Получи документы

Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании.

Яна Гурова
Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании.

«Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании. Виды программной поддержки учебного процесса»

Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания и интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса : воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.

Публикация «Обучение как информационный процесс, Место, роль и значение информационных технологий в образовании,» размещена в разделах

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников. По мнению Митина В. В. сегодня существует лишь условная граница между информационными (ИТ) и информационно-коммуникационными (ИКТ) технологиями. IT (ИТ) специалисты знают тесную взаимосвязь этих технологий и считают, что когда говорят об информационных технологиях, почти всегда подразумевают информационно-коммуникационные технологии. Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри педагогического сообщества. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом; другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования; а некоторые вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Информационные технологии открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании

Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационных технологий в образование создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ и заключается в личностно-ориентированном развитии всех участников педагогического процесса : воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы (А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, И. В. Роберт).Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые, благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», активно поступают в российские образовательные учреждения.

Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить объем информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет. Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе сети Интернет сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников. Для формирования связей внутри педагогического сообщества сегодня активно используются возможности Интернет. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом, другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования, а некоторые – вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции. При таком общении у педагогов формируется: чувство ответственности за собственные достижения;желание постоянного поиска лучших методов и идей, что является основой профессионализма современного педагога. Профессиональный рост обычно занимает много времени и требует множества встреч с коллегами. Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.

Компьютерные программы

Используя в работе музейного педагога ДОУ медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал», а, в частности, раздел «Виртуальный мир Русского музея» можно сделать выводы о том, что он представлен на высоком современном техническом уровне, но, не смотря на демонстрацию интерьера и объектов с наиболее интересных выигрышных точек, создание «эффекта присутствия», расширение представлений о культурной и исторической ценности музейного собрания, высокую концентрацию внимания в связи с отсутствием сторонних шумов, большое количество наглядного материала для лучшего усвоения информации, детям дошкольного возраста виртуальные экскурсии представляют ограниченные впечатления. Несомненно, разработчики концепции виртуальной экскурсии полагаются на два основных канала информации – зрение и слух, при этом главной задачей для них является сформировать у ребенка интерес и желание проверить свои впечатления в «живом» общении с музеем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет небольшой жизненный опыт видения окружающего мира и способен отличить то, что он видит на экране, от реального подлинного объекта.

Слайд-шоу или слайд-показы

Практические домашние творческие задания, подготовленные детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями оформляются посредством программы MicrosoftPowerPoint. Полученные слайд-шоу являются основой для проведения детьми виртуальных экскурсий. Таким образом, создавая совместные проекты виртуальных экскурсий по различным темам проектов («Зимний лес», «Молочные реки», «Экскурсия по пушкинским местам», «Детский сад» и пр., дети углубляют полученные знания, осваивают приемы, методы исследовательской деятельности и навыки использования компьютера. Например, с помощью виртуальной экскурсии по детскому саду можно заглянуть на кухню, в подвал и в кабинет заведующей. Такие экскурсии интересны детям и расширяют их представления об окружающем мире.

Перспективные направления

Организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий

Задачи конкурса:

- повышение роли исследовательской и прикладной деятельности семей воспитанников;

- создание условий для творческого развития детей;

Принять участие в конкурсе может ребенок ДОУ любой группы совместно с родителями.

Номинации конкурса могут быть различными: «Осень листья осыпает», - «Я был в музее», «Моя семья, мой дом родной», «Наша малая родина», «Спорт, ты – мир!». Подготовленные презентации пополнят «методическую копилку» педагогов.

Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды и источником знаний, способствующих как личностному, так и профессиональному росту человека. Рассматривая историю становления информационного общества, совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Быстрое развитие информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения позволяет большинству педагогов внедрять в свою деятельность современные информационные технологии с активным использованием компьютера и сети Интернет.

Список литературы

1. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник / Под редакцией Д. Т. Рудаковой. - М. : ИОСО РАО, 2003. - 160 с.

2. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение : Учеб. пособие. / И. А. Морев - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.

3. Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. – М. : РГГУ, 2007. – 204 с.

4. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М. Ю. Юхневич. - М. : Академический проект; РИК, 2006. - 176 с.

5. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под редакцией И. В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2006. - 374 с.

6. Себар Т. В. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Как учить понимать язык искусства». Лекции 1-4. – М. : Педагогический университет Первое сентября, 2006. - 72 с.

7. Удалов С. Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности : Монография / С. Р. Удалов - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.- 211 с.

8. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ict.edu.ru/

9. Сетевые информационные технологии как предмет изучения и средство обучения [Электронный ресурс] / О. В. Токарева - Режим доступа: https://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/tokareva.html

Публикации по теме:

Влияние информационных технологий на познавательную активность детей Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Информационные технологии в дошкольном образовании. Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного.

Использование информационных технологий для повышения профессионального мастерства педагога 21 век – это век информационных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства.

Использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Видео Горб Елена Евгеньевна, учитель-логопед ГБОУ Школа №1359 с углублённым изучением английского языка В период нового этапа реформирования.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Конспект НОД с детьми раннего возраста с использованием информационных, коммуникативных технологий на тему: Летят снежинки Конспект НОД с детьми раннего возраста с использованием информационных, коммуникативных технологий на тему: «Летят снежинки». Программное.

Место и роль краеведения в ДОО Место и роль краеведения в ДОО. В современных условиях, одним из центральных направлений работы с детьми, становиться патриотическое воспитание.

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологийРазвитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий b] Актуальность[/b] определяется социальным заказом современного общества на становление современных информационных технологий, компьютерных.

Внедрение информационных технологий в систему работы учителя-логопеда Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без.

Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании.
Опубликовано: 28 марта 2017 в 08:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД