МААМ-картинки

Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника на хореографических занятиях в условиях ДОУ

Екатерина Худобина
Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника на хореографических занятиях в условиях ДОУ

Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».

(Патрик Фоос)

Проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна. Состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. К моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Публикация «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника на хореографических занятиях в условиях ДОУ» размещена в разделах

Физическое здоровье :

-это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

-это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье :

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье – система ценностей и убеждений. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества

Основная часть.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающего в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребёнка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю); становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношение между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья детей. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Функции здоровьесберегающей технологии :

1. Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

2. Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опята ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

3. Диагностическая. Заключается в мониторинге развития воспитанников на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.

4. Адаптивная. Воспитание у дошкольников направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию детей к социально-значимой деятельности.

5. Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

6. Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Педагога дополнительного образования, руководителя хореографического коллектива не может не волновать состояние здоровья воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия хореографией формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Танец, ритмика, как движение жизни, помогает детям в улучшении умственного и физического здоровья. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

В зависимости от дня недели в который проходит урок ритмики, подбираются музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми– способствуя его адаптации в социуме.

Одним и важнейших компонентов здоровьесберегающих технологий является развитие навыков двигательной активности. Танцевальные упражнения, развивают механизм овладения новыми двигательными навыками, координацию движений. И чем большим запасом хореографических навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и возможность реализовать себя в активном современном мире. Позы, перемещения, прыжки, вращения, повороты, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма физические навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. Поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и рекомендаций учителя, сочетаются с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. Занятия базируются на изучении от простого к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей (игры на импровизацию «Море волнуется раз.», «Тили, тили стоп…», «Лесная поляна…», игры на развитие двигательных навыков «Чай, чай выручай», «Паучки»).

Влияние хореографии на организм ребенка.

Хореографическое искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы личности ребенка, эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое его развитие. Поэтому на занятиях хореографией придаётся огромное значение применению здоровьесберегающих технологий.

Термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С. И. Ожегова). Выделяются следующие компоненты здоровья : соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.

Картины мира, складывающиеся в сознании младшего школьника на основе реальных образов окружающей действительности, уникальны. Они отличаются красочностью, радостью и не доступны человеку на других возрастных этапах развития. Образно - мифологическое мироощущение, чувственное отношение к объектам природы, отзывчивость, творческая активность позволяет создать условия для полноценной реализации и развития личности ребенка. Насколько мы оценим значимость эмоционально-чувствительной сферы личности, будет зависеть психическое здоровье учащегося.

По результатам психологических тестов проводимых педагогом на внимательность, адаптацию, на психологическую сплоченность, у детей, занимающихся хореографией, выявляется более высокие положительные результаты, чем у сверстников.

Постепенность и последовательность - вот главный принцип на занятиях по хореографии. Физическая нагрузка добавляется плавно, постепенно и дозировано. Под последовательностью подразумевается регулярность занятий. Системность, а не эпизодичность занятий способствуют активизации адаптационных возможностей организма, тренировке работоспособности, повышению выносливости. Комплекс упражнений подобран так, что происходит чередование физической нагрузки по группам мышц, смена одного рода деятельности другой, переход от пластики к ударам или тряскам. Это дает возможность отдыхать и восстанавливаться одной группе органов во время вовлечения в движение другой группы.

На занятиях, для большего проникновения у детей, я подбираю упражнения доступные и понятные по содержанию и форме:

Музыкально- ритмические упражнения.

1. «Гимнастика руками». 2. «Прогулка по сказочному лесу».

3. «Праздничный марш».

4. «Порхающая бабочка». 5. «Поездка на велосипеде». 6. «Танец аборигенов». 7. «Танец кукол». 8. Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а ученики должны как можно быстрее его повторить. 9. Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону). 10. «Полька зверей».

11. «Зеркало» (в парах)

Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.

12.«делай, как я».

Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.

13.«Вечное движение».

Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает

собственное оригинальное движение.

14.«Стоп-кадр».

Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.

Ритмические упражнения.

1.«Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

2. Ритмизация собственных имён и фамилий.

3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)

4. Ритмизация движений различных животных.

5. Коллективная импровизация ритма к звучащему

маршу. «Ладушки»

(эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное

внимание и координацию движений).

Музыкотерапия.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано,что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки.

1. Игра на воображаемых инструментах.

2. Создание самых различных образов(«Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского- плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка).

3. Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром.

Фольклорная арттерапия.

Русский фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. Драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Данный вид арттерапии считаю наиболее эффектным, так как использование фольклора на уроках ритмики предусматривает органичноесочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно танцевальная деятельность: исполнительно - творческая. Работа проводится с учётом возрастных особенностей дошкольников : их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности.

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. Задание «Разыграй песню» предлагаем учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «По малину в сад пойдём», «Прискакал воробей», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как у наших у ворот», «Бояре, а мы к вам пришли» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.

Терапия творчеством.

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на занятиях ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания ребёнком самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сказкотерапия.

В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

Улыбкотерапия.

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше.

Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Заключение.

Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость. В нравственном плане – честен, самокритичен. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

Разработанная программа по ритмике, где включены здоровьесберегающие технологии формирует компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Такая программа даё т психотерапевтический эффект:

• эмоциональную разрядку;

• снятие умственной перегрузки;

• снижение нервно- психического напряжения;

• восстановления положительного энергетического тонуса

Способствует формированию навыков здорового образа жизни.

Хотелось бы закончить словами Курта Воннегута, из речи произнесенной перед выпускниками Массачусетского Университета в 1995 году: «Тело – это самый прекрасный инструмент, которым вы когда - либо будете обладать. Танцуйте, даже если вам негде этого делать, кроме вашей гостиной…» Танцуйте и будете здоровы!

Публикации по теме:

Воспитание дошкольника в условиях современности: что важно знать родителям Сергиенко Алла Николаевна педагог I-квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска №69 «Светофорчик» г. Нижневартовск Аннотация.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Основной целью работы является исследование развития детей дошкольного возраста в условиях современной здоровьесберегающей ср Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного.

Развитие игровой деятельности дошкольника в современных условиях «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Роль воспитательного процесса в становлении личности дошкольника в условиях ДОУ Для современного этапа развития теории и практики формирования и развития личности характерна тенденция к гармоничному сочетанию государственного,.

Семинар для воспитателей «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования» СЕМИНАР для воспитателей На тему: «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования» Цель: уточнить представление.

Семинар-практикум «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» Цель: повышение профессиональной.

Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС до Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО. С 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства.

Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС до «Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации Федерального государственного.

Воспитание детей в условиях современной якутской семьи Воспитание детей в условиях современной якутской семьи. Сысолятина Валентина Илларионовна воспитатель высшей категории МБДОУ ЦРР-Д/с № 82 «Мичээр».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника на хореографических занятиях в условиях ДОУ
Опубликовано: 2 марта 2017 в 20:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД