Создание игровых ситуаций при работе с ребенком с ОВЗ

Марина Челышева
Создание игровых ситуаций при работе с ребенком с ОВЗ

Челышева М. П. учитель- дефектолог МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 127»

г. Иваново

Создание игровых ситуаций при работе с ребенком с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию и обучению. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход к каждому ребенку. Немало важным является создание ситуаций, предотвращающих наступление утомления во время занятий с таким ребенком. И здесь педагог прибегает к различным приемам, а именно: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала. Но эффективным приемом коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии является создание «игровых мотивационных ситуаций». Игровая мотивация необходима для такого ребенка, т. к. только в игре ребенок реализует свои желания и потребности. Следует отметить, что при выборе той или иной «игровой ситуации» следует учитывать следующие критерии:

интерес и потребности ребенка;

соответствие возрастным возможностям ребенка;

актуальность применения;

выход из «игровой ситуации» в свободную деятельность

(продуктивную, конструктивную, игровую и т. д.)

Рассмотрим различные виды игровых мотиваций:

1. Появление игрушки-персонажа. (например, Вороны Каркуши)

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте, дети! Какие вы веселые, улыбаетесь, сразу видно, что вы получили подарки от нашего друга Лунтика?

Дети: Мы никаких подарков не получали!

Учитель-дефектолог: - Как же так! Пакет с конфетами лежал вот здесь на подоконнике, я его видела с утра. Куда же он подевался? Давайте посмотрим. (дети ищут, в это время в раздевалке раздается карканье и смех). Кто так каркает? (дети отвечают, предполагают, что это она утащила подарки). Надо ее найти. Интересно где она прячется? (выходят в раздевалку и видят «следы» вороны).

Дети: Мы пойдем по следам и найдем ее!

Следует отметить, что не менее важен и «выход» детей в свободную деятельность, предположим, что дети отыскав конфетки из слоеного теста, раскрашивают их и раскладывают в вазочки по форме, цвету и размеру соответственно.

2. Появление «волшебного предмета». (слышен стук в дверь, звон колокольчика).

Учитель-дефектолог: - Дети, давайте посмотрим, кто это стучится в дверь? Ой, что это? (открывает дверь, видит сундучок). Какой он большой и красивый! Хотите узнать, что в нем лежит? (пытаются открыть, но не получается).

Учитель-дефектолог: - Наверное мы забыли сказать волшебные слова. А какие волшебные слова вы знаете? (после ответов детей сундучок открывается). Ребята, а из какой сказки все эти герои? (лиса, заяц, петух, медведь, собака, дети отгадывают сказку). Для выхода в свободную деятельность, дети были подведены к выводу о необходимости построить избушку для лисы, пожалеть ее, тем самым подвести к конструктивной деятельности.

3. Обучение правилам столового этикета. (столовые приборы: нож, вилка, ложка спрятаны в красивой коробке, в группе). Дети ее находят.

Учитель-дефектолог: - Интересно, что в этой коробочке? Как вы думаете? (можно потрясти и послушать, дети высказываются). Давайте откроем и посмотрим. (появляется нож и «оживает» у детей на глазах, используется театральная ширма).

Нож: - Здравствуйте! Я так хотел попасть к вам в гости!

Учитель-дефектолог: - А вы знаете, кто это? Хотите познакомиться? Давайте присядем и послушаем этого господина.

Нож: - Я- столовый нож. вы уже знакомы с моими сестрицами: вилкой и ложкой? (дети отвечают). А для чего они вам нужны (ответы). Правильно вилка и ложка помогают вам кушать. Я тоже буду вам помогать. Посмотрим, похож ли я на своих сестренок и что я умею делать! (демонстрация умений совместно с детьми). В процессе занятия дети знакомятся со столовым ножом, учатся безопасным приемам пользования им, учатся самостоятельно делать бутерброды. По окончании занятия можно устроить чаепитие с бутербродами, сделанными своими руками.

4. Игра-путешествие куда-либо, и с какой целью.

Учитель-дефектолог: Дети, хотите отправиться в путешествие на поезде? (ответы детей). Тогда приобретайте билеты в кассе и занимайте места в вагонах. (билеты приобретаются в соответствии следующих параметров: цвет, форма, величина, кассир проверяет купленные билеты). Поезд отправляется. Ту-ту-у-у! (звучит музыка «Мы едем, едем, едем…»). Занятие плавно переходит в сюжетно-ролевую игру, где педагог и дети выступают как равные партнеры.

5. Появление сказочного героя взрослого.

Сказочная Фея: - Здравствуйте ребята! Я –сказочная Фея! Сегодня мы будем играть в сказку, а в сказке происходят разные волшебные превращения. Хотите стать маленькими гномиками? (ответы детей). Слышите звон, это волшебные колпачки, надевайте их скорее. (дети одевают).

- Глазками моргнули, рот в улыбке растянули,

Брови вверх подняли, на носик пальчиком нажали,

И тихонечко сказали: «Под горушкой в тиши, живут гномы-малыши». На этом занятии дети знакомятся с русскими народными потешками, загадками, учатся быть добрыми, доброжелательными, умеющими приходить на помощь в трудную минуту. При этом необходимо учитывать, какой сказочный персонаж-герой придет в гости. Детям младшего возраста ближе Смешарики, Лунтики, а старшего- Буратино, Незнайка.

6. Получение письма-послания, телеграммы.

Учитель-дефектолог: - Ребята, сегодня в нашем почтовом ящике я обнаружила большой конверт, на нем написан адрес. (зачитывается адрес детского сада). Вам интересно узнать, что в нем? (ответы). Давайте тогда откроем его. Здесь нарисован план с непонятными значками. (дети разгадывают). Далее занятие переходит в конструктивную деятельность с элементами режиссерской игры, дети обыгрывают построенные по плану постройки, привлекая фигурки из киндерсюрпризов.

В заключении хочется сказать, что поставленная игровая ситуация обязательно должна проходить через все занятие, помогая детям решать поставленные перед ними задачи, вовлекать их в решение поставленных проблемных ситуаций, помогая при этом еще и взаимодействовать ребенку с ОВЗ с обычно развивающимися детьми.

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций Информация из опыта работы М. И. Ревиной, воспитателя МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкой, муниципального образования Брюховецкий.

Использование игровых ситуаций, как средство благоприятной адаптации детей к детскому саду Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Ситуация сходная с той, когда взрослый попадает.

Методика проведения игровых развивающих ситуаций в младших группах В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого.

Опыт работы на тему «Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта» Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Практикум-семинар «Использование игровых обучающих ситуаций в речевом развитии дошкольников» Слайд № 1,2 «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Семинар-практикум «Использование.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группе .

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группе Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребенок становится пешеходом значительно раньше,.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе.Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе. Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения в дорожной среде, мы одновременно и воспитываем их, применяя методы.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Осень
Автор публикации:
Создание игровых ситуаций при работе с ребенком с ОВЗ
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 20:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уголок театрализации.
В нашей группе был создан уголок театрализации. В нём отводится место не только для различных видов театра: настольный, пальчиковый, масок для разыгрывания...
Используя моделирование, играем дома и в детском саду. Опыт использования...
[/i Моделирование – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,...
Лепка «Человечки». Средняя группа
Программное содержание: 1. Создать условия для лепки человека из пластилина: раскатывать пластилин разными способами, используя схемы лепки, видоизменять...
Мастер-класс с педагогами «Васильковое поле»
Синее небо упало на луг, Синим-пресиним всё стало вокруг, На лугу расцвели, у синей реки, Как синие небо, цветки – васильки. ( Н. Маслей) Наш сад...
Фотоотчет «Золотая рыбка»
Здравствуйте уважаемы гости, коллеги. Вот решилась на первую публикацию-фотоотчет. Работаем по комплексно тематическому плану, тема недели была "Рыбы". Для...