МААМ-картинки

Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС

Елена Гунякова
Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС

В настоящее время в России сложилась критическая демографическая ситуация. Новое поколение родившихся уступает по численности предыдущему и не восполняет естественной убыли населения. Это грозит социальной катастрофой, связанной и с национальной безопасностью, и с состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому идея оздоровления населения выходит на первый план и становиться национальной. Замечательно, что это поняли и руководители нашего государства. Во всю работает национальный проект «Здоровье», были приняты федеральные законы «Об образовании», «О здравоохранении», в настоящее время президент России В. В. Путин предложил ввести по всей стране нормы ГТО.

Публикация «Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС» размещена в разделах

Дошкольный возраст является основой в формировании физического и психического здоровья будущего поколения. В течение семи лет ребенок проходит огромный путь в своем развитии, который не повторяется в последующем никогда. В это время происходит становление функциональных систем организма, интенсивно развиваются органы, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому так важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, дать знания валеологической направленности. Вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников всегда уделялось большое внимание, но меняются дети нужно менять и подход к их воспитанию. В свете последних тенденций актуальными становятся гибкие педагогические технологии, использование компьютеров и инновационных здоровьесберегающих технологий.

В соответствии с современными требованиями к развитию личности ребенка дошкольное учреждение строит свою работу таким образом, чтобы через подготовку педагогов, взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения, формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей, она была направлена на обеспечение нравственного, психического и физического здоровья ребенка.

Используя в педагогическом процессе технологии, обеспечивающие с одной стороны решение задач сохранения и укрепления здоровья детей, с другой стороны, способствующие эффективной реализации образовательных и воспитательных задач, мы решаем задачи здоровьесберегающего образования.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья. Факторы, от которых зависит состояние здоровья : генетические особенности организма, передающиеся от родителей, отношение к собственному здоровью на протяжении всей жизни и внешние условия (социальное положение, экология, условия труда и т. д.). Комплексная работа образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: сотрудничество с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Работа с педагогами подразумевает под собой пополнение их собственных теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии; теории и методике физического воспитания; гигиене и др., овладение и внедрение в практику оздоровительных технологий в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни : зарядка, закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.

Сотрудничество с родителями включает в себя: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т. д., круглых столов, дней открытых дверей, практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», консультаций, кружковой работы; выполнение совместных долгосрочных и краткосрочных проектов на тему здорового образа жизни; выпуски фотогазет и других мероприятий.

Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание ценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; на привитие навыков профилактики и гигиены; умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; формирование оптимистического миро- и самоощущения; воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать.

Для каждой возрастной группы у нас составлен календарно-тематический план, по которому проводятся занятия валеологической направленности. Утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе круглый год. Прогулку завершает обязательная оздоровительная пробежка. Воспитатели соблюдают двигательный режим в течение дня. С детками проводятся физкультминутки и динамические паузы, обучаем элементам самомассажа, обязательно побудки после сна с корригирующими упражнениями, закаливающие мероприятия, учитывающие возраст детей. Ребята с удовольствием ходят на физкультурные занятия, с нетерпением ждут спортивных праздников и развлечений, очень рады, когда проводятся совместные мероприятия с родителями. Организуем экскурсии, целевые прогулки, проводим опыты, наблюдения соответствующие тематике здоровьесбережения. Дети активно, с большим интересом принимают участие в совместных проектах на темы по здоровому образу жизни. Особое внимание мы уделяем дыхательной и пальчиковой гимнастикам, так как в нашем дошкольном учреждении есть коррекционные группы логопедической направленности, куда приходят дети из других детских садов, а развитие мелкой моторики и правильного дыхания очень важны для успешного решения поставленных задач. В каждой возрастной группе оформлены физкультурные уголки для самостоятельной двигательной деятельности, оборудованные всем необходимым. В процессе взаимодействия с воспитателями мы решали такие задачи как создание развивающей среды как пространства для самореализации; оказание помощи ребенку в накоплении необходимого опыта и знаний по сохранению и укреплению собственного здоровья; приобщение ребенка к физической культуре и спорту. В «Уголках здоровья» интересная и полезная информация о здоровьесберегающих технологиях, о методах и формах закаливания, отчеты о совместных мероприятиях, фотогазеты, результаты проектной деятельности.

Еще одним фактором воздействия на развитие личности ребенка являются его родители. Любовь родителей, их забота и внимание дают детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, для каждого ребенка важна поддержка родителей. Специальные социологические и психолого-педагогические исследования (А. И. Захаров, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева) показали, что семье необходима помощь специалистов на протяжении дошкольного детства. Семья и детский сад выполняют разные функции, не могут заменить друг друга и должны работать вместе для более полноценного развития ребенка.

В последние годы стали больше уделять внимания семье, ее неоценимой роли в воспитании и социализации детей. Вопросами взаимодействия семьи и детского сада занимались такие ученые как: Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская и др. Они рассматривали этот вопрос по отдельным направлениям воспитания и обучения ребенка (трудовое, нравственное, игровое и др., не беря во внимание активное участие родителей в образовательном процессе.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании» родители несут ответственность за обучение и воспитание своих детей. Утвержденный в октябре 2013 года «Федеральный государственный образовательный стандарт» направлен на решение многих задач, в том числе на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Очень важно чтобы детский сад и семья двигались в одном направлении, согласуя свои действия, чтобы совместная работа была плодотворной и реально способствовала разностороннему развитию личности ребенка.

Задачей взаимодействия с родителями является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. «Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т. А. Куликова Дошкольная педагогика 2007). «Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О. Л. Зверева Семейная педагогика и домашнее воспитание 2009). Очень важно и семье, и дошкольному учреждению двигаться в одном направлении, помогая друг другу в развитии и воспитании полноценного гражданина своей страны.

Целью совместной деятельности детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни является воспитание не только здорового, физически крепкого ребенка, но и социально адаптированной, цельной личности готовой к интеграции в обществе. Мы считаем, что положительные результаты возможны только при плодотворной работе всего коллектива дошкольного учреждения и родителей. Нужно понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни — задача государственной важности, а деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию представлений и навыков о здоровом образе жизни — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Литература

1. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : Сфера, 2009.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2007.

3. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М. : Сфера, 2008.

4. Кириллова Ю. А. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. СПб. : Детство-Пресс, 2013. 5. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2000. 6. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 2001.

7. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. М. : Просвещение,2005.

Публикации по теме:

Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации «Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации» Задача раннего.

Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения, с учётом требований к развивающей среде ФГОС.

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников 1. Начинайте день с улыбки. Помните, от того, как Вы разбудите ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. 2. Не забудьте.

Перспективное планирование работы с родителями по формированию здорового образа жизни Перспективное планирование работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Тухватуллина Ильсия Фагимовна, воспитатель, МБУ детский.

Проект «Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни» Актуальность Семья и детский сад – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребенка. У семейного и общественного.

Работа с родителями по формированию основ здорового образа жизни. Буклеты «Дети – это залог будущего. Сейчас на часах «без пяти минут двенадцать» и если мы не примем каких-то консолидированных мер, то проиграем.

Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольниковРеальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников В нашем ДОУ разработана и активно используется педагогами программа.

Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную.

План мероприятий месячника по формированию здорового образа жизни Цель: Формировать у воспитанников устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, активной жизненной позиции, ответственного отношения к.

Занятие в средней группе по формированию здорового образа жизни Цель: Формирование навыков здорового образа жизни, закрепление навыков выполнения основных движений. Закреплять знания детей об уходе за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС
Опубликовано: 19 апреля 2016 в 18:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД