Лучший педагог года

Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках

Ольга Смирнова
Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках

Соотношения элементов реальности и фантастики в сказках

Анализ народных сказок

«Царевна-лягушка»

“Царевна-лягушка” – русская народная сказка, по жанру – волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.

Время действия сказки – неопределенно-прошедшее (“В старые годы у одного царя было три сына”).

Публикация «Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках» размещена в разделах

Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, “потусторонний” – “тридевятое царство”, куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.

«Морозко»

Известная нам с детства сказка “Морозко” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица, которому приходит на выручку чудесный помощник (Морозко) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Место действия: 1) действие происходит в русской деревне, описывается быт крестьян, жизнь обычной русской семьи. 2) лес, где главная героиня встречается со сказочным персонажем Морозко. Отсюда мы можем сделать вывод, что в народной сказке «Морозко» присутствуют элементы бытовой и волшебной сказки.

«Колобок»

В народной сказке «Колобок» действие сначала происходит в русской деревне («Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две», затем старуха испекла Колобок и поставила его на окно. В зачине описывается быт русского народа, что соответствует особенностям бытовой сказки.

Затем мы видим, как появляются признаки волшебной сказки «Колобок полежал, полежал, взял да и покатился» - с этого момента в сказке появляется волшебство. Оно присутствует на протяжении всей сказки, Колобок поёт песни зверям, которые говорят «Колобок, Колобок, я тебя съем!». Поскольку в сказке встречаются лесные звери, мы можем сказать, что она так же относится к сказкам о животных.

«Лиса и журавль»

Эта сказка относится к сказкам о животных, поскольку её главные герои лиса и журавль.

Они приглашают друг друга в гости «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу», лиса и журавль общаются на человеческом языке «Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости», пользуются предметами посуды «На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол». Исходя из этого мы видим, что в данной сказке так же присутствуют элементы волшебства. Поэтому мы можем отнести её и к сказкам о животным, и к волшебным сказкам.

«Репка»

В народной сказке «Репка» действие происходит в деревне «Посадил дед репку…», «Выросла репка сладк, крепк, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку». В зачине мы видим, что сказа бытовая, поскольку действие происходит в реальном мире и с реальными героями. Затем сказка начинает преобретать черты волшебной «Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,», поскольку в реальном мире мы не встретим жучку, кошку и мышку, которые будут помогать тащить репку. Отсюда мы можем сделать вывод, что сказка «Репка» относиться и к бытовой и к волшебной сказке.

Анализ авторских сказок

«Айболит» Корней Иванович Чуковский

Сказку «Айболит» можно смело назвать волшебной, поскольку на протяжении свей истории мы встречаем зверей, которые разговаривают и приходят на приём к врачу «И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!"», могут писать «Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: "Вот вам телеграмма От Гиппопотама!"», предлагают свою помощь человеку «Но тут выплывает кит: "Садись на меня, Айболит». Так же сказку можно отнести к сказкам о животных, поскольку в ней встречаются герои-звери.

«Дюймовочка» Г. Х. Андерсен

Это волшебная сказка, волшебство сопровождает её от зачина до концовки. Начинается оно с необыкновенного появления главной героини Дюймовочки «Это был точь-в точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка», затем появилась говорящая жаба, которая украла маленькую девочку для своего сына, так же в сказке встречаются и другие герои-звери, которых автор наделил способностью разговаривать.

«Красная шапочка» Ш. Перро

Сначала действие происходит в деревне, где жила девочка, мы видим описание взаимоотношений в семье «Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше», ничего волшебного в зачине нет. Затем девочка отправляется к бабушке, в лесу она встречает волка, который может разговаривать – это первое проявление волшебства в сказке. Затем волк приходит к бабушке «Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее», здесь мы видим явное преувеличение автором возможностей волка. Когда внучка пришла к бабушке волк так же, как и бабушку, проглотил её. Потом автор вводит в сказку героев-спасителей, которые убивают волка «А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная шапочка, а за ней и бабушка обе целые и невредимые.» Данная сказка относится к волшебным, поскольку герои были наделены фантастическими особенностями, которые не имеют места в реальной жизни.

«Сказка о царе Салтане» Александр Сергеевич Пушкин

Действие происходит в избе «Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком», в зачине сказка больше напоминает бытовую, поскольку идёт описание русского быта, ремесла, которым занимались девушки по вечерам, жизни народа. Волшебство проявляется уже в основной части «И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам». Автор наделил коршуна и лебедя человеческой речью «Молвит русским языком: "Ты, царевич, мой спаситель», это так же является волшебным элементом в сказке. Затем лебедь превращает царевича в комара «Будь же, князь, ты комаром». На протяжении всей сказки автор вводит всё новые чудесные элементы. Эту сказку можно отнести к волшебным, поскольку автор на протяжении всей сказки вводит в неё новых чудесных персонажей с нереальными возможностями.

«Телефон» Корней Иванович Чуковский

Эту сказку можно отнести к сказкам о животных, поскольку главные её герои – звери. Но она так же имеет особенности волшебной сказки. Все герои наделены человеческими особенностями: речью «- Кто говорит? - Слон.», способностью читать «А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки!», пользоваться лекарственными препаратами «А потом позвонили цапли: - Пришлите, пожалуйста, капли» и другими. Отсюда мы можем сделать вывод, что эта сказка о животных, но с элементами волшебства.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть III) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»К.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала» (часть I)Фотоотчёт «Как я в сказках побывала» (часть I) Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть I)«Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается»Вот.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 2Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 2 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть II) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»На.

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Творческая игра в подготовительной группе ко Дню фантастики на МAAMТворческая игра в подготовительной группе ко Дню фантастики на МAAM В организации занятий по конструированию с дошкольниками мы опираемся на методические рекомендации Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного.

Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Цель: знакомство детей с краткой биографией и творчеством А. С. Пушкина. Задачи:.

Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки»Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки» Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Сценарий КВН «Математика в сказках» Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня у нас математический КВН «Математика в сказках». Дети будут показывать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Соотношение элементов реальности и фантастики в сказках
Опубликовано: 16 января 2021 в 14:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД