Получи документы

Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников (1 фото)

Наталья Бакулина
Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры области «речевое развитие»: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Публикация «Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Если все указанные умения и навыки к концу пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении будут сформированы, он не испытает проблем при адаптации к школе.

Однако в настоящее время растет количество детей с нарушениями речи.

Общее недоразвитие речи — это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика, грамматика.

Кроме того, для детей с речевыми нарушениями характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Нарушения речи замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению познавательной активности, общего кругозора и адаптивного потенциала.

В целях повышения эффективности коррекционного процесса использую в своей работе следующие методики:

Сочинение двустиший

• Синквейн

• Диаманта

Дидактическая игра

«Подбери рифму – сочини стихотворение».

Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Цель: упражнять в подборе рифмующихся слов, слов-признаков, слов-действий, обстоятельств.

Количество игроков: 1-4 человека.

Ход игры.

Вначале ребенку предлагается собрать пазлы (подобрать рифмующиеся слова) (2-4 пары). Например: кошка-гармошка, шишка-мишка, Маша-каша и т. д.

Далее ребенок выбирает, о ком (о чем) он будет «сочинять» стихотворение и отвечает на вопросы педагога.

-Какая шишка? Какой мишка? (Шершавая шишка, пушистый мишка.)

-Что делает шершавая шишка? Что делает пушистый мишка? (Лежит шершавая шишка. Спит пушистый мишка.)

-Где лежит шершавая шишка? Где спит пушистый мишка?

Под елкой лежит шершавая шишка,

В берлоге спит пушистый мишка.

Можно повторить игру для двух-трех пар слов.

Дидактический синквейн.

Еще один метод, который я применяю в работе - дидактический синквейн.

Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, придуманная американской поэтессой Аделаидой Крепси под влиянием японской поэзии.

В дидактическом синквейне текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат.

Помимо самостоятельного составления нового синквейна, возможны варианты:

• составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

• коррекция и совершенствование готового синквейна;

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

Синквейн активизирует мыслительную деятельность, стимулирует развитие творческого потенциала. Инновационность этого метода заключается в создании условий для развития личности, способной мыслить критически, т. е. выделять главное, исключать лишнее, обобщать, классифицировать.

Дидактический синквейн достаточно часто используется в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, однако чаще он применяется для расширения объема словаря и активизации словарного запаса, развития словообразования, уточнения грамматического значения слов и развития связной речи.

Однако этот метод применим и в работе по совершенствованию фонематических представлений. Детям предлагается подбирать определения, глаголы, слова-ассоциации с определенным звуком. Это может быть звук, с которым дети знакомятся на подгрупповом занятии, или автоматизируемый звук. Кроме того, в четвертой строке синквейна можно использовать пословицы и поговорки, насыщенные заданным звуком и заученные детьми на занятиях по автоматизации вызванных звуков.

Примеры:

Друг (звуки Р, РЬ)

Верный, хороший.

Дружит, радует, играет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Товарищ.

Мама (звуки М, МЬ)

Милая, любимая.

Обнимает, помогает, смеется.

Моя мама – самая любимая, мудрая и милая.

Мамуля (мамочка, матушка).

Таким образом, использование дидактического синквейна в работе по коррекции речевых нарушений позволяет решить несколько важнейших задач:

• придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

• закрепляет знания о частях речи, предложении;

• активизирует словарный запас;

• совершенствует навык использования в речи синонимов;

• совершенствует фонематическое восприятие;

• совершенствует звукопроизношение.

Диаманта.

Если дети овладели навыком составления синквейна, у них достаточно развит словарный запас, можно познакомить их с еще одной литературной формой – диамантой.

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых –

понятия с противоположным значением. Впервые появилась в 1969 году благодаря американской писательнице Ирис МакКлеллан Тидт и с тех пор стала широко использоваться в школьном образовании многих странах мира.

В работе с дошкольниками можно использовать эту форму для расширения словарного запаса, закрепления умения подбирать признаки и действия к предмету, а также антонимы.

Целесообразно использовать упрощенную схему составления диаманты:

Первая строка: слово-предмет.

Вторая строка: 2 слова-признака к слову из первой строки.

Третья строка: 3 слова-действия к слову из первой строки.

Четвертая строка: 2 словосочетания (со словами из первой и седьмой строки)

Пятая строка: 3 слова-действия к слову из седьмой строки.

Шестая строка: 2 слова-признака к слову из второй строки.

Седьмая строка: слово-предмет (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки).

Пример:

Лето.

Яркое, веселое.

Цветет, греет, радует.

Жаркое лето. Морозная зима.

Морозит, заметает, вьюжит.

Белая, холодная.

Зима.

Использование в коррекционно-развивающей работе описанных методов наряду с традиционными помогает сделать процесс обучения более увлекательным для детей и, как следствие, повысить эффективность коррекционных мероприятий.

Публикации по теме:

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Выступление по кружковой работе «Применение Су — Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» (Слайд 1) «Применение Су – Джок.

Артикуляционная гимнастика, ее роль в коррекции речевых нарушений Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи.

Физкультурно-речевые досуги и развлечения в коррекции речевых нарушений Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка – это основная цель всего дошкольного образования. (слайд) Но достигнуть.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольниковНовоселова Марина Николаевна, учитель.

Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет Консультация «Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» В последнее время возрос.

Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.

Элементы биоэнергопластики как метод в коррекции речевых нарушений «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Речь является результатом согласованной деятельности многих областей головного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 2 июня 2019 в 20:16
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД