Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушением зрения

Кирсанова Светлана
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушением зрения

Профессиональная коррекция нарушений развития детей в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения – это планируемый и особым образом, организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:

- коррекционная работа включается во все направления деятельности Учреждения;

- содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта.

Прием детей в Учреждение осуществляется на основании направления врача-офтальмолога, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа в Учреждении направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития детей с патологией зрения, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с нарушением зрения Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа осуществляется в соответствии с Программой специальных образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной «Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду».

Цель коррекционной работы: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка с нарушением зрения и успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Задачи:

- формировать навыки социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших социальных условиях;

- формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умение пользоваться нарушенным зрением;

- формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

- обучать использованию получаемой полисенсорной информации в предметно- практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Принципы организации коррекционной работы,

рекомендованные Плаксиной Л. И. и Фомичевой Л. В.

- принцип превентивной направленности, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с ОВЗ;

- принцип пропедевтической роли коррекционной работы, который имеет большое значение для введения ребенка в различные виды деятельности: игру, занятия, труд и другие;

- принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т. е. когда активизируется и расширяется роль и значение других психических функций;

- принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Реализация данного принципа основывается на информативной обеднённости познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Предоставление информации в форме, доступной для ребенка, является важным условием успешности его социальной адаптации. Критерием доступности и целесообразности информационного содержания коррекционной работы является его адекватность познавательным возможностям ребенка с нарушенным зрением. В результате соответствующей коррекционной работы у ребенка возрастают адаптивные качества.

- принцип единства педагога и ребенка, он включает в себя такие критерии, как:

1. адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с ОВЗ;

2. оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно оправданных целей;

3. обеспеченность практическим взаимодействием, приводящих ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей. Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно использовать все способности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития. Эмоциональный комфорт ребенка в большей мере зависит от степени его доверия к педагогу как главному посреднику между ним и окружающей действительностью.

Основными особенностями подхода к организации коррекционного и образовательного процессов являются:

-учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

-модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, тифлотехнических и оптических средств коррекции, в условиях уменьшенной наполняемости групп и применения методики индивидуально-подгруппового обучения;

-система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

-создание офтальмогигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

Особенности организации коррекционной работы

• Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения для активизации зрительного анализатора и развития зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предметов и др.). В процессе таких упражнений дети учатся сравнению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.

• Все виды деятельности детей, помимо общеобразовательных задач пронизаны задачами коррекции зрения и развития зрительного восприятия.

• Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход.

• На индивидуальные занятия допускается брать детей с общеобразовательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности, уровень знаний и достижений. Такая организация обеспечивает исключение превышения учебной нагрузки на ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционных занятий у специалистов зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей и составляет от 15 до 30 мин., индивидуальных – от 10 до 20 мин. Частота их проведения определяется характером зрительных нарушений, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей детей.

• В режиме дня предусмотрено время для коррекционной работы по тренировке зрительных функций, которые проводятся 2 раза в день в первую и вторую половину дня. Коррекционный материал и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответствии со зрительной нагрузкой, которую определяет врач-офтальмолог. В содержание коррекционных занятий входят не только механическая тренировка зрительных функций глаза, но и развитие зрительного восприятия, ориентировки на микроплоскости, развитие мелкой моторики, самостоятельности, творческих способностей (например, плетение ковриков, штриховка, составление узоров, выкладывание из мозаики, нанизывание бус и т. д.).

• В образовательном процессе наряду с наглядными и словесными методами педагоги используют полисенсорный метод, который предполагает возможность максимально использовать сохранные анализаторы: слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка.

• Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются зрительные ориентиры.

• Быстрая утомляемость детей с нарушением зрения требует смены видов деятельности, использования различных форм и способов организации. В середине периода непрерывной образовательной деятельности проводится физминутка.

• Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастикас использованием игровых и речедвигательных элементов. Она проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут, а также во время проведения любой образовательной деятельности через каждые 10-15 минут непрерывной зрительной нагрузки.

• Педагоги создают щадящие офтальмо-гигиенические условия: правильное освещение, размещение детей в зависимости от дефекта зрения, требования к наглядным пособиям, минимум статических поз, использование сохранных анализаторов, включение игр и упражнений на развитие зрительно-двигательных функций и другое.

• Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида.

Коррекционно- развивающая работа осуществляется в двух направлениях:

1. Специально организованная коррекционная деятельность (узкие специалисты)

2. Включение коррекционных упражнений во все виды образовательной деятельности (воспитатели).

Таким образом, система коррекционной работы предусматривает комплексный многосторонний подход к развитию детей с нарушением зрения и включает активное взаимодействие воспитателей, специалистов (дефектолог, логопед, психолог и др., медицинских работников, а также родителей воспитанников.

Публикации по теме:

«Использование игровой деятельности с детьми с нарушением зрения в дошкольном возрасте» Развитие коммуникативной способности детей дошкольного возраста с нарушением зрения обеспечивающих эффективность общения и межличностного.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушением зрения
Опубликовано: 20 июня 2018 в 07:53
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выезд на фабрику мороженого совместно с детьми. Фотоотчет
Очень, очень любят мороженое дети, Ведь оно вкуснее всех сладостей на свете! Детям дай мороженое: целый день бы ели, А потом и песенку хорошую бы спели?...
Праздник ко Дню семьи, любви и верности «Вместе дружная семья»
Цель: формирование понятия ценности доброжелательных семейных отношений. Задачи: - развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детскогоцентра. -...
Фотоотчет: «Ромашки к Дню семьи, любви и верности (из ватных палочек и пластилина)»
«День семьи, любви и верности»-это добрый и светлый праздник, ведь именно семья является самой важной ценностью, которая связана с человеческой жизнью....
Конспект НОД «В поисках заколдованных страниц книги Здоровья» в старшей группе (от 5...
ЦЕЛЬ: Формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни. Программные задачи: -Формировать интегративные качества личности детей...
Мастер-класс по изготовлению звуковой линейки
Главной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу...