МААМ-картинки

Сообщение из опыта работы на районном методическом объединении «Интеграция различных видов деятельности»

Светлана Михеева
Сообщение из опыта работы на районном методическом объединении «Интеграция различных видов деятельности»

СЛАЙД №1,2,3

Дошкольное детство - период активного познания ребенком окружающего мира, важный этап его развития с позиции социализации – ключевого вхождения в социум. Ведь мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

Публикация «Сообщение из опыта работы на районном методическом объединении „Интеграция различных видов деятельности“» размещена в разделах

СЛАЙД №4

ФГОС Дошкольного образования 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд №5

На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

В начале учебного года с учетом результатов мониторинга развития детей детский мы выявили пробелы в таких областях как социально-коммуникативное и познавательное развитие. Большинство наших детей живут в сельской местности и теоретические знания приобретенные во время непосредственной образовательной деятельности по таким разделам как безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности оказались без практического применения. В нашей местности нет больших магистралей, нет пешеходных переходов, даже нет светофоров. Также были пробелы в познавательном развитии, не все дети ориентировались в названиях профессий и предметов необходимых для их работы. И мы решили исправить эту ошибку по мере своих возможностей.

Поэтому и одной из годовых задач нашего ДОУ была выбрана такая задача: «Осуществление преемственности в работе МДОУ и начальной школы с целью реализации познавательного развития детей через включение в образовательный процесс методов развивающего обучения, современных технологий». Ведь та работа, что начинается у нас в детском саду, должна продолжаться и дальше, чтобы не терялся тот багаж знании, который дети получают в ДОУ.

СЛАЙД №6

Эта и другие задачи в нашем ДОУ строятся на основе возрастных особенностей детей, и естественно должны опираться на следующие нормативные документы (экран)

СанПиН 2.4.1.3049 -13.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральным государственным образовательным стандартом,

Порядком организации осуществления образовательной деятельности по основной программе (от 30 августа 2013 №1014 года) .

Устав дошкольного учреждения.

Образовательная программа дошкольного учреждения.

СЛАЙД №7,8

Познавательное развитие в нашем ДОУ ведется согласно пилотному варианту примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и подразумевает:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

Слайд №9,10

Согласно этим подразделам и создана рабочая программа средней группы с использованием следующей литературы: (экран)

Л. В. Русскова «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», М. «Просвещение» 1986 год;

Д. В. Хухлаева «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» 1894 год;

Л. С. Метлина «Математика в детском саду», М., «Просвещение», 1984.

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений».

Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» (средняя группа,М, Центр педагогического образования,2007.

Н. В. Микляева, Ю. В Микляева, А. Г. Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей», М, «Айрис Пресс», 2009.

Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей дествительностью», М., «ЦГЛ», 2004.

О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир», М. ,«Мозаика – Синтез» 2005 год;

Слайд №11,12,13

Для обеспечения результативности решения задач познавательного развития детей коллектив МДОУ во главе со старшим воспитателем Михеевой С. В. трудится над созданием необходимых условий. Ведь эффективная работа по познавательному развитию зависит от организации предметно-пространственной развивающей среды, которая ориентирована на интересы и развитие ребенка дошкольника. Для познавательного развития детей в ДОУ созданы все необходимые условия групповые комнаты, физкультурный и музыкальный зал, участки для прогулок для каждой возрастной группы, цветники, огород. В нашей группе оборудованы уголки для сюжетно-ролевых игр, со всем необходимым материалом и атрибутами, униформой, уголки для различной детской деятельности – природный, театральный, уголок ПДД, уголок изобразительной деятельности и др., которые позволяют, как проводить различные занятия, такмогут быть использованы и для самостоятельной деятельности детей.

Слайд №14,15,16

Нами созданы различные картотеки игр : подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических. Игры мы используем для закрепления пройденного материала, для обучения, ознакомления, для самостоятельных игр детей в свободное время. Например, такие игры как «Что из чего сделано?» позволяют усвоить знания о различных профессиях и предметах необходимых для них. Такие как «Новоселье куклы», «Накроем стол для гостей», «День рожденье Куклы Кати " – позволяют закрепить знания этикета, предметов посуды, правил поведения. Работа в цветнике и огороде позволяет наяву попробовать и уточнить знания о растениях, посадке и уходе за ними, понять как сложен труд на земле и сформировать уважение к людям, работающим на земле.

Слайд №17,18

Познавательное развитие мы осуществляем во время непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Занятия могут быть чисто познавательными, могут быть и с интеграцией других видов детской деятельности. Все пять образовательных областей могут тесно переплетаться. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

СЛАЙД №19

Познавательное развитие сильно переплетается с такими разделами как социально-коммуникативное и речевое развитие. Многие темы перекликаются и перетекают с одного занятия на другое, в дальнейшем подкрепляясь художественно-эстетическим развитием. Комплексно-тематическое планирование позволяет осуществлять работу по всем разделам по одной теме. Например, беседы на различные темы : «Осень» : Собираем урожай, «Зимушка-зима», «Зима в природе», «Весна идет! Весне дорога!», «Транспорт» плавно соединялись и с такими же темами художественно-эстетического развития. Все это может являться и еще проектной деятельностью детей, воспитателей и родителей.

Слайд № 20,21

Работа по интеграции началась в 2011году с внедрением ФГТ и продолжается и сейчас. Ведь интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сначала в рамках ФГТ, а сейчас согласно ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий по познавательному развитию мы интегрируем различные виды деятельности детей в ДОУ.

Рассмотрим все образовательные области, с помощью которых осуществляется познавательное развитие наших дошколят.

СЛАЙД №22

Например, образовательная область речевое развитие прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат, соответственно будет очень сложно выразить правильный ответ. Речевое развитие – это беседы, рассматривание игрушек, картин, звуковая культура речи, но все это осуществляется тоже не сухо на пальцах, а на каком-то познавательном материале. Ведь в средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь обогащается за счет слов-названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвета, формы, величины). А также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения. Это задача оказалась очень актуальной, так как в нашей группе помимо русских детей,которым трудно справится с этой задачей (Даша С., Маша Д., Влад и Кирилл К., есть еще и дети других национальностей (Юсиф С., Хайке Ц., Хикмед М.). которым сложнее вдвойне. Им сначала необходимо преодолеть языковой барьер, а потом набирать хотя бы пассивный словарь, и уже следующим этапом будет активныйЗдесь нам помогали игры. Ведь игра – это универсальный язык для всех детей. Ведь в игре нет оценки, нет строгой установки, а есть ИГРА. В игре можно использовать жесты, мимику, больше слушать и выполнять. Вот так мы пополняли пассивный словарь этих детей.

Появляющийся в средней группе у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое мы предлагаем детям, может быть самым разнообразным, мы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия:

- предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире;

- детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания;

- отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции;

- рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас.

СЛАЙД №23,24

Связь игры и познавательного развития очевидна и безусловна. Именно в игровой, бытовой деятельности можно проследить взаимосвязь задачсоциально-коммуникативного и познавательного развития. Именно в игровой, трудовой, самостоятельной деятельности в режимных моментах реализуются и дополняются полученные на занятиях знания познавательного развития. Именно в игровой деятельности дети учатся использовать в речи обобщающие слова (посуда, транспорт, мебель, учатся выполнять те или действия, использовать определенные предметы необходимые той или иной профессии (продавец, врач, водитель, воспитатель).Именно здесь начинают реализовываться сухие данные и названия.

СЛАЙД №25,26,27,28

Все это реализуется в совместной познавательной деятельности воспитателя и детей. Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри, как равный партнер. Важно сохранять баланс между инициативой детей и взрослого в выборе целей деятельности, конкретного материала для нес и т. п,

Целесообразно в ряде случаев строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игре может быть продолжена детьми самостоятельно). Для этого мы стареемся создать предметную среду и пространство групповой комнаты, позволяющие не прерывать деятельность детей, а самому перемещаться от одной детской подгруппы к другой. Ведь игра это основная деятельность детей в ДОУ и большинство детей усваивают информацию именно в игровых ситуациях. Например, сюжетно-ролевые игры «В гости», «Дочки-матери» позволили нашим детям лучше усвоить названия предметов посуды, правила поведения за столом, так как во время игр мы заметили некоторые затруднения при названии посуды для чаепития, столовых предметов у Тани С., Сони К., поэтому постарались акцентировать внимание на названия столовых приборов. Причем дети запоминают и выполняют те или иные действия (накрывают стол, «едят», общаются) не осознавая обучающего момента. Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, мы прежде всего думали о создании условий, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально- положительного отношения к окружающему. Также неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей. Мы используем такие игры как «Кому что нужно», «Поваренок» и др.

Для получения положительного результата, мы продумывали содержание игр для каждого направления работы с детьми. Включать игры можно в занятия и в свободную деятельность детей. При этом в содержание уже знакомых игр мы вносим небольшие изменения, новые элементы. Например, мы использовали три последовательные игры «Цветок», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Приготовь лекарство». Дети начали уже сейчас правильно называть различные части растения и легче овладели понятием «стебель».

СЛАЙД №29

Художественно-эстетическое развитие является отражением полученных знаний и опыта детей в творчестве. Получив определенную информацию на занятиях познавательного цикла, мы стараемся все выразить в творчестве: в рисунке, лепке, аппликации. Например, темы «Зимушка – зима», «Транспорт»были отражены в рисунке, аппликации. Именно на этом принципе и построено комплексно-тематическое планирование: «Узнали, побеседовали, вылепили, нарисовали, выполнили аппликацию, притворяем в жизнь, используем в повседневной жизни».

СЛАЙД №30,31

Также мы организуем самостоятельную познавательную деятельностьдетей. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Также через самостоятельную активность с материалами» использованными взрослыми на занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжает совершенствовать способности и умения» основы которых закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем познавательной деятельности.

Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

СЛАЙД №32

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста. Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

В течение трех лет педагоги ДОУ и мы, в том числе используем в работе проектный метод. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения. Мы с моей напарницей подготовили и реализовали проекты на темы : «Все профессии важны»

«Яблоки и груши», «Зимующие птицы», «Папа, мама, я – крепкая семья»

«Новогодние забавы», «Я будущий солдат», «Мы защитники природы»

"Город для маленьких пешеходов".

Продуктивный характер презентации продуктов как заключительный этап проекта является самым ярким звеном, на котором дети, воспитатели и родители видят глазами результат работы по тому или иному проекту. Например, итоговым мероприятием нашего проекта и итогом недели безопасности в ДОУ стала выставка детского творчества «Безопасность дорожного движения». Здесь родители были привлечены к изготовлению макетов улиц: проезжей части и тротуаров.

В дальнейшем макеты будут использоваться в игровой деятельности детей. Всё, что приготовлено для игр с макетами, храним в коробках. Дети сами, по желанию выставляют дома, деревья, машины, знаки. Доска– макет «Уголок города» позволяет разыгрывать различные дорожные ситуации. Проживая их, ребёнок прочно и осмысленно усваивает правила поведения на улице.

СЛАЙД №33

Помимо всех перечисленных форм познавательного развития мы используем праздники, досуги и развлечения, на которых дети в непринужденной обстановке могут применять свои полученные знания и умения, использовать их в предложенных заданиях и играх. Например, последние «Путешествие в мир профессий» (познание, речевое развитие, «Мои помощники» (Здоровье, «Мамин праздник», «Масленица».

СЛАЙД №34,35

Для успешного познавательного развития дошкольников активно используются различные детские конкурсы. В практике нашего детского сада оказались очень плодотворными и интересными конкурсы, проводимые совместно с родителями: «Осенний букет», «Новогодняя открытка», «Труд красит человека», «Детское творчество на лучший плакат, рисунок, литературное произведение (стихотворение, рассказ, сказка)по правилам дорожной безопасности». В нашей группе есть незаинтересованные участники, а есть и очень активные, которые могут завоевать награды и дипломы не только местного значения.

СЛАЙД №36

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

С родителями мы так же проводим беседы, как на собраниях, так и ежедневные индивидуальные. Раз в квартал оформляем консультации и тематические стенды для родителей: например в сентябре это были:

«Культура здоровья детей и их родителей»,«Физкультура помощник или враг»; в декабре -«Формирование самостоятельности», «Организация самообслуживания»; сейчас в марте - «Связь познавательного и речевого развития дошкольного возраста»,«Воспитываем радость познания». Также три раза в год проводятся тематические родительские собрания, на которых помимо решения насущных вопросов родители получают полезную и иногда неизвестную для них информацию о воспитании детей.

Во время консультаций мы старались донести до родителей нужную информацию, а именно что познавательное развитие детей может осуществляться не только на специально организованных занятиях, а на протяжении всего дня утром во время одевания, по пути в детский сад, на прогулке вечером, дома за обычными домашними делами. Например, дома можно считать и сравнивать игрушки, называть продукты питания, одежду, мебель. На прогулке – можно рассматривать встречные предметы, легковые или грузовые машины, этажи домов, ширину дороги.

СЛАЙД №37

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Поэтому коллектив нашего ДОУ и я находимся в процессе разработки итоговых интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ. У нас нет возможности проводить экскурсии в реальности, но мы стараемся использовать этот метод в виртуальной реальности, в а именно дети с помощью мультимедиа могут побывать на поле, в лесу и даже в космосе. В перспективе мы хотим создать базу презентаций познавательного характера к каждой теме комплексно-тематического планирования. Мы растем и уже в старшей группе дети смогут общаться с приглашенными «интересными людьми», сами предлагать интересующие их темы для проектов.

СЛАЙД №38

Публикации по теме:

Представление опыта работы в технике «батик» на районном методическом объединении. Мастер-класс «Елочная игрушка»Представление опыта работы в технике «батик» на районном методическом объединении. Мастер-класс «Елочная игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида поселка Фряново Щелковского.

Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности» Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция образовательных областей порседством познавательно-исследовательской деятельности»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция образовательных областей порседством познавательно-исследовательской деятельности» 7 ноября 2015 года в МБДОУ д/с № 20 п. Южный прошёл районный семинар «Интеграция образовательных областей через познавательно-исследовательскую.

Интеграция различных видов искусства и творческого самовыражения неслышащих детей дошкольного возраста Интеграция - (от латинского - восстановление, восполнение, объединение частей в целое) причем не механическое соединение, а взаимопроникновение,.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Обобщение опыта работы «Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» 1 слайд Приветствие: Добрый денёчек! Дорогие коллегушки! Пришла.

Организация различных видов деятельности на прогулке На прогулках используют различные виды деятельности, обязательные компоненты прогулки это: наблюдения и познавательно-практическая деятельность,.

Сообщение на методическом объединении. Проект «Русская матрёшка» Традиции мастеров художественных промыслов Подмосковья уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов Московской области богатая.

Выступление на районном методическом объединении по духовно-нравственному и патриотическому воспитаниюВыступление на районном методическом объединении по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию Ознакомление детей с праздником "День Матери", через совместную деятельность взрослого и детей. Работу по ознакомлению детей с праздником.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы на районном методическом объединении «Интеграция различных видов деятельности»
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 16:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД