Папки-передвижки

Содержание работы педагога по развитию зрительного восприятия у детей в классах «Охраны и развития зрения»

Татьяна Адасенко
Содержание работы педагога по развитию зрительного восприятия у детей в классах «Охраны и развития зрения»

В настоящее время разработана и в ряде регионов используется программа по развитию зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием в период их начального обучения.

При многообразии форм, приемов и методов работы по развитию зрительного восприятия педагог классов «Охраны и развития зрения» должен ориентироваться на реализацию шести групп задач (16).

Первая группа задач направлена:

Публикация «Содержание работы педагога по развитию зрительного восприятия у детей в классах „Охраны и развития зрения“» размещена в разделах

- на расширение и коррекцию у детей с нарушением зрения предметных представлений и способов обследования предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира;

- формирование конкретных способов обследования предметов;

- формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

- формирование обобщающих понятий.

Вторая группа задач направлена на повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования у младших школьников с амблиопией и косоглазием зрительных сенсорных эталонов :

- через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;

- формирование системы сенсорных эталонов;

- научение пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира;

- развитие сенсорных обследовательских действий.

Значимость реализации задач данной группы значительно возрастает в случае работы с детьми, не посещавшими специализированный детский сад и детьми, имеющими низкий уровень сенсорной готовности к обучению.

Решение задач третьей группы предполагает формирование у детей потребности использования зрительных умений и навыков для установления логических причинно-следственных связей при отражении множества объектов окружающей действительности. Это обеспечивает развитие таких важных свойств восприятия как сукцессивность и симультанность и оказывает положительное влияние на аналитико-синтетическую деятельность.

Четвертая группа задач состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп.

Первая подгруппа дидактических задач по развитию зрительного восприятия направлена :

- на развитие глубины пространства;

- научение детей переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве;

- формирование измерительных навыков;

- развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе.

Вторая подгруппа задач направлена:

- на развитие пространственной ориентировки через формирование пространственных представлений;

- научение ориентироваться на основе пространственных представлений;

- расширение опыта ориентировки в окружающей действительности.

Пятая группа дидактических задач направлена на активное использование средств педагогического воздействия на развитие зрительных функций. Решение этих задач предполагает тренировочную деятельность детей с целью стабилизации достигнутого уровня развития той или иной зрительной функции лечебными средствами.

Шестая группа дидактических задач направлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствования зрительно-моторной координации.

Качество решения задач зависит от умения педагога соотносить содержание специальной программы с содержанием общеобразовательной программы воспитания и обучения в общеобразовательном учреждении.

Реализация общеобразовательной программы позволяет целе-направленно знакомить детей с окружающим миром и формировать у них качественные предметные, пространственные, временные представления о нем.

В ходе реализации указанных задач педагогу необходимо четко определять цель каждого коррекционного занятия и суметь подчинить этой цели все его содержание.

Основным средством развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение ребенка способам видения. В процессе специального обучения педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет педагогу решить те или иные задачи обучения.

Возможно использование наглядного дидактического материала как приема наглядного метода развития зрительного восприятия.

Содержание, вид, характер наглядности, используемой в коррекционно-педагогическом процессе, определяются программным материалом по развитию зрительного восприятия, конкретными коррекционными задачами, характером зрительного нарушения.

Следует также отметить, что в практической деятельности педагог предлагает детям задания, как правило, в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности.

В зависимости от групп задач зрительного восприятия можно выделить различные типы специальных занятий. Каждый тип занятия отличается от другого программным содержанием.

При организации работы по развитию зрительного восприятия с детьми младшего школьного возраста необходимо иметь в виду, что непрерывность данной работы обеспечивается и привлечением родителей детей к участию в данной деятельности. Вооружение родителей знаниями об уровне развития зрительного восприятия их ребенка, о наличии у ребенка определенных трудностей, вооружение их некоторыми приемами работы позволяет вызвать заинтересованность не только к результатам коррекционно-развивaющeй_ работы, но и к её содержанию.

Всё выше изложенное дает основание говорить о том, что реализация задач по развитию зрительного восприятия у младших школьников с амблиопией и косоглазием способствует развитию зрительного восприятия как познавательного процесса. В ходе работы в указанном направлении повышается качество восприятия детей за счет постоянного усложнения зрительных задач, за счет предоставления возможности детям из занятия в занятие целенаправленно оперировать знакомыми предметами окружаю-щего мира и поэтапного формирования у них предметных представлений.

Таким образом, в содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

Так же важно знать при выстраивании всей системы коррекционной работы возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного ребёнка.

Ранняя диагностика и педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в развитии детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Фотоотчет о занятии по развитию зрительного восприятия формы «Четырехугольники»Фотоотчет о занятии по развитию зрительного восприятия формы «Четырехугольники» Развитие представлений о форме предметов у детей с нарушением зрения обусловлено состоянием зрения, поэтому часто бывает, что даже в старшем.

Интеллектуально-познавательная игра «Аквамозаика» по развитию зрительного восприятияИнтеллектуально-познавательная игра «Аквамозаика» по развитию зрительного восприятия Настольные игры – отличный способ с пользой провести время. Это не только развлечение для детей, а отличный способ с удовольствием провести.

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве Задачи: Коррекционно-образовательные: • обогащение словаря на материале занятия; Коррекционно-развивающие: • формирование умения слушать.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия «История о том как прожорливая гусеничка превратилась в красивую бабочку» ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПРОЖОРЛИВАЯ ГУСЕНИЧКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРАСИВУЮ БАБОЧКУ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Коррекционно-образовательные цели: Продолжать.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зренияКоррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зрения Цель: закрепление знаний о строении растений, развитие цветовосприятия. Задачи. - развивать зрительное восприятие; - развивать мелкую моторику;.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Занятие по развитию зрительного восприятия «Скворечник из готовых фигур» для дошкольников с нарушением зренияЗанятие по развитию зрительного восприятия «Скворечник из готовых фигур» для дошкольников с нарушением зрения Занятие по развитию зрительного восприятия «Скворечник из готовых фигур» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: учить дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание работы педагога по развитию зрительного восприятия у детей в классах «Охраны и развития зрения»
Опубликовано: 21 мая 2023 в 18:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД