Папки-передвижки

Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения

Раиса Маркс
Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения

Социально - педагогический мини-тренинг

для педагогов на освоение игрового стиля общения. ]

«Стиль общения педагога с детьми».

Цель: освоить игровой стиль общения, принять правила работы группы, запустить процесс самораскрытия.

Публикация «Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения» размещена в разделах

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.

Первая функция – «открытие» ребёнка на общение – призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической раакрепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удаётся выявить отношение ребёнка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую с ним работу.

Вторая функция – «соучастие» ребёнку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребёнку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

Третья функция - «возвышение» ребёнка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских учёных Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения :

демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении за дач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жёсткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).

Оно может быть как включённым в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию

личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приёмы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом».

Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к сво им подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность

субъектов друг к другу «по вертикали» : «на», «под», «наравне». Для положения «над» характерно административное давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребёнка. Положение «наравне» это признание Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять

позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение)

предполагает положение человека по отношению к другому в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он ведёт за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах –

«сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой

выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди».

На современном этапе возрастают требования к педагогу и его «коммуникативной культуре». Для воспитателей легче общаться с детьми.

Общение со взрослыми (родители, коллегами, выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях вызывают трудности. Часто наблюдаются эмоциональная скованность, волнение, поэтому очень важно

развивать коммуникативные способности.

Социально – психологический мини-тренинг

на освоение игрового стиля общения.

Цель: освоить стиль общения, принять правила работы группы,

запустить процесс самораскрытия.

План проведения:

1. Стиль общения педагога с детьми.

2. Игровые упражнения :

«Знакомство».

Каждый участник называет своё имя, рассказывает о себе,

своих профессиональных проблемах. Затем участникам даётся задание - разделить лист бумаги на две части. В левой части необходимо написать фразу «В моей работе мне нравится…» и продолжить её.

В правой части - «В моей работе мне особенно трудно и неприятно…» и также продолжить её. Затем каждый зачитывает написанное на своём листе. После чего группа определяет тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными.

«Паровозик».

Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один из них с открытыми глазами в течение 5 мин. водит всех по помещению. Упражнение выполняется молча. Затем каждый вспоминает о своих переживаниях и мыслях в ходе его выполнения. Это упражнение позволяет «разогреть» группу для дальнейшей работы, обратить внимание участников на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение.

3. «Ориентация в педагогическом общении».

Каждому из участников предлагается ответить на два вопроса:

• Какие ваши качества способствуют педагогическому общению?

• Какие ваши качества затрудняют педагогическое общение?

Таким образом, создаются условия для самодиагностики и возможность

найти общее в сфере педагогического общения среди членов группы.

4. Как установить контакт с ребёнком.

Публикации по теме:

Повышение уровня компетентности педагогов посредством учета особенностей индивидуального стиля ребенка «Повышение уровня компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка» Цель мероприятия- выявление и обоснование.

Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками в МОУ.

Мастер-класс для педагогов «Освоение витражного искусства в детском саду» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мини-тренинг для начинающих педагогов «Сердце молодого педагога» Задачи: 1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе. 2. Профилактика профессионального выгорания педагогов. 3. Способствовать.

Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья 10.10.2019 Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья. Цель: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов. Задачи:.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-тренинг для педагогов «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов» Подготовила педагог-психолог Яковлева Изелла Цель тренинга: Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг общения для младших подростков «Что такое дружба?» Тренинг общения для младших подростков (10–13 лет) на тему: «Что такое дружба?» Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы;.

Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Филиппова Елена Владимировна ТОГБУЦентр по оказанию психолого-педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения
Опубликовано: 9 октября 2019 в 23:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД