Лучший педагог года

Содержание работы с дошкольниками по правовому воспитанию.

Любовь Паштанова
Содержание работы с дошкольниками по правовому воспитанию.

1. Методы и приемы, направленные на формирование нравственно-правовых представлений, их конкретизацию и систематизацию.

• Знакомство детей с адаптированными текстами международных, документов, раскрывающих основные права и свободы человека.

• Чтение и рассказывание произведений устного народного творчества, произведений классической детской литературы, доступных фрагментов учебного пособия А. Усачёва «Приключения маленького человечка», подчеркивая в содержании нравственно-правовые аспекты.

Публикация «Содержание работы с дошкольниками по правовому воспитанию,» размещена в разделах

• Рассказы воспитателя на нравственно-правовую тематику. Воспитатели, перерабатывая литературу о праве, составляют рассказы, доступные восприятию старших дошкольников.

• Вопросы нравственно-правовой направленности. Воспитатель, продумывая вопросы, обращается к близкому детям сказочному опыту. Серия репродуктивных вопросов позволяет детям воспроизводить сюжеты сказок или их фрагменты. Особенностью творческих вопросов является то, что они побуждают детей к размышлениям о поступках сказочных героев и помогают им выстраивать собственные суждения на нравственно-правовую тематику.

• Рассматривание иллюстраций, наборов картин, отражающих нравственно-правовые понятия. Воспитатель подбирает соответствующие иллюстрации из книг и картинки, отражающие нравственно-правовую тематику, и предлагает их детям для рассматривания. По просьбе воспитателя, дети, рассматривая иллюстрации, отмечают, нарушены ли в сказках права героев, определяют, какое право нарушено, пытаются найти выход из данной ситуации.

• Беседы с детьми о нравственно-правовых понятиях. Беседы с детьми организуются в непринужденной обстановке групповой комнаты: в игровом уголке или месте для чтения и спокойного отдыха. Искренний доброжелательный тон педагога создает атмосферу уюта, помогает эмоционально настроить детей на беседу о хороших и плохих поступках людей, о добре и зле, правилах, которые действуют в группе. Тематика бесед должна обязательно опираться на личный опыт воспитателя и детей. Например, беседы о личном имуществе, о вещах, которыми они дорожат, — «сокровищах». По образцу воспитателя дети называют предмет, его назначение, рассказывают, почему эта вещь дорога ребёнку, обращают внимание на правила бережного обращения с ней. Совместно с воспитателем отмечают, что у каждого ребенка есть своя «дорогая» вещь, и делают вывод: у каждого ребенка могут быть личные вещи, нельзя брать их без разрешения. Детям сообщают о существовании в группе некоторых правил : у каждого ребенка есть имя, поэтому следует обращаться друг к другу по имени. Обращаться следует ласково. Правила обязательны для выполнения каждым членом группы. Правила можно изменять, но только с общего согласия.

• Хороводные игры.

В народной педагогике известно огромное количество хороводных игр. Игры в «круг» способствуют установлению доброжелательного, дружелюбного отношения детей друг к другу, развивают умение понимать товарища по игре, учат уважать его интересы, желания. Дети начинают понимать, что в каждой игре существуют правила, и осознают необходимость их выполнения. Дети принимают и выполняют правила, понимают, что выполнять правила бывает не только сложно, но и приятно.

• Занимательные упражнения «Братания». Для установления атмосферы равенства, принятия детьми друг друга, комфортного пребывания каждого члена группы предлагаются занимательные упражнения «братания». Такой прием используется после коллективных видов деятельности или успешного выполнения ребенком индивидуального поручения.

• Игра «Похвала».

Эти игры воспитателем организуются с целью показа ребенку возможности иметь собственное мнение по поводу какого-то события или человека. Необходимо научить ребенка высказывать собственное мнение, не обижая, не огорчая сверстников. В круге дети «дарят» ласковые, сердечные слова друг другу. Цепочка слов передается от воспитателя к каждому ребенку в группе. Все дети должны «получить» в свой адрес добрые слова.

• Игры в «раскрашивание» и «украшение».

В игре может принять участие каждый ребенок. В играх они равны друг другу, в играх есть правила, и все в играх действуют по правилам. Дети усваивают основное правило игры - «украшать» ребенка можно только с его разрешения.

Игра начинается с предложения воспитателя украсить его : лицо, руки, одежду. Дети, как правило, с удовольствием включаются в игру и украшают воспитателя лентами, бантами, красками. После украшения воспитатель обращает внимание на положительные изменения, которые с ним произошли, и предлагает украсить кого-то из детей.

• Упражнения на развитие понимания эмоциональных состояний окружающих.

Воспитатель, организуя эти игры, обращает внимание детей на то, что у людей могут быть разные настроения: они могут испытывать радость, печаль и т. п.

Для этого детям предлагают наборы картинок с изображениями людей, испытывающих различные эмоции, дети должны правильно «считать» информацию. Следует постепенно усложнять упражнения, начиная с 2-3 картинок и увеличивая их количество до 4-5. Воспитатель побуждает детей демонстрировать собственные умения изображать яркие эмоциональные состояния - радость, огорчение, смех, удивление.

• Игры с изменением образа «Мечтатели».

Воспитатель предлагает детям принять участие в играх с изменением собственного образа и образа сверстников. Воспитатель обращает внимание детей на возможность и занимательность изменения внешнего облика. В игре участвует подгруппа детей.

В этой серии игр дети заранее договариваются о правилах : внимательно выслушивать мнение каждого, отстаивать собственное мнение, не обижая другого. Вариантами таких игр являются конкурсы "Турнир древних рыцарей", "Костюм древнего человека" и т. п.

• Сочинение историй, сказок о себе, близких людях на нравственно-правовую тематику.

• Проведение вечеров сказок.

Детям предлагают сочинить сказки о правах человека, о демократическом устройстве общества, стране, президенте, правилах группы.

• Демонстрация детьми собственных работ. На детских шкафчиках для хранения одежды укрепляются разноцветные крючки, на которых ежедневно каждым ребенком совместно с педагогом вывешиваются детские работы. Подобная демонстрация детских работ позволяет упражнять малышей в уважительном отношении к своим работам и работам сверстников. Малыши учатся аккуратному обращению с собственными и чужими результатами труда, учатся не ломать, не рвать детские работы.

• Игры «Запрещающие и разрешающие знаки поведения». Для организации игры изготавливается серия картинок, с помощью которых демонстрируется действие основных прав человека : жестокое обращение с детьми, участливое отношение друг к другу, высказывание собственного мнения, владение игрушками. Картинки на креплениях расставляются по игровому полю. Дети, перемещаясь по полю, отбирают положительные модели поведения.

• Ведение ребенком совместно с родителями альбомов о себе и своей семье.

В альбоме дети записывают свое имя, домашний адрес, рисуют или наклеивают любимую игрушку, имена близких.

• Упражнения «Сказочные правила».

В сказках на бытовую тематику дети пытаются определить, какие необходимые правила выполняют или не выполняют герои. Например, Зайчик и Лиса из сказки «Заюшкина избушка».

• Участие вместе со взрослыми в полезных делах.

Дети совместно с воспитателем учатся устанавливать элементарные правила жизни в группе :

- здороваться, когда входишь в помещение;

- брать вещи с разрешения владельца;

- просить разрешение, чтобы приняли в игру;

- обращаться по имени к каждому ребенку.

По мере запоминания и исполнения правил детьми, воспитатель вводит новые.

• Игры - путешествия. Они организуются воспитателями для закрепления детьми основных прав человека и уточнения демократического устройства общества. Воспитатели предлагают детям отправиться в путешествие в другие страны. Дети выбирают маршрут путешествия, удобный вид транспорта. Совместно с педагогом продумывают документы, необходимые для путешествия, уточняют правила поведения.

Педагогами разрабатывался комплекс заданий детям, востребующий полученные представления, например: "Представьте, что ваша группа - Дума детского сада. Дума принимает законы и вырабатывает правила. Давайте вместе составим правила, по которым будут жить дети в детском саду".

Например, "Представьте, что идет заседание Думы детского сада. Подумайте, какие правила каждый ребенок в группе выполняет без напоминания. Попробуйте дополнить правила группы, внести в них изменения".

• Прием "Выборы президента группы".

Дети успешнее усваивают модели общественного устройства и нравственно-правового поведения, если воспитатель организует увлекательную деятельность, в которую максимально "включены" дети. В "выборах" принимает участие каждый ребенок группы, привлекаются и родители воспитанников. Каждый "кандидат" готовит свою программу выступления.

• Игра «Прием в президентском дворце».

Такая игра организуется один раз в год - в День Независимости России. Совместно с детьми выбираются президент, его помощники. "Президент" обращается с торжественной речью к своим согражданам. Во время торжественной церемонии звучат национальные песни, стихи отечественных поэтов, исполняется гимн России.

• Праздник "Права человека".

Этот прием также организуется один раз в год 10 декабря. Цикл праздничных мероприятий включает беседы об истории появления права, о правах человека в разных странах, международном движении в защиту прав человека. Исполняются песни и стихи о мире, доброжелательном отношении к людям.

Публикации по теме:

Проект «Я — ребенок, и я имею право!» Цель: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ожидаемые результаты: • Осознание.

Проект на тему «Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру» Компьютерная презентация проекта на тему "Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание работы с дошкольниками по правовому воспитанию.
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 21:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД