культуры, духовности, способствовать развитию художественного творчества.

В своей работе я опираюсь на полихудожественный подход к формированию основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ различных видов искусства и музыкально-художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития ребенка. Эффективность интегрированных занятий в воспитании ребенка дошкольника состоит в том, что в них могут объединяться знания из различных областей: музыка, художественная литература, произведения изобразительного искусства и др. Интегрированные занятия объединяют и разнообразные виды деятельности дошкольников: музыкально-художественную, познавательную, игровую, коммуникативную, продуктивную и др. Главная цель таких занятий - дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В своей работе кроме традиционных познавательно-речевых занятий, а так же занятий изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, конструирование, рисование) для детей дошкольного возраста в соответствии с полихудожественным подходом к воспитанию проводятся интегрированные занятия.

Например:

«Осень в гости просим!» во 2 младшей группе.

Вначале занятия я предлагаю послушать музыку и угадать, какое это время года?

(применяется слушание музыкального произведения П. И. Чайковского из альбома «Времена года») Дети читают стихи об осени.

В течении занятия проводится хоровод «Есть у нас огород» где дети поют и инсценируют его.

В конце занятия проходит рисование осеннего дерева под музыку (коллективное рисование)

Дети не только получают и закрепляют определённые знания и навыки, но и эмоционально расслабляются, учатся воспринимать музыку, петь, рисовать в коллективе, приобщаются к поэзии, учатся её любить и воспринимать.

Презентация проекта «Осень» итоговое игровое общение «Что нам осень принесла» в старшей группе.

Кроме обобщения полученных знаний о времени года, его объектах и явлениях в занятии применяются: пение осенних хороводов, а также при рассматривании осеннего пейзажа такой приём как «вхождение в картину», чтобы помочь детям погрузиться в нужное состояние, помочь им проникнуться произведением включаю релаксационную музыку или звуки леса.

В итоге, дети получают и рассказывают не только сухую информацию, но и учатся чувствовать, раскрепощаться при помощи искусства, что помогает им рассказать о своих ощущениях, развивается монологическая речь, воображение, фантазия.

Итоговое игровое общение по теме «Космос» в подготовительной к школе группе.

Детям предлагается путешествие в космос, в помощниках снова презентация мультимедиа и естественно музыка, «космическая», которая помогает развить фантазию, привлечь особое внимание к теме, настроить детей на нужную тему.

Также в ходе проекта применяются: рисование мыльными пузырями «Планеты», аппликация, «Звездное небо», коллективная аппликация «Космос», разучивание песни «Ты да я да мы с тобой».

Занятие «Живая земля» в подготовительной к школе группе.

Проводится хоровод «Земелюшка-чернозём», музыкальная разминка «Солнышко», чтение пословиц и поговорок о земле, рисование природными красками «Портрет земли» под музыкальное сопровождение песня «Прости Земля».

В данном случае смена видов деятельности помогает удерживать внимание детей в течение всего занятия. Дети получают информацию не только с помощью экспериментирования, но и через музыкальную и художественную деятельность, ознакомление с устным народным творчеством. Это помогает решить задачи не только познавательного, но и духовно-нравственного и речевого характера.

Позанвательно-исследовательская деятельность «Магниты» в старшей группе.

Для закрепления темы применяется изготовление магнитного театра и его обыгрывание детьми.

В итоге кроме закрепления познавательных задач, закрепляются все стороны речи при обыгрывании театра, а также закрепляются и развиваются изобразительные и конструктивные навыки.

Позанвательно-исследовательская деятельность «Вода» в средней группе.

Для развития у детей интереса к теме применяю слушание музыки и чтение стихотворения «Реченька», а для закрепления свойств воды, изготовление цветных ледяных сосулек для ёлки, рисование по мокрому холсту «Вьюга». Чтобы развить в процессе рисования воображение и фантазию включается музыкальное произведение «Февраль» из музыкального альбома П. И. Чайковского или «Времена года «А. Вивальди.

Проект «Зимушка» в средней группе.

В ходе проекта разучиваются хороводы, стихи о зиме, песни на зимнюю тематику, рисование «Следы на снегу», «Зима», слушание музыкальных произведений о зиме, рассматривание картины «Зима в лесу», что помогает накапливать знания детям и расширять кругозор через все виды деятельности, поддерживать интерес к теме, развивать кроме знаний о природе, чувственную сторону личности.

Также в работе с детьми театрализую экологические сказки, сказки о животных, инсценировки, что тоже помогает решить задачи не только экологического характера, но и речевого, эстетического.

При использовании перечисленных методов, осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, цвета, слова и осознания им мира культуры. Наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребенка, при общении с искусством я стремлюсь воспитать в нем способность к сочувствию, сопереживанию, что является одним из признаков духовности.

г. Братск - 2013 год.

Публикации по теме:

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Экология. Образовательная область ФГТ Познание. Образовательная область «Познание» - одна из десяти образовательных областей ФГТ. Познавательная деятельность всегда была важным направлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль полихудожественного воспитания в формировании экологического мышления дошкольников
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 17:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД