Папки-передвижки

Техники декоративного рисования

Татьяна Воронова
Техники декоративного рисования

Развитие детского декоративного рисования выступает как определенная сторона целостного психического развития детей, овладение рисованием - это усвоение одной из видов знаковой деятельности и должно рассматриваться в контексте общего развития сознания ребенка.

В процессе декоративного рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме.

Публикация «Техники декоративного рисования» размещена в разделах

Такое сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

Сложность вызывает освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов и др. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Особенность декоративного рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя.

Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

Однако основным и более интересным для детей является декоративно-прикладное искусство (или народные промыслы России).

Многие ученые подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.

Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.

Прикладное - значит употребляющееся в жизни,

декоративное - значит украшающее жизнь.

Обучение декоративному рисованию в детском саду начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно, представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В своей работе я использую несколько разновидностей декоративного рисования :

1. Создание произвольных узоров :

на геометрических формах (полосе, круге, квадрате, розетке и т. д. ,

на силуэтах (свитер, варежка, шапочка и т. п.).

Дошкольники знакомятся с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.

2. Рисование по мотивам народных росписей с использованием разнообразных орнаментов:

геометрического (Дымка и Филимоново,

растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и Гжель, как на геометрических формах и силуэтах, так и на объемных формах.

Рисование по мотивам народных росписей осуществляется циклами, по нескольким этапам:

1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).

Методы и приемы:

• рассматривание произведений НДПИ, репродукций;

• искусствоведческий рассказ педагога,

• беседы с детьми;

• организация и проведение выставок в ДОУ,

2. Этап копирования элементов росписи (то есть идет целенаправленное обучение способам рисования).

Методы и приемы: наряду с рассматриванием произведений НДПИ, репродукций, на занятиях обязательно присутствуют вариативные эскизы, выполненные воспитателем. По сути, - это многочисленные образцы различных элементов росписи. Нужны и динамические таблицы, то есть последовательность (алгоритм) выполнения узора.

Методы и приемы: Обязателен показ приемов рисования. В самостоятельной деятельности ребенок в точности повторяет действия воспитателя, то есть копирует образец. Затем несколько раз повторяет его. Каждый элемент рассматривается и копируется на занятии отдельно (по 1 на каждое занятие). Чтобы детям не было скучно выполнять одно и то же действие, должно быть обыгрывание, например, использование образца с прорезью. Воспитатель или дети вставляют в прорезь рисунки, в результате чего образец приобретает законченный вид.

3. Этап вариации.

Методы и приемы: детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов.

На этом этапе также при помощи вариативных эскизов дети знакомятся с характерной композицией (кайма, гирлянда, венок и др.).

Дети учатся составлять (выкладывать из готовых элементов) узор, компоновать элементы, находить наиболее удачное и соответствующее традиции промысла композиционное решение.

Предлагая для росписи различные формы (как геометрические, так и силуэтные, дети учатся чувствовать форму, вписывать узор в силуэт. На этом этапе происходит тренировка изображения, а также обучение детей придерживаться цвета, характерного для той или иной росписи.

Может быть проведено занятие по росписи объемных форм (соответственно, на предыдущих занятиях дети знакомились и лепили по мотивам той или иной народной игрушки). Сохранение обыгрывания, использования игровых ситуаций («Город мастеров», «Умельцы»). Эмоционально-эстетическая оценка детских работ проходит в игровой форме («Ярмарка») – важно, чтобы ребенку нравилась его работа.

3. Этап импровизации.

Дети, имея представление о правилах составления композиции и характерных признаках разных народных промыслов, импровизируют, составляя композиции по мотивам промысла, но не характерной для него. Композиция «Лес, точно терем расписной…» выполняется по мотивам Хохломской росписи. Дети рисуют силуэты деревьев и кустарников и декорируют их элементами хохломской росписи.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;

развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;

развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

Детям старшей группы можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить:

симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы, которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

Задачи обучения декоративному рисованию детей подготовительной к школе групп следующие:

развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).

В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более, младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.

Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования»Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования» Доброго дня, друзья! давно не выходила на сайт, так как нахожусь за тысячи км от дома в солнечном Крыму. Надеюсь найти время и показать.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 летНетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.

Нетрадиционные техники рисования «Красная смородина»Нетрадиционные техники рисования «Красная смородина» Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию у детей воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения.

«Осень». Нетрадиционные техники рисования«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Осенний лес-нетрадиционные техники рисованияОсенний лес-нетрадиционные техники рисования Такой красивый осенний лес и листопад сможет нарисовать каждый ребёнок. Для этого надо взять два белых листа (лучше А4, так как они потоньше.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Техники декоративного рисования
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 12:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД