Получи документы

Современные подходы к педагогическому просвещению родителей

Вера Пантыкина
Современные подходы к педагогическому просвещению родителей

Современные подходы к педагогическому просвещению родителей

Пантыкина В. М. - воспитатель МБДОУ ДС №33 «Снежанка»

Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования России, именно в этот период жизни необходимо заложить основу развития ребенка для обучения в школе. Согласно «Федеральному закону об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ от 29.12,2012» (статья 44) «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [3]. Поэтому появляется необходимость в изучения и формирования компетентных родителей, способных развивать компетенции своего ребенка.

Публикация «Современные подходы к педагогическому просвещению родителей» размещена в разделах

ФГОС дошкольной образовательной организации ставит перед современным педагогом задачу - обеспечение психологической и педагогической поддержки развития семьи и повышению компетентности у родителей в вопросе образования и воспитания, которую предстоит решать педагогам [4].

Ключевые слова: педагогическое просвещение родителей, ФГОС, компетенция педагога, общекультурное просвещение.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос о педагогическом просвещении родителей сегодня стоит особо актуально. Современные ученые трактуют педагогическое просвещение родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры, единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Целью проведения научной работы послужило: определить современные подходы к педагогическому просвещению родителей на основе анализа исследовании ученых и практик в работе по педагогическому просвещению родителей.

Наш анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны (практикумы, семинары, беседы, консультации и др., предусматривающую ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

По мнению исследователей, первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Второе условие – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, их усвоение в теоретической и практической деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и другие.

Анализ практики показывает, что родители являются направляющей силой и образцом для подражания, они играют ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Родители формируют социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений. Также они дают ребенку представления о жизненных целях и ценностях, от них ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и недопустимого.

В процессе исследования проблемы мы обратились к функциям родителей : прямая функция родителей – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.

Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Необходимо заметить, что формирование педагогического просвещения родителей начинается с детства. Это происходит за счёт усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другими детьми. Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания. Ребёнок же, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.

Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье. Исходя из того, что в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, возникает необходимость повышения педагогической культуры родителей. В настоящее время многие педагоги занимаются исследованиями по проблеме воспитания педагогической культуры родителей. На практическом уровне мы педагоги считаем, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье с помощью проведения семейных досугов, следования семейным традициям и т. д. Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому педагогическому коллективу необходимо быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с

разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Свирская Л. С. полагает, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Взаимодействие педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. От воспитателя требуется творческий подход к материалу : поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Педагог Метенова Н. М. считает, что главные участники в подготовке собрания – это дети. Они изготавливают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с использованием бросового и природного материалов и вручают их родителям. С помощью воспитателя дети записывают на магнитофон вопросы для родителей. Ребята решают, кого из сказочных героев пригласить на родительское собрание и как подготовиться к встрече. В ходе подготовки к родительскому собранию педагог предлагает провести анкетирование родителей по теме собрания; изготовить приглашения каждой семье с учётом темы собрания; записать на магнитофон ответы детей; провести заседание родительского комитета, целью которого является распределение обязанностей по подготовке собрания и подбор оборудования и материалов.

В настоящее время собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал», а также интернет. Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Итак, нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей активно применяются педагогами. Здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Однако проблема заключается в неполной мере использование ресурсов сети интернета.

Таким образом:

1. Педагогическое просвещение – это форма взаимодействия образовательной организации, педагогов с родителями по вопросу образования, воспитания и обучения.

2. В педагогическом просвещение родителей необходимо учитывать как традиционные, так и инновационные подходы.

3. В практике педагогов недостаточно используются интернет ресурсы для педагогического просвещения родителей.

4. В настоящее время педагогам необходимо вести работу по созданию банка просветительных педагогических ресурсов с привлечением информации от известных психологов, педагогов, ученых.

5. Возможно создание группы родителей и воспитателей в сети «В Контакте», где будет располагаться вся необходимая информация о педагогическом просвещении, будут даваться ссылки на полезные ресурсы в области образования и воспитания.

Список литературы:

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

4. Давыдова, О. И., Богославец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144с

5. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова Дошкольное воспитание. - 2000. № 1. - С. 60 – 68.

6. Доронова, Т. Н., Глушкова, Г. В. и др. Вместе с семьей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова. Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей - М. : просвещение.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к педагогическому просвещению родителей
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 20:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД