Сочинялки!!! (словотворчество в работе с детьми)

Армина Погосян
Сочинялки!!! (словотворчество в работе с детьми)

Сочинялки!!! (словотворчество в работе с детьми)

Всем доброго настроения дорогие коллеги!Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития словотворчества. Для меня эта тема очень близка и тесно перекликается с любимой изобразительной деятельностью. Поэтому, хочу познакомить вас с некоторыми формами работы, которые были проведены в этом направлении.

Основная цель – помочь детям научиться излагать свои мысли красиво, грамотно и легко. В дошкольном возрасте эта проблема стоит довольно таки остро.

Всё начиналось с младшего возраста. В группу приходили дети в основном «домашние», которые имели пассивный словарь. Он был не яркий и не эмоциональный. Мне хотелось помочь детям в этом направлении. Основная сложность заключалась ещё в том, что малыши изображали то, что для них было интересно и значимо, но описать это словами не могли. С этой целью проводились игры – драматизации (импровизации, инсценировки, кукольный театр, пластические упражнения, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации…. Такие виды игровой активности имеют широкий общеразвивающий эффект, возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и, тем самым, создают естественные условия для возникновения языковых игр.

Эти формы работы не теряли своего значения и в дальнейшем.

Дети самостоятельно пытались сочинять короткие истории – фантазии, которые я записывала в свой альбом либо оформляла на красочный стенд для родителей. Это было интересно и забавно.

В средней группе дети, занимаясь весёлым сочинительством, учились слышать слово, играть со словами. У нас проводилась интересная игра «Сочинялки». Дети сами выбирали себе игрушки или сказочных героев и придумывали о них минисказки. Всё это обыгрывалось и озвучивалось в ролях. Все истории были оформлены и выставлены для прочтения родителям.

Затем, по этим минисказкам дети создавали рисунки, аппликации и лепные образы. В этой технологии работа проводилась от словотворчества (т. е. от «сочинялок») к созданию творческих работ.

А в любимой нашими детьми игре «Мы – фантазёры» создавались сначала интересные пятна, кляксы, изображения с использованием нетрадиционных техник рисования, а затем придумывались оригинальные и забавные сказки, небылицы и рассказы.

Интересным и забавным занятием оказалось переписывание любимых сказок на новый лад. Начиналась сказка традиционно, а продолжение дети придумывали вместе.

К праздникам так же использовала интересные формы работы с детьми для формирования интереса к словотворчеству. Например, к празднику Нового года мы решили сочинить письмо Дедушке Морозу. Каждый ребёнок старался описать в своём желании что-то очень важное для него. Все ждали, что произойдёт чудо, и желание обязательно исполнится. Чтобы не разочаровать детей – была придумана маленькая хитрость. Все сочинённые желания были написаны на блестящих бумажных ёлочных игрушках, вклеены в большое письмо и выставлены на изучение родителям. Мы поведали детям о том, что Дедушка Мороз обязательно прочтёт письмо, ведь он Волшебник. А наши малыши тут же выдали ответ: «Да, мы знаем. У него в комнате стоит волшебное зеркало, и он всё в него видит. Конечно, письмо наше тоже видит и читает». И родители тоже были рады этой выдумке, так как наверняка знали, что подарить своему сокровищу к празднику, чтобы порадовать его.

К празднику 8 Марта была оформлена раскладная книжечка «Красивые слова», где дети придумывали и называли своих любимых мамочек и всех самых дорогих людей ласковыми и нежными слова.

(Многое пишу от руки осознанно - может смотрится хуже, чем напечатанное, но зато как-то "теплее") Все были счастливы, особенно мамы!

Ко дню рождения детского сада всем родителям было предложено выполнить совместно с детьми литературно-творческую работу «Мой любимый детский сад». Многие откликнулись и проявили своё творчество в рисунках и рассказах. Нам – педагогам было очень приятно услышать столько добрых и тёплых слов. И детям это сотворчество пришлось по душе.

Проводимая работа очень заинтересовала родителей. Они всегда в курсе наших дел и самое важное – стали больше времени уделять своим детям. Родителей стали волновать успехи детей. Они интересуются, что дети делали на занятиях, помогают в записи интересных слов и фраз, высказанных их ребёнком дома. И, конечно же, вряд ли бы мы добились хороших результатов, если бы не было тесной связи с родителями.

В старшей группе использовала в работе мнемотаблицы, которые дети придумывают и зарисовывают сами. В них присутствуют как классические, так и придуманные детьми сказки, считалочки и песенки. Так же ввела новую для них технологию: детям раздаются чистые листы бумаги, и предлагается нарисовать любую картинку, существо или предмет по желанию. Затем, все рисунки раскладываются вразброс, и дети начинают вместе придумывать по ним сказки и небылицы. Получаются очень смешные, оригинальные, а главное непохожие друг на друга истории, имеющие свой особый языковой стиль.

Все работы детей,начиная с младшего возраста, собираются в «Книге жизни» нашей группы, которая вызывает живой интерес у родителей и детей.

В первый месяц перехода в старшую группу я заметила, что дети стали чаще придумывать слова, которых нет в родном языке. Меня это очень заинтересовало и я начала записывать их в уже начатый альбом «Говорят наши дети», а родителей попросила следить за речью детей и вести запись их выдумок.

Сколько же было смеха и радости, когда мы все дружно читали в подготовительной группе эти замечательные истории и забавные словечки!

Надеюсь, мой опыт поможет в работе желающим найти что-то новое для себя и интересное! Удачи!

Публикации по теме:

Идеи новогоднего оформленияИдеи новогоднего оформления Дорогие коллеги, приближается Новый год, и хотелось бы поделиться нашими (с моей напарницей по работе) идеями оформления, надеюсь, что кому-нибудь.

Курочка Ряба! Аппликация на курьих ножках!Курочка Ряба! Аппликация на курьих ножках! Всем доброго дня!Тема третьей недели января у нас была-домашние птицы. Всю неделю мы знакомились с уткой,гусем,индюшкой,петушком. Провели.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сочинялки!!! (словотворчество в работе с детьми)
Опубликовано: 2 февраля 2013 в 13:07
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....