Папки-передвижки

Консультация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством познавательного развития»

Татьяна Глущенко
Консультация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством познавательного развития»

Нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Публикация «Консультация „Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством познавательного развития“» размещена в разделах

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Задачи:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование элементарных знаний о правах человека. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Этому способствует организованная образовательная деятельность - темы «Что означают наши имена», «Моя мама – лучше всех», «Мой папа – солдат». Дидактические игры и упражнения: «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший?», «Помогаем малышам».

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Все это закладывается в семье. Это прогулки, наблюдения, кормление птиц зимой, ухаживание за домашними питомцами.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Расширение представлений о родном городе и других городах России.

Естественным требованием к содержанию патриотического воспитания детей является в него: культурно - исторического, духовно – нравственного, краеведческого компонентов, а также знания истории и богатейших традиций Отечества. Краеведение охватывает все стороны человеческой жизни. Можно провести беседу «Что за край, где ты живешь? Чем знаменит он и хорош», экскурсии по родному городу, посещение мероприятий ко Дню города, выставки рисунков и фотографий со Дня города.

5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Знакомя с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда – то частью быта и труда русского народа, мы даем детям возможность познакомиться с историей, укладом жизни. «Широкая масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки».

6. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема «Россия – Родина моя». Здесь особая роль отводится знакомству с символами государства (герб, флаг, гимн). В процессе организованной образовательной деятельности дети узнают о том, что символы страны означают святость и гордость государства, олицетворяют независимость, величие и честь нашей Родины.

7. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Слушать музыку, песни, танцы, читать литературу - все это должно вызывать эмоциональный отклик, позволять узнавать традиции, обычаи других народов.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Современные подходы

Музыкально- театрализованная деятельность.

В системе работы по нравственно-патриотическому воспитанию мы уделяем особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средству эмоционально-нравственного развития дошкольников, где происходит формирование разных сторон личности.

В работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной и игровой деятельности.

Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников: «Рождество», «Святки», «Масленица».

Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми исследуют особенности работы по формированию нравственно-патриотического отношения к культурному наследию является приобщение детей к народной культуре и быту.

Народное искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, хороводами, плясками, поэтому оно так близко ему и понятно.

Данная работа знакомит детей с русским народным костюмом и костюмами людей других национальностей. Этот важный момент позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Квест – технология

Квест- технология – это командная игра.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов у детей.

Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины.

Технология лэпбук

«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.

Лэпбук – это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде.

Информация в лэпбуках представлена в виде стихов, загадок, иллюстраций, всевозможных дидактических игр, которые не только знакомят детей с теми или иными понятиями и помогают закреплять полученные знания, но и совершенствуют координацию руки и глаза, графических навыков, мелкой моторики, развивают умение детей ориентироваться в ограниченном пространстве, отражать в речи пространственное расположение предметов, логическую последовательность и речевую активность, развивают логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.

Проектная деятельность

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны: «Моя семья», «Край родной, навек любимый», «Путешествие в историю родного города», «Великая Отечественная война» .

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Информационно- коммуникативная технология

В детском саду применяют следующие технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Коллекционирование

Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционировать можно предметы народно - прикладного искусства, украшения, открытки с изображением народных костюмов, обрядов и т. д.

Таким образом, коллекционирование позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа, любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Вывод: Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Публикации по теме:

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольниковНастольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольников Авторская игра (пособие) по нравственно-патриотическому воспитанию» Настольная игра «Письмо в штаб» для детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ»Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ» Педагогический совет "Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ" Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством познавательного развития»
Опубликовано: 10 января 2024 в 14:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД